Способ и устройство освещения для транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсник

Социвлистическик

Республик (! 1)

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.04.78 (21) 2602782/24-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F 21 М 3/04

Государствеииык комитет

llo делам иэобретений и открытий (53) УДКЛ 629.1..06 (088.8) Опубликовано 30.08.81. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 05.09.81 (72) Автор изобретения

В. А. Курбатов (71) заявитель (54) СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к светотехнике, в частности к системам освещения для транспортных средств, предовращающих ослепление водителей и может использоваться на всех видах транспорта.

Известны устройства, в которых для предотвращения ослепления устанавливается экран на фару со стороны полосы дороги для встречного движения, а его козырек располагается вертикально (1).

Известны метод и устройство, в котором для предотвращения ослепления водителей применяются светоприемная фара, светоотдающая фара, электрическая шторка и синхронный прерыватель (2) .

Недостатком известного способа и устройства является недостаточное обеспечение безопаности движения транспортных средств в ночное время.

Цель изобретения — повышение безопасности движения транспорта в ночное время.

Указанная цель достигается тем, что в способе освещения для транспортных средств, 20 заключающемся с фрмировании в каждом транспортном средстве импульсного светового потока, лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отношению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении.

Способ освещения для транспортных средств осуществляется устройством, содержащИм размещенные на каждом из транспорных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, имеющим стационарную радиопередающую станцию и установленные на каждом транспортном средстве приемные блоки и переключатели фаз, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.

859752 з

На чертеже представлена блок-схема устройства освещения для транспортных средств.

Устройство содержит стационарную радиопередающую станцию 1, общую для всех участков движения в данном районе. Приемный блок 2, установленный на каждом транспортном средстве принимает сигнал стационарной радиопередающей станции.

Выход приемного блока 2 соединен с переключателем 3 фазы, выход KoTopolO соединен со входом синхронного прерывателя 4, при этом выход синхронного прерывателя 4 соединен с передними фарами 5 и защитным экраном 6 водителя.

Способ освещения для транспортных средств заключается в следующем. !5

Стационарная радиопередающая станция 1 общая для всех транспортных средств, участвующих в движении в данном районе, передает сигнал определенной частоты, который принимается приемным блоком 2, ус20 тановленным на каждом транспортном средстве, участвующем в движении. Передние фазы 5 транспортных средств излучают импульсный свет с частотой и фазой следования импульсов, равной (или кратной) частоте и фазе сигнала стационарной радиопередающей станции l. С той же частотой защитный экран 6 водителя открывает и закрывает поле зрения водителя, причем в тот момент, когда светят собственные передние фары транспортного средства, зрительное поле водителя открыто, а когда собственные передние фары выключены, зрительное поле водителя закрыто. Таким образом при разъезде транспортных средств их передние фары и защитные экраны работают с одной общей для всех частотой. Если фазы синхронных прерывателей встречных транспортных средств противоположны, что обеспечивается переключателем фазы, то по вышается безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьшения ослепления водителей светом встречных транспорт- 40 ных средств. ющего с выхода приемного устроиства

2 на противоположную, в случае необходимости. Сигнал с выхода переключателя 3 фазы подается на вход синхронного прерывателя 4, предназначенного для подачи импульсного напряжения с частотой равной частоте и фазе сигна55

Устройство работает следующим образом.

Стационарная радиопередающая станция передает сигнал определенной часто45 ты, который принимается приемным блоком

2, установленным на каждом участвующем в движении транспортном средстве. Приемный блок 2 выдает сигнал, равный или кратный по частоте и фазе сигналу радиопередающей станции на вход переключателя 3 50 фазы. Переключатель фазы 3 предназначен для изменения фазы сигнала, поступала на его входе на передние фары 5 и защитный экран 6 водителя. Передние фары 5 работают таким образом, что в течение одного полупериода они излучают свет, а в течение другого полупериода потушены, либо светятся слабым матовым светом, сравнимым со светом габаритных огней. Защитный экран 6 водителя работает таким образом, что в течение полупериода, когда собственные передние фары излучают свет, поле зрения водителя открыто, а когда передние фары потушены, поле зрения водителя закрыто.

При разъезде встречных транспортных средств их синхронные прерыватели работают с одной общей частотой. Частота вспыхивания передних фар и открывания поля зрения водителя у встречных транспортных средств одинакова. Фазы сигналов синхронных прерывателей могут либо совпадать, либо находиться в противофазе. В случае совпадения фаз сигналов синхронных прерыва-. телей встречных транспортных средств эти сигналы приводятся одним из водителей в противофазу с помощью переключателя фазы. Таким образом, при разъезде встречных транспортных средств их передние фары и защитные экраны водителя работают с одинаковой частотой и в противофазе. В тот момент, когда работают передние фары и открыто поле зрения водителя одного транспортного средства, передние фары встречного транспортного средства отключены и поле зрения закрыто. В следующую половину периода выключаются передние фары и закрывается поле зрения водителя первого транспортного средства, вклк>чаются фары и открывается поле зрения водителя встречного транспортного средства. Водитель видит лишь свет передних фар собственного транспортного средства и все, что ими освещено. Свет фар встречного транспорта водитель видит только в ви де габаритных огней и их свет не ослепляет. а когда включены фары встречного транспортного средства, его поле зрения закрыто.

Частота импульсов света такова, что реализуется зрительный эффект непрерывности освещения.

Использование данного способа и устройства повьцпает безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьшения ослепления водителей светом фар транспортных средств, а вследствие этого резко возрастает безопасная скорость движения, тем самым возрастает пропускная способность дорог, увеличится гурзооборот.

Формула изобретения

1. Способ освещения для транспортных средств, заключающийся в формировании в

859752

Составитель С.Сурина

Редактор Е. Лушникова Техред А, Бойкас Корректор В. Бутяга

Заказ 7418/58 тираж 578 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 каждом транспортном средстве импульсного светового потока лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности движения транспорта в ночное время, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отношению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении.

2. Устройство для его осуществления по п. 1, содержащее размещенные на каждом из транспортных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, отличающееся тем, что оно снабжено стационарной радиопередающей станцией и установленными на каждом транс портном средстве приемным блоком и переключателем фазы, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 187686, кл. F 21 М 3/04, 1965.

2. Авторское свидетельство Болгарии № 14277, кл. В 60 Q 1/02, 1970 (прототип).