Устройство для транспортировки приборов в скважине
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз, Советских
Соцквпистичесиих т еспубими
О П И C А Н И Е и 861.565
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 301U9 (21) 2844б01/22-03 (5))М. Кл. с присоединением заявки ¹
3Ьеударатеввный квинтет
СССР вР делам кзебретеннй и вткрнтвй (28) Приоритет м
ОпУбликовано 070931. Бюллетень №.33 (53) УДК б22Л33.
056 (088.8) Лата опубликования описання 070ggj (72) Авторы изобретения .
ЮЗ.Кодзаев, АЯ.Никольский и Г;Й.Мося (21) Заявитель
Северо-Кавказский горно-металлургичес (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
ПРИБОРОВ В СКВАЖИНЕ
Изобретение относится к области промыслово-геофизических методов исследования скважин и предназначено для доставки грузов, материалов и средств измерения в скважину. Известен аппарат механического действия дпя передвижения в скважине (1).
Также известно устройство для транспортировки приборов в скважине, содержащее корпус, блоки с тросаьг и расклиниввющие онори (21.
Устройство работает следуютпим;образом.
Нри натяжении троса хода йаправляющнй петок и связанные с ним раеклинивающиеся
15 опора и блок подаются вперед,.сжимая пружину. При этом корпус с закрепленными.ивием расклинивающейся опорой, хомутом-:и штоком остаются на месте эа счет раекли- иивания ойоры. При ослаблении натяжения туоев точкой опоры всего устройства станет вторая расклинивающаяся опора. Пруманвй корпус с торой, ходуном и блоком отбрасвь вается вперед по штокуЛроисходит передвй-:
2 жение. по скважине. для извлечения устройства из скважины служит трос возврата.
Недостатком устройства является то, что оно предназначено для скважин незначительной протяженности и большого диаметра.
С поьющью этого устройства невозможно доставить геофизический прибор в забой скважины эна 1тельной протяженности, так как в этом случае запас энергии сжатой пружины расходуется на совершение устройством шага вперед, а также на подтягивание тягового ор. гана, например троса, кабеля и прибора. На определенном участке .скважины эти силы уравниваются и самолаз теряет способность продвигаться вперед. В то же время мощность пружины ограничена диаметром скважины, поэтому ограничена и глубина движения устройства.
Целью изобретения является увеличение глубины и скорости достащси грузов s пологонаклонные скважины малого диаметра.
Цель достигается тем; что расклиниваввцие ся опоры выполнены в виде кареток с закрепленными на них подпружиненными плаш1565
3 86 камн, при этом одна каретка застопорена в корпусе, а другая имеет возможность перемещения вдоль осн устройства посредством тросоВ и блоков, один из которых закреплен внутри корпуса, а другой - на подвижной каретке..
FIa чертеже изображено предлагаемое устройство, продольный рээрсз, В корпусе 1 устройства находится блок 2, передняя каретка 3 с подпружиненньнли плашками 4 и блоком 5, задняя каретка 6 с подпружиненньтми плашками 7,пружиной 8, подrrpyerrrremrrrM стопором 9, .
Устройство имеет два троса, Первый трос
10, проходя через продольные пазы обеих кареток, огибает блочок 2, закрепленный в корI пусе 1, и крепится к передней части каретки
3. Второй трос 11, проходя через продольный паз каретки 6, огибает блочок 5 каретки 3 и кропится к передней части каретки 6. На этом тросе жестко закреплен шарик 12. Задняя каретка 6 подпружинена пружиной 8 и имеет трос 13 с кольцом 14.
Впе скважншя при натяжении троса 10 подвижная переддяя каретка 3 посредством блока
2, закрепленного в корпусе 1, перемещается вперед в направлешш блочка 2, т.е. в сторону, противоположную направлению натяжения троса
10, Нр>! этом трос 11, огибающий блочок 5 подвижной каретки 3 и закрепленный на переднюю часть задней каретки 6, эастопоренной с корпусом 1 стопором 9, перемещается в направлении движения каретки 3.
При натяжении троса 11 каретки 3 подтягивается в исходное положение, при этом трос
10, эакрспленный на передней части подвижной каретки 3 н огибающий блочок 2, перемещается в налравнении, противоположном натяжению троса 11.
