Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В.И. Корнейчук, Ь.Н; Сорока, О..В. Жуорквнен, Я.О окок и В. В. Пнксотов, . " 1 к,,;-, J ! ч 1

Киевский ордена Ленина политеЬнаа дкйй иннститут +.50-летия !

Великой Октябрьской социалистическои " Уеведццщц

{ 72) Авторы изобретеиия (71 ) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автоматике и вычислительнои технике, в частности к обучающим системам построенным. на базе вычислительных машин, н предназначено для программированного обучения н контроля знаний учащихся в различных учебных заведениях.

Известно устройство, содержащее источник питания, пульты учащихся, вкчлюжиющее реле, схему сравнения, соединенную с блоком индикации и через индикатор оценки - с регистрирующим блокоме с блоком памяти н блоком уивавлення Щ. . Недостаткаьат данного устройства являются ограниченные функциоиальтаае возможности, вследствие отсутствия электронной выиислительичой мащины в.структуре и наличие в его составе ряда механических узлов,- что снижает надежность н увеличивает уровень . вуиа в учебном классе,: которьй отв" лекает внимание учащихся, Известно также устройство, содер жащее ЗВИ, коммутатор пультов учащихся, счетчик адресов, генератор импульсов, пульты учащихся, включающие блок ввода, регистр слова, триггер готовности. Устройство позволяет упростить систему связей пультов учащихся с ЭВИ 2 .

Недостаток этого устройства ограниченные дидактические характеристики и нерацнональный режим опроса пультов учащихся.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для контроля зна" ннй обучаетвис, которое содержит связанные соответствумцнм образом пульты учащихся, включающие блок ввода ответов, триггер. состояния и регистр ответа, блок памяти щн@ратор света, электронную вычислительную маптину, блок управления нрерываниямн, элемент

ИЛИ, блок управления:коммутaтоpамн, коммутатор пультов, счетчик введенных снмволов Устройство позволяет .ч"

86011 сократить аппаратурные затраты при реализации пультов учащихся, уменьшает количество связей между пультамй обучаемых и блоком памяти 13.1.

Однако известное устройство имеет ограниченные функциональные возможности из-эа отсутствия режима программированного обучения и адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей за счет адаптации устройства к теьачу работы учащйхся.

Укаэанная цель достигается тем, что и известное обучающее устройство. содержащее пульты обучаемых, соединенные первыми выходами с первыми входами коммутатора пультов, вторыми вйходами — со входами первого элемента ИЛИ, третьими выходами— со входаии второго элемента ИЛИ, выход которого через блок управления прерываниями подключен к первому входу блока программного управления и первому входу блока памяти учебной информации, введены распределитель кодов, денифратор, блок сравнения g последовательно включенные сдвигающий регистр., элементы И, блок памяти адресов и формирователь кодов, соединенный входами с четвертыми выходами пультов обучаемых, а выходами - co вторыми входами блока памяти учебной информации, выход которого подключен к первому входу блбка сравнения, соединенного вторым входом с выходом коммутатора пультов, а первым и вторйи.выходамисоответственно со вторым входом блоха управления прерываниями и вторым входом блока программного управления, третий вход которого подключен ко вто рому Выходу блока памяти адресов соединенному со вторым входом коммутатора пультов и с первым входом расп ределителя кодов, второй вход которого подключен к выходу блока программного управления, а выходы « ко входам пультов обучаемых, первый вход .сдвигающего регистра соединен с выходом первого элемента ИЛИ, второй йход — с выходом блока управления прерываниями, подключенным ко второму входу блока памяги адресов. .Причем формирователь кодов содер.жит носледовательио включенные аи4

yawp адресов, элементы И и элемент". ты ИЛИ, соединенные с соатветствуюt0

4 4 щими входами и выходами формирователя.

На фиг.l изображена структура устройства; на фиг.2 — схема блока памяти адресов на фиг.З вЂ” схема управления записью формирователя кодов.

