Способ и устройство освещения для транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсник
Социвлистическик
Республик (! 1)
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.04.78 (21) 2602782/24-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F 21 М 3/04
Государствеииык комитет
llo делам иэобретений и открытий (53) УДКЛ 629.1..06 (088.8) Опубликовано 30.08.81. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.81 (72) Автор изобретения
В. А. Курбатов (71) заявитель (54) СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к светотехнике, в частности к системам освещения для транспортных средств, предовращающих ослепление водителей и может использоваться на всех видах транспорта.
Известны устройства, в которых для предотвращения ослепления устанавливается экран на фару со стороны полосы дороги для встречного движения, а его козырек располагается вертикально (1).
Известны метод и устройство, в котором для предотвращения ослепления водителей применяются светоприемная фара, светоотдающая фара, электрическая шторка и синхронный прерыватель (2) .
Недостатком известного способа и устройства является недостаточное обеспечение безопаности движения транспортных средств в ночное время.
Цель изобретения — повышение безопасности движения транспорта в ночное время.
Указанная цель достигается тем, что в способе освещения для транспортных средств, 20 заключающемся с фрмировании в каждом транспортном средстве импульсного светового потока, лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отношению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении.
Способ освещения для транспортных средств осуществляется устройством, содержащИм размещенные на каждом из транспорных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, имеющим стационарную радиопередающую станцию и установленные на каждом транспортном средстве приемные блоки и переключатели фаз, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.
859752 з
На чертеже представлена блок-схема устройства освещения для транспортных средств.
Устройство содержит стационарную радиопередающую станцию 1, общую для всех участков движения в данном районе. Приемный блок 2, установленный на каждом транспортном средстве принимает сигнал стационарной радиопередающей станции.
Выход приемного блока 2 соединен с переключателем 3 фазы, выход KoTopolO соединен со входом синхронного прерывателя 4, при этом выход синхронного прерывателя 4 соединен с передними фарами 5 и защитным экраном 6 водителя.
Способ освещения для транспортных средств заключается в следующем. !5
Стационарная радиопередающая станция 1 общая для всех транспортных средств, участвующих в движении в данном районе, передает сигнал определенной частоты, который принимается приемным блоком 2, ус20 тановленным на каждом транспортном средстве, участвующем в движении. Передние фазы 5 транспортных средств излучают импульсный свет с частотой и фазой следования импульсов, равной (или кратной) частоте и фазе сигнала стационарной радиопередающей станции l. С той же частотой защитный экран 6 водителя открывает и закрывает поле зрения водителя, причем в тот момент, когда светят собственные передние фары транспортного средства, зрительное поле водителя открыто, а когда собственные передние фары выключены, зрительное поле водителя закрыто. Таким образом при разъезде транспортных средств их передние фары и защитные экраны работают с одной общей для всех частотой. Если фазы синхронных прерывателей встречных транспортных средств противоположны, что обеспечивается переключателем фазы, то по вышается безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьшения ослепления водителей светом встречных транспорт- 40 ных средств. ющего с выхода приемного устроиства
2 на противоположную, в случае необходимости. Сигнал с выхода переключателя 3 фазы подается на вход синхронного прерывателя 4, предназначенного для подачи импульсного напряжения с частотой равной частоте и фазе сигна55
Устройство работает следующим образом.
Стационарная радиопередающая станция передает сигнал определенной часто45 ты, который принимается приемным блоком
2, установленным на каждом участвующем в движении транспортном средстве. Приемный блок 2 выдает сигнал, равный или кратный по частоте и фазе сигналу радиопередающей станции на вход переключателя 3 50 фазы. Переключатель фазы 3 предназначен для изменения фазы сигнала, поступала на его входе на передние фары 5 и защитный экран 6 водителя. Передние фары 5 работают таким образом, что в течение одного полупериода они излучают свет, а в течение другого полупериода потушены, либо светятся слабым матовым светом, сравнимым со светом габаритных огней. Защитный экран 6 водителя работает таким образом, что в течение полупериода, когда собственные передние фары излучают свет, поле зрения водителя открыто, а когда передние фары потушены, поле зрения водителя закрыто.
При разъезде встречных транспортных средств их синхронные прерыватели работают с одной общей частотой. Частота вспыхивания передних фар и открывания поля зрения водителя у встречных транспортных средств одинакова. Фазы сигналов синхронных прерывателей могут либо совпадать, либо находиться в противофазе. В случае совпадения фаз сигналов синхронных прерыва-. телей встречных транспортных средств эти сигналы приводятся одним из водителей в противофазу с помощью переключателя фазы. Таким образом, при разъезде встречных транспортных средств их передние фары и защитные экраны водителя работают с одинаковой частотой и в противофазе. В тот момент, когда работают передние фары и открыто поле зрения водителя одного транспортного средства, передние фары встречного транспортного средства отключены и поле зрения закрыто. В следующую половину периода выключаются передние фары и закрывается поле зрения водителя первого транспортного средства, вклк>чаются фары и открывается поле зрения водителя встречного транспортного средства. Водитель видит лишь свет передних фар собственного транспортного средства и все, что ими освещено. Свет фар встречного транспорта водитель видит только в ви де габаритных огней и их свет не ослепляет. а когда включены фары встречного транспортного средства, его поле зрения закрыто.
Частота импульсов света такова, что реализуется зрительный эффект непрерывности освещения.
Использование данного способа и устройства повьцпает безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьшения ослепления водителей светом фар транспортных средств, а вследствие этого резко возрастает безопасная скорость движения, тем самым возрастает пропускная способность дорог, увеличится гурзооборот.
Формула изобретения
1. Способ освещения для транспортных средств, заключающийся в формировании в
859752
Составитель С.Сурина
Редактор Е. Лушникова Техред А, Бойкас Корректор В. Бутяга
Заказ 7418/58 тираж 578 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 каждом транспортном средстве импульсного светового потока лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности движения транспорта в ночное время, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отношению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении.
2. Устройство для его осуществления по п. 1, содержащее размещенные на каждом из транспортных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, отличающееся тем, что оно снабжено стационарной радиопередающей станцией и установленными на каждом транс портном средстве приемным блоком и переключателем фазы, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 187686, кл. F 21 М 3/04, 1965.
2. Авторское свидетельство Болгарии № 14277, кл. В 60 Q 1/02, 1970 (прототип).