Таким образом, прн нонеременном натяжении тросов 10 и 11 подвижная передняя каретка 3 совершает возвратно-поступательное движсш е внутри корпуса 1, Помещеш ое в скважину устройство работает следующим образом.
При натяжении троса 10 задняя каретка 6 с подпружиненными плашками 7 является опо. рой устройства о стенки скважины, потому что она зафиксирована на корпусе 1, а точка огюры троса 10 находится на блочке 2, также закрепленном на корпусе 1. При этом передняя каретка 3 начнет перемещаться вперед, причем подпружиненные плашки 4 не мешают ее движению, так как они расположены под острым углом к оси корпуса и скважины.
При натяжении троса 11 передняя каретка
3 с подпружиненными плашками 4 будет являться опорой устройства о стенки скважины, так как точка опоры находпся на блоке
5, закрсплеш ом на передней каретке 3. При этом задняя каретка 6 начнет перемещаться в сторону забоя скважины вместе с эастопореппым с ней корпусом 1 с помощью подпружшюнного стопора 9.
Таким образом, прн натяжении одного троса происходит передвижение вперед расклинивающейся опоры (каретки с плашками), а при натяжении другого и ослабленш первого троса происходит передвижение корпуса с остальными деталями относительно расклинивающейся опоры (каретки с плашками).
Аналогичными шагами при натяжении и ослаблении тросов 10 и 11 устройство передшгастся вперед по скважш е, пока не достигнет заданной глубины.
Извлечение устройства нз скважины производится следующим образом, Трос 10 натягивается на величину, равную больше "шага" устройства, передняя каретка
3 перемещается в крайнее левое положение в корпусе. 1, плашки 4.войдут в корпус 1 .устройства и потеряют контакт со стенками скважины, шарик 12, жестко закрепленный на тросе 11, надавит на стопор 9 и освободит каретку 6, которая под действием ранее сжатой пружины 8 переместится в левую часть корпуса 1, в результате чего распорные подпружиненные плашки 7 также потеряют контакт со стенками скважины и устройство можно свободно извлечь из скважины за оба троса. В дальнейшем, при необходимости повторного применения устройства для доставки грузов с кважпны, его следует "зарядить", т.е. установить в рабочее положение, для чего эа кольцо 14 посредством троса 13 задшою каретку 6 подтягивают и крайнее правое положе.ние, сжимают пружину 8, прн этом стопор 9 фиксирует заднюю каретку 6. Натяжением троса 11 нередпяя каретка 3 устанавливается так"; в крайнее правое положение. Устройство снова готово для дальнейшей работы.
Талевый тягач можно использовать не только.для доставки различных приборов, грузов в пологонаклонные скважины малого диаметра, но его можно применять, кроме того, на предприятиях связи и коммунального хозяйства при протягивании линий связи и электрических кабелей в различные траншеи и трубопроводы, а также в других отраслях народного хозяйства, где необходима доставка грузов и приборов в глубокие вгверстия малого диаметра.
Экономический эффект достигается за счет увеличения глубины доставки различных грузов в пологонаклонные скважины малого диаметра и скорости передвижения, а также новы шения надежности устройства.
861565 6 одна каретка застопорена в корпусе, а другая имеет возможность перемещения вдоль оси
Устройство для транспортировки приборов устройства посредством тросов н блоков, в . скважине, содержащее корпус, блоки один из которых закреплен ив корпусе, а с тросами и расклинивающие опоры, > другой - на подвижной каретке. отли.чающееся тем, что, с це- Источники информации, лью УвеличениЯ глУбины и скоРости дос- принятЪте во внимание при экспертизе, тавки грузов в пологонаклонные скважины 1. Патент США № 3055673, кл.254-29, малого диаметра, расклинивающиеся опоры вы- 1973. полнены в виде кареток с закрепленными на ip 2. Авторское свидетельства СССР них подпружиненными пташками, при этом № 397633, кл. Б 21 В 47/00, 1971 (прототип).
Составитель В.Булыгин
Редактор Т.Кузнецова Техред М. Голннка Корректор МЛемчнк
Заказ 6478/15 Тираж 627 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д.4/5
Филиал ППП Патент", г.ужгород, улЛроектная, 4