Устройство состоит из пультов

1 учащихся, в состав которых входят регистр 2 сообщения, выходы которого соединены с коммутатором 3 пультов, индикаторной панелью 4 и формирователем 5 импульсов, выход которого подключен к блоку 6 ввода ответов„ соединенному выходами с индикаторной панелью 4, регистром 2, первым элементом ИЛИ 7, дешифратором 8 адресов и схемой управления записью формирователя 9 кодов. Выход элемента ИЛИ 7 соединен с прямым входом сдвигающего регистра 10, выходы которого, как и выходы деииЪратора 8, подключены к элементам И 11, связанным выходами с блоком 12 памяти адресов, выходы:которого йодсоединены к.коммутатору 3, блоку 13 программного управления. распределителю 14 кодов и Формирователю 9„ связанному выходами с блоком 15 памяти учебной информации, выход которого подключен к блоку 16 сравнения, другим входом связанному с коммутатором 3, а выходами подключенному к блоку 13 и блоку 17 управления прерываниями, связанному с инверсным входом регистра

10,. управляющийи входами блока 15, с входом блока 13 и через второй элемент ИЛИ 18 с формирователями 5 всех пультов 1. Блок 13 подключен abrxoдом к распределйтелю 14, соединенному выходами с регистрами 2 всех пультов.

Блок 12 включает в себя регистры 19, параллельные входы которых подсоединены к элементам .И 11, а параллельные выходы - к формирователю 9. Последовательные выходй Регйстров 19 соединены с коммутатором 3, блоком 13 и распределителем 14. а управляющие входы — c бдоком 17. Схема управле" иия записью формирователя 9 содержит шифратор 2О адресов, параллельные входы кбторого соединен с блоком !

2, а параллельные выходы — с элементами И 21, другие выходы которых под- ключены к .6локаи 6 всех пультов 1, а .выходы -,к элемеитам ИЛИ 22, которые связала выходами с блоком 15.

Обучаницее устройство работает следукаЦим. Ьбразой.

5, По инициативе блока 13, согласно заложенной в него обучающей програм ме, через распределитель 14 выдаютс задания последовательно для всех пу тов 1. После этого блок 13 переходи в режим обработки фоновых программ.

Задания, содержащие учебную информацию, ответ на контрольный вопрос и маркер конца сообщения принимаются иа регистр 2 пультов 1 и выводятся обучаемому е помощью.индикаторной панели 4. Ознакомившись с дозой учеб ной информации, учащийся, пользуясь блоком 6, формирует ответ, который хранится в блоке 6 н поступает в индикаторную панель 4. В конце ответа учащийся формирует импульс конца сообщения, сбрасывающий 11оследний маркерный разряд регистра 2 пульта и поступающий в дешифратор 8 и на вход элемента ИЛИ 7. Код адреса с выхода дешифратора 8 поступает .на элементы И 11, из которых открывается только тот, который соответствует свободной ячейке в блоке 12.

Это обеспечивается регистром 10, на вход которого поступают сигналы готовности с элемента ИЛИ 7. При включении элемента ИЛИ 7 .единица в регистре 10 находйтсн в разряде, указывающем на свободную нервую ячейку в блоке 12. При поступлении очередно го сигнала готовности, единица в регистре )О сдвигается и коммутирует в следующий элемент И 11. В резулъта те в свободную ячейку записывается адрес пульта 1 .(его номер), приславmего запрос..Блок 12 реализован иа регистрах 19 таким образом, что одну ячейку информации представляют одноименные разряды всех регистров

19. Это позволяет обеспечить одновре менный сдвиг в блоке 15 при подаче на сдвиговые входы регистра 19 сигна .ла. В результате информация, записа ная:в первой ячейке (или первых разрядах всех регистров) теряется, и ос вобождается очереднал ячейка. Выходы одноименных разрядов всех регистров

19 подкщочены к нпнЪратору 20. В результате с выходов шнфрагора 20 сни» мается сигнал. подключающий через со ответствчющне элементы И 21 блок 6. . передающий информацию в блок 15 через элементы. ИЛИ 22. Информация записывается в ячейку. номер которой соответствует номеру ячейки блока 12.

Блок 15 организован аналогично блр.

