Боковой сверлящий керноотборник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТИЗЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< «861571 (61) Дополнительное н авт. сеид-ву (51)м. Кд.з
t22) Заявлено 3001.78 (21) 2575573/22-03 с присоединением заявки ЙоЕ 21 В 49/06
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открмтий (23) Приоритет (53) УДК 622. 243. 064 (088.83
Опубликовано 070981. Бюллетень И9 ЗЗ
Дата опубликования описания 070931 (72) Авторы изобретения
Б.В.Войцеховский, Г.Г.Вахитов, В.K.Âoðèñåÿêî, И.С.Иандрик, A.Á.ÂîéöåõîÂñêèé, A.È.Бутеев и В.Ф.Штоль (54) БОКОВОЙ СВЕРЛЯЩИЙ КЕРНООТБОРНИК
Изобретение относится к области . да во вращательное и якорь для загорного дела, к средствам отбора:проб крепления снаряда в скважине f23. породы и сверления канала в стенке .: Однако конструктивная сложность скважины при ее исследовании. . е кннематических связей и управляющих.
Известны боковые керноотборники, элементов снижает надежность керносодержащие спускаемый на кабеле в . отборника. скважину снаряд, в.котором размещейы . Целью изобретения является повыбур. с механизмом подачи, промывочный шенне надежности за счет упрощения насос, механизм раскрепления снаряда .4О конструкции. в стволе скважины и электропривод ме- Эта цель достигается тем, что в ханизмов с двигателем (1). иэвеетном керноотборнике канат при Недостатками известных керноот .вода соединен срезным штифтом с борников являются неработаспоес«биость корпусом снаряда, а корпус снаряда электропривода механизмов и Иевозмож- соединен среэными штифтами с якорем. ность в связи с этим отбора образца 1 и буром, при„этом штифты имеют раз.породы на большой глубине при зйачи- - личное поперечное сечение для обеспЕтельных давлениях и температурах. . чения последОВатепьнОсти срабатывания механизмов.
Более пригодным для укаэанных .ус . С этой же целью механизм подачи ловий является керноотборник с при- 2О бура выполнен в виде пневмопружин, ведом от механизма, установлеииогО механизм преобразования возвратнона поверхности. яоступательного движения во вращаТакое устройство содержит канат««ь«й тельное -. в виде передачи винт-гайка привод с утяжеляющим грузом и тросом с креповой муфтой, а якорь снабжен а также опускаемый в скважину сйаряд, нневмопружиной:для вдавливания его в корпусе которого размещены и кжие» В ПоверхностЬ обсадной трубы. матически соединены с канатным приво- на фиг.1-3 показан боковой свердом бур, механизм подачи бура, меха . вящий керноотборник, продольный разнизм преобразования возвратно--посту- реет.на фиг.4 - разрез А-A иа фиг.2 пательного движения канатного приво ®. йа фиг.5 - храповая муфта сверлящего
861571 керноотборника в положении рабочего хода приводного вала, продольный разрезу на фиг.б - храповая муфта керноотборника в положении холостого хода приводного. вала, продольный разрезу на фиг.7 — разрез Б-Б на фиг.5.
Боковой сверлящий керноотборник
"остоит из снаряда с корпусом, 1 в котором на приводном валу 2, жестко соединенном с гибким удлинителем 3 закреплена буровая коронка 4 ° Корон-ка 4 и удлинитель З.образуют бур керноотборника. . Приводной вал 2 расположен внутри специальной храповой муфты 5, приводного винта б и гидроцилиндра 7. Приводная гайка 8 вместе с винтом б, приводным валом 2, тягами 9 с утяжеляющим грузом 10, подвешенном .на тросе li, соединенном,с наземным приводом (не показан), образуют механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.
