Предохранительная шарнирная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социвлистическиа

Реслублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»859705 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.01.79 (21) 2714935/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 D 7/00

Гееуднрстееннмй камнтет (53) УДК 621.825..5 (088.8) Опубликовано 30.08.81. Бюллетень №32

Дата опубликования описания 05.09.81 ло делам нэебретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

В. М. Мороз, Н. И. Бондарь и В. Ф. (71) заявители (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ШАРНИРНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов в механизмах, подверженных кратковременным перегрузкам, при значительном несовпадении осей валов.

Известна предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные упруги элементом, выполненным в виде лепестков, закрепленных на одной из полумуфт и входящих во впадины другой (1).

Однако консольное крепление лепестков приводит к концетрации напряжений на закрепленных концах, что снижает долговечность и надежность работы муфты.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является предохранительная шарнирная муфта, содержащая две полумуфты в виде вилок со сферическими элементами и соединенные с ними два полых корпуса, связанные упругим элементом, выполненным в виде двух волнообразных кольцевых пружин со штифтащи на гребнях, входящих в отверстия на торцах корпусов (2).

Недостатками данной муфты являются низкая нагрузочная способность, сложность сборки и замены упругого элемента.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств и повышение нагрузочной способности.

Поставленная цель достигается тем, что предохранительная шарнирная муфта, содержащая две полумуфты в виде вилок со сферическими элементами и соединенные с ними два полых корпуса, связанные упругим элементом, снабжена помещенным в корпусах. стержнем, установленными на нем шлицевыми втулками и подпружиненными обоймами, а упругий элемент выполнен в виде барабана, состоящего из продольных лепестков, концы которых расположены во впадинах шлицевых втулок и прижаты к ним обоймами, при этом на внутренней поверхности каждого корпуса выполнены цилиндрические выступы, размещенные между лепестками барабана.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1;

26 на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1.

Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, выполненных в виде втулок с вилками 3 и закрепленных на концах вилок сфе859705 рических элементов 4. Вилки 3 расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Сферические элементы 4 входят в прорези 5 цилиндрических полых цапф 6. Две полые цапфы 6 жестко связаны с наружной цилиндрической поверхностью корпуса 7 ведущей полумуфты 1, а две другие полые цапфы 8 жестко закреплены на периферии корпуса 9 ведомой полумуфты 2.

Корпуса 7 и 9 полумуфт входят один в другой, для чего корпус 9 ведомой полумуфты 2 снабжен фланцем 10, имеющим цилиндрическую кольцевую расточку для центровки и посадки корпуса 7 ведущей полумуфты 1.

На внутренних поверхностях 11 и 12 корпусов 7 и 9 полумуфт 1 и 2 имеются симметрично расположенные выступы 13 круглого профиля. Выступами 13 корпуса 7 и 9 входят во впадины между упругими лепестками

14, расположенными по окружности.

Упругие лепестки 14 образуют барабан

l5. Концы 16 лепестков помещены во впади нах 17 двух наружных шлицевых втулок 18 и двух внутренних обойм 19.

Корпуса 7 и 9 полумуфт 1 и 2 связаны между собой при помощи барабана 15, установленного на стержне 20 с двумя опорными шайбами 21 и двумя пружинными кольцами 22.

Для компенсации осевых зазоров при работе муфты имеются пружины 23, установленные между торцами обойм 19 и опорными шайбами 21.

Муфта работает следующим образом.

От ведущего вала получает вращение полумуфта 1 с вилкой 3, имеющей сферические элементы 4, и через цапфы 6 передает движение корпусу 7 от которого посредством выступов 13, входящих во впадины между упругими лепестками 14, закрепленными в шлицевых втулках 18 и обоймах 19, вращение передается аналогичным выступам 13 корпуса 9, а от корпуса посредством цапф

8 через вилку 3 — ведомой полумуфте 2 и ведомому валу.

В момент перегрузки выступы 13 корпуса

7 ведущей полумуфты 1 воздействуют на упругие лепестки 14 более интенсивно и деформируют их в направлении продольной оси упругого барабана 15, образованного лепестками 14. В результате этого упругий барабан уменьшает свои радиальные размеры, давая возможность выступам 13 корпуса 7 ведущей полумуфты 1 проворачиваться относительно ведомой полумуфты 2, предохраняя механизм от поломок.

Уменьшаясь в радиальных размерах, упругий барабан 15 увеличивает осевые размеры, раздвигая при этом левые и правые втулки 18 и обоймы 19. Для их возврата в исходное положение служат пружины 23, которые при увеличении осевых размеров упругого барабана сжимаются между заплечиками обойм 19 и опорными шайбами 21.

Наличие выступов 13 в корпусе 9 ведомой полумуфты 2, аналогичных выступам

13 в корпусе 7 ведущей полумуфты 1, позволяет уменьшить тангенциальные силы, действующие на упругие лепестки 14 барабана 15 в момент перегрузки.

Шарнирное соединение вилок 3 полумуфт 1 и 2 с полыми цапфами 6 и наличие упругого барабана 15 из лепестков 14 обеспечивает компенсацию угловых, радиальных и осевых смещений соединяемых валов.

Предлагаемая муфта может использоваться в прокатном оборудовании, сельхозмашинах, транспортных устройствах и т.д.

Формула изобретения

Предохранительная шарнирная муфта, содержащая две полумуфты в виде вилок зо со сферическими элементами и соединенные с ними два корпуса, связанные упругим элементом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств и повышения нагрузочной способности, она снабжена помещенным в корпусах стержнем, установленными на нем шлицевыми втулками и подпружиненными обоймами, а упругий элемент выполнен в виде барабана, состоящего из продольных лепестков, концы которых расположены во впадинах шлицевых втулок и прижаты к ним обоймами, при этом

4О на внутренней поверхности каждого корпуса выполнены цилиндрические выступы, размещенные между лепестками барабана.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4s 1. Патент США № 2441038, кл. 64 — 29, 1948.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2602196/25-27, кл. F 16 D 3/28, 1978.

73

Щг. Р

Составитель Г. Горшкова

Редактор Т. Мермелштайн Техред А. Бойкас Корректор М. Демчик

Заказ 7516/56 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4