860114 Ь ку 12, в результате чего в одноименных ячейках блоков 12 и 15 хранится я номер пульта 1 и информация (ответ), ль- принятая с него. Таких образом, инт 5 формация дпя обработки поставлена

sсвою очередь.,организованную согласно очередности запросов. Обработка ответов начинается cpasv после появления в первой ячейке блока 12 ноl0 мера пульта 1, приславшего .запрос пе вым. Этот код поступает на вход блока 13, s распределитель 14 и коммутатор 3. Последний снимает иншормапию об эталонном ответе из нужного регистра 2 пульта 1 и передает на вход блока 1б, на второй вход которого поступает из первой ячейки блока

15 ответ учащегося..После сравнения блок 16 запускает блок 17. В реэуль20 тате блок 13 прекращает работу по фоновой программе и воспринимает номер пульта l и результат сравнения.

Исходя as результата и согласно обучающей программе, новое задание через

25 подготовленный ранее распределитель

14 записывается в соответствующий регистр 2 пульта 1. Поступление маркерной единицы в последний разряд . регистра 2 вызывает положительный

ЗО перепад напряжежюй на входе формирователя 5, с .оторого снимается импульс, поступающий через элемент HJR

18 в блок 17. ПРерыванке снимается и сигнал с выхода блока 17 поступает на входы регистров !9 блока 12 и блока 15, а также на инверсный вход ре-, гистра 10, обеспечивая тем самым сдвиг записанной-в нем единицы в обратном направлении (для коммутации

4@ ячейки с меньшим номером). Одновреь..ен" но с выхода формирователя 5 сигнал поступает на вход блока 6 и приво-. дит ег в,исходное состояние. Операция -продолжается до момента выполнен- 4 ния заданного числа заданий всеми учащимися., что контролируется с помощью блока !3.

Предлагаемое устройство позволяет расширить шункциональные возможности за счет адаптации устройства к темпу работы учащегося. Учащийся после получения йового задания имеет возможность выйти дпя связи с блоком

13 не в очереди последовательного опроса, а в очереди по готовности ответа. что создает условия для усков ренного процесса обучения более способных учащихся при сохранении прием7 86011 лемого режима .обучения для всех остальных учащихся групп. Количествен-. ной характеристикой адаптации по темпу работы учащихся мажет служить время ожидания на обслуживание очередS його пульта обучаемого.

Формула изобретения

1, Обучающее устройство, содержащее пульты обучаемых, соединенные пер-1g выми выходами с первыми входами коммутатора пультов, вторыми выходамиса входами первого элемента ИЛИ, третьими выходами — со входами второго элемента ИЛИ, выход которого через блок управления прерываниями подключен к первому входу блока программно- . го управления и первому входу блока. памяти учебной информации а т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью щ расширения дидактических возможностей устройства за счет адаптации устройства к темпу работы учащихся, ана содержит распределитель копов, дешиф ратор. блок сравнения и последователь-р но включенные сдвигающий регистр, элементы И, блок памяти адресов и формирователь кодов, соединенный входами с четвертыми выходами пультов обучаемых, а выходыми - <со вторыми; входами Зо блока памяти учебной информаций, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, соединенного вторым входом с выходом коммутатора пуль4 8 тов, а первым и вторым выходами - соответственно со вторым входом блока управления прерываниями и вторым входам блока программного управления трешй вход которого подключен ка второму выходу блока памяти адресов, соединенному со вторым входам коммутатора пультов и с первым входом распределителя кодов, второй вход которого подключен к выходу блока программного управления, а выходы — ко входам нультав обучаемых, первый вход сдвигающаго регистра соединен с выходом первого элемента ИЛИ, второй вход— с выходом блока управления прерываниями, подключенным.ко второму входу блока памяти адресов.

2. Устройство по и .1, а т л и— ч а ю щ.е,е с я тем, что, формирователь кодов содерЖит последовательно включенные щифратор адресов, элементы И и элементы ИЛИ, соединенные с саответствукяанми входами и выходами формирователя.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР

М 390553, кл. С 09 В 7/02, 1973.

2. Авторское свидетельства СССР по заявке Ф 2667054/18-24 ° кл.. Я 09 В 7/07, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР

ho.заявке Ф 2545841/18-24, кл кл. Q 09 В 7/97, 1978 (прототип).

860114

t3 13 W. н15Составитель А. Карлов Редактор Л. Филь Техред И,Голннка Корректор Н. Швыдкая Заказ 7554772 Тираж 437 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по..делам изобретений и открытий

))3035, Москва, Ж-35,, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент ., r. Ужгород, ул, Проектная, 4