Гидроцилиндр 7 через срезной штифт 12 соединен с корпусом 1 снаряда. По периферии гидроцилиндра 7 установлены пнезмопружины 13, штоки
14 которых постоянно соединены с траверсой 15, взаимодействующей с приводным. валом 2 через упорный под- шипник 16. Утяжеляющий груз 10 посредством штока 17 соединен с поршнем 18 гидроцилиндра 7. Промывочная жидкость на забой поступает через окна 19 в гидроцилиндре 7, канали 20 в поршне 18, через обратный клапан
21, приводной вал 2, гибкий удлинитель 3 и буровую коронку 4. Для обеспечения долговечности гибкого удлинителя 3 последний уста-. новлен в криволинейном канале 22 корпуса 1.
Муфта.5 приводного вала 2 состоит из корпуса 23, -который одноэременНо является и наружной обоймой додшнцника 24, храповика 25.рабочего хода, установленного на торце винта
6 втулки 26, находящейся на приводном валу 2 и храпового останова 27.
В отверстиях 28 втулки размещены две собачки 29 рабочего хода муфты
5 и собачки 30 холостого хода, нрижимные пружины 31.
Ъ
Постоянный поджим бура к плоскос.. ти забоя обеспечивается.пйевмопру.жииами 13, причем в первоначальный момент резания усилие пневмопружии
13 сдерживается резьбовым соединением элементов 32 и 33 приводного вала
2 с корпусом гидроцилиндра 7..
Жесткая фиксация керноотборника в обсадной трубе 34 достигается якорем 35, соединенным .посредством срезного штифта 36 со снарядом, к<вторый в свою очередь связан c:ответвлением
37 троса. 11 срезными штифтами 38.
Трос 11 имеет также ответвление 39, соединенное с грузом 1.0. Для ограни» чения перемещения груза 10 на нем вы,полнены выступы 40,а на корпусе 1 снаряда - огранИчители 41. Первоначальное вдавливание якоря 35 в обсадную трубу обеспечивается пневмопружиной
42. Срезные штифты 12, 36 и 38 имеют различное поперечное сечение, разрушаемое при различном натяжении троса и в совокупности образуют систему, обеспечивающую последовательность работы механизмов керноотборника.
На приводном валу 2 имеется кольцевой выступ 43, ограничивающий его перемещение вниз.
На тросе 11 снаряд опускают на .не рбходимую глубину в скважину. При вы15 бирании троса 11 с помощью наземного привода, керноотборник движется вверх, якорь 35 поворачивается вокруг точки контакта якоря с обсадной трубой 34 до тех пор, пока не зажмет снаряд в обсадных трубах. Дальнейшее натяже20 ние троса срезает штифт 38. После чего разгружается ответвление 37 троса 11 °
Выбирая слабину ответвления 39 троса 11, заложенную в виде бухты, перемещаем трос 11 вверх вместе с грузом 10, поршнем 18 и приводной гайкой на величину рабочего хода приводной гайки 8. Приводной винт б че- рез специальную xpanoayro муфту 5 вра® щает приводной вал 2, при этом храповик 25 находится а зацеплении с собачками 29 рабочего хода, а собачки 30 холостого хода проскальзывают по храповому останови 27 . Приводной вал
2 при вращении постепенно вывинчивается из резьбового соединения деталей;
32 и 33 с гидроцилиндром 7,а коронка
4 плавно врезаетея в обсадную трубу
34. При этом пневмопружины 13 не передают усилие поджйма иа коронку 4
40 до тех пор, пока конец приводного вала 2 полностью ие вывиитится из днища гидроцилиидра 7. После этого усилия пневмопружии 13 через траверсу 15 и упорный. подшипник 16 передается на приводной вал 2. Последний совершает одновременно вращательное и поступательное движение.
