Способ определения упругой линии корпуса судна на плаву при заданной нагрузке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Q Л И С А Н И Е „86И65

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Социалистических

Рвсиублии (61) Дополнительное к авт. свид-и†(51)М.Кл.з В 63 В 9/00

G 01 В 11/16 (22) Заявлено 01.И.79 (21) 2834830/27-11 с присоединением эаявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.09.81. Бюллетень № 33 (45) Дата опубликования описания 21.09.81

Гве дарствеииый комитет

СССР ив делам изобретений и втврытий (53) УДК 629.12.001. .2.002.614 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. П. Гаврилюк, Б. М. Конторович, П. Ф. Ванюшки . и В. П. Поручиков (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УПРУГОЙ ЛИНИИ КОРПУСА СУДНА

НА ПЛАВУ ПРИ ЗАДАННОЙ НАГРУЗКЕ Из(-») . 12(х)

8, (х) dx сЕх, где

Изобретение относится к судостроению и касается технологии определения упругой линии судна на плаву при заданной нагрузке.

Известен способ определения упругой линии судна на плаву при заданной нагрузке с применением контрольных площадок и базовой центральной площадки в районе миделя судна, установленных на поперечных переборках в стапельный период формирования корпуса, и угломерных приборов (1).

Недостаток способа заключается в низкой точности определения расположения хх

hf,,(x) оо у и х — ордината и абсцисса упругой линии судна;

9 1(х) и 8 2(х) — первые производные по х от уравнений наклонов контрольных площадок при двух различных нагрузках судна по данным замеров; упругой линии и высокой трудоемкости проведения этой операции.

Цель изобретения — повышение точности определения расположения упругой

5 линии и уменьшение трудоемкости проведения этой операции.

Для этого контрольные площадки устанавливают параллельно центральной площадке, а после спуска корпуса судна на воду и окончательного формирования корпус поочередно нагружают двумя различными по величине нагрузками, при этом производят замеры наклона контрольных площадок относительно центральной и вычисляют упругую линию судна при расчетной нагрузке по формуле:

М,(х) и М2(х) — уравнения изгибающих моментов, действующих на судно при двух различных нагрузках;

Мз(х) — уравнение изгибающих моментов, действующих при заданной нагрузке судна.

) { М.,(х) — Л!,(х), . И.,(х) — Мг(х)

) Л 1.,(х) — М,(х) () М,(х) — 1И,(;) о х .г

{ { М;(х) — М, х) ) Hг г(x) ) Л4(„) М() г о о

Мг(х) — Л Х.,(x)

hf2(x) —.И,() где

30

50 — М,(x) М,() — М,(x) Мг(х) — М, (х) г оо

На чертеже схематически изображено устройство для осуществления предлагаемого способа.

На судне 1 в стапельный период его постройки, когда упругая линия судна имеет вид прямой 2, на поперечных переборках 3 устанавливают контрольные площадки а, параллельные центральной контрольной площадке с. После спуска судна на воду и завершения сварочных работ по формированию корпуса (установке надстроек, мачт и т. п.) измеряют при одной нагрузке судна наклоны контрольных площадок а относительно центральной контрольной площадки с, соответствующие упругой липин А.

На основании полученных замеров строят уравнение углов поворота сечений эквива,чентного бруса корпуса судна при этой нагрузке, используя метод наименьших у и х — ордината и абсцисса упругой лиийи судна;

8, (x) и 0> (х) — первые производные по х от уравнений наклонов контрольных площадок нри двух различных нагрузках судна по данным замеров;

М,(х) и М2(х) — уравнения изгнбак щих моментов, действующих на судно при двух различных нагрузках;

Мг(х) — уравнение изгибающих момещов, действующих прн рас.четной нагрузке суд на.

Уравнение углов поворота сечений ис.пользуют при выдаче углов упреждения для обработки фундаментов.

Использование .предлагаемого способа позволяет исключить балластировку судна и уменьшить объем расчетов.

Точность определения упругой линии судна зависит от точности замеров наклона контрольных площадок и определения изгибающих моментов. Относительная погрешность замеров не превышает 5 — 1О %, такого же порядка может быть обеспечена относитечьная погрешность определения изквадратов. Одновременно на электронновычислительной машине по известному алгоритму вычисляют изгибающие моменты, действующие на судно при этой нагрузке.

5 Затем изменяют загрузку судна, например, ца 15%. Измеряют наклоны контрольных площадок а относительно центральной контрольной площадки с, соответствующие упругой линии б, 10 На основании замеров строят уравнение углов поворота сечений эквивалентного бруса корпуса судна при другой нагрузке.

Одновременно вычисляют изгибающие моменты, действующие на судно при другой

15 .нагрузке и при заданной нагрузке.

Затем определяют уравнение углов поворота сечений эквивалентного бруса, а затем уравнение упругой линии б судна при заданной нагрузке: гибающих моментов. Таким образом, относительная погрешность предлагаемого способа может быть доведена до 10 — 20%. Повышение точности определения упругой линии судна при заданной нагрузке обеспечит уменьшение вероятности брака при обработке фундаментов и повышение качества увязки координатных систем оборудования.

Формула изобретения

Способ определения упругой линии корцуса судна на плаву при заданной нагрузке с .применением контрольных площадок и базовой центральной площадки в районе мнделя судна, установленных на его попереч-, ных переборках в стапельный период формирования корпуса, и угломерных приборов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения. раоположен ия упругой ли нии и уменьшения трудоемкости проведения этой операции, контрольные площадки устанавливают параллельно центральной площадке, а после спуска корпуса судна на воду и окончательного его. формирования корпус поочередно нагружают двумя различными по величине нагрузками, при этом производят замеры наклона KOHTpoJIbHbIx .площадок относительно центральной и вычисляют упругую линию судна при расчетной, нагрузке по формуле:

861165 где

Составитель Б. Даньшин

Техред M. Гайдамак

Редактор Т. Колодпева

Корректор С. Файн

Заказ 1090/933 Изд. ¹ 523 Тираж 530 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» у и х — ордината и абсцисса упругой линии судна;

9, (х) и 8> (х) — первые производные по х от уравнений наклонов контрольных площадок при двух различных нагрузках судна по данным замеров;

М1(х) и М2(х) — уравнения изгибающих моментов, действующих на судно при двух различных нагрузках;

Мз(х) — уравнение изгибающих моментов, действующих при расчетной нагрузке судна.

10 Источник информации, принятый во внимание .при экспертизе:

1. Журнал «Технология судостроения»

¹ 77,, 11997733, с. 35 — 37 (прототип).