Холостой ход нриводиого винта 6 происходит при.движении вниз утяже- ляющего груза. 16 и связанных с ним деталей. При этом обратный клапан 21 закрыт. Жидкость из волости гидроцилиндра 7 под давлением через резьбовое отверстие 33 перетекает иа забой по каналу в приводном валу 2. Гайка 8
8 вращает винт б а направлении, противоположном направлению.рабочего хода, а приводной вал .2 ие вращается, так как собачки 29 рабочего хода. проскальзывают по храповику 25. КроЕО ме zoro, приводной вал 2 от вращения в сторону, противоположную рабочему вращению, удерживается храповым остановом 27, а зацеплении с которым находятся собачки 30 холостого хода, то есть приводной вал 2 благодаря
86157!
b. . Ъ муфте 5 имеет только правое вращение ющим грузом и тросом, соединенным с и, за счет постоянного поджима анею- наземным механизмом, а также опуска- мопружинами 13, поступательное дви- емый в скважину снаряд, в корпусе ко жение на забой. торого размещены и кинематически со;
При достижении гайкой 8 крайиега единеиы с канатным приводом бур, нижнего положения цикл поэторяется. 5 механизм аоДачи бура, механизм прейосле того, как прорезан.заданный образования возвратно-поступательно кайал в.пласте и взят достаточной . го движения канатного привода во врадлины керн, размещенный в гибком уд- щательное и якорь для закрепления -. линителе 3 и буровой коронке 4, выби- снаряда, о т л и ч а,ю щ-и и с я .рают трос 11, поднимают утяжеляющий, тем, что, с .целью повышения надежиосгруэ 10 дб упора поршня 18 в верх- ® ти за счет упрощения конструкции,канее днище гидроцилиндра 7 и срезают нат привода соединен связным штифштифт 12. При дальнейшем .перемещении ."том с корпусом .сиаряда, а корпус нижнее днище гидроцилиндра 7 достига-.,снаряда соединен . срезными штифет выступа 43 на 1.риводном валу 2 и "тами с якорем и буром, при этом штиф перемещает последний вверх, т.е . п- 15 ты имеют различное поперечное сечение исходит вытаскивание гибкого удлини- для обеспечения последовательности теля 3 из просверленного канала. . срабатывания механизмов. как только выстуйы 40 на грузе... .2.;керноотборник по п.1, о т л и10 достигают ограничителя 41 на кор- .. ч а ю шийся тем, что механизм пусе 1 срезания. штифт 36 и якорь 35. ф} подачи бура выполнен. в виде.пневмосжимают пневмопружину 42,;поворачива" пружин. ясь вокруг точки. Контакт..опрокиДы" 3.. Керноотборннк по !1,1, о T.л ивается и освобождает снаряд . керно- ч а ю шийся тем, что механизм отборника в скважине,. после чего преобразования Возвратно-поступатель- " последний тросом 11 поднимают на по" д кого движения во вращательное выполверхность земли. . нен в виде передачи винт-гайка с
Предлагаемый керноотборник поэво" храповой муфтой. лит производить отбор .устойчивого 4. Керноотборник по п.1, о т Л и— кернового материала в действующих и . tg. а.ю шийся тем, что якорь снабзаконсервированных скважинах с одно- жен пневмопружиной для вдавливания временным высверливанием перфораци-. Зо его.в поверхность обсадной трубы. ониого канала глубиной до 1000 мм, с сохранением изоляции скважин и дол- Источники информации, говечности обсадных тру6. .; принятые во внимание при.экспертизе
З5. 1..Авторское"свидетельство СССР
Формула изобретения : Р 244979, кл. E 21 В 49/06:, 29.04.65, l. Боковой сверлящий керноотборник, .2. Авторское свидетельство СССР содержащий канатный привод с утяжеля- 9 68284, кл. В 21 В 49/06, 14 02.33, 861571
Н
4М Г составитель 9.кислер
Редактор A.ÁàãHðîâà Техред И. Уолннка Корректор M.Коста
Закаа 6478/15 Тираж ф27: Подписное
Вниипи Государстзеннога комитета сссР по, делам изобретений н .открытий
113035, москва, Ж-ЗЬ, — Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент ., г.Ужгород, ул.Проектная, 4