Рабочее колесо турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сеюз Сееетскии

Сециайнстнчесни к

Республюс

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИТЮЛЬСТВУ о11861661 (61) Дополнительное к авт. сеид-ау— (>2) заявлено 100473 (21) 1904799Л4-ов р )м. к. с присоединением заявки Йт

F 01 0 5/22

Госудврстеениый комитет

СССР яо делам изобретеиий и отиумтий (23) ПриоритетОпуолнковано 07.09,81.бюллетень Н9 33 ) У4К 621.438 (088 ° 8) Дата опубликования описания

1 (72) Авторы изобретения.

Г.О. Гродский, В. И. Нншневич, М. и В.М.Жиц зе (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в рабочих лопатках паровых н газовых турбин.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее диск с установленным на нем в пазах лопатками, имеющими бандажные полки, обращенные одна к другой, боковые стенки которых расположены параллельно продольной оси паза (1).

Для предотвращения естественной раскрутки и крутильных колебаний бандажные полки лопаток должны собираться с равномерным, гарантированным натягом, который должен сохра- няться и при работе Существующие методы сборки рабочих колес не позволяют получить равномерного, гарантированного натяга по всем бандажным полкам рабочего колеса что снижает его надежность.

Целью изобретения является повышение надежности работы колеса турбомашины.

Укаэанная цель достигается тем, что полки по обе стороны от плоскости симметрии, перпендикулярной оси колеса, имеют различную ширину с прямолинейными переходными участка- ми, расположенными под углом к плоскости симметрии.

На фнг.1 представлен общий вид рабочего колеса турбомашнны на фиг.2 -вид А на фиг.1.

Рабочее колесо турбомашины содержит диск 1 с установленными на нем в пазах лопаткамн 2 н 3, имеющими

1О бандажные полки 4,5 соответственно, и хвостовики 6. Полки 4,5 по обе ..стороны от плоскости 7 симметрии, перпендикулярной оси колеса, имеют различную ширину с прямолинейными переходными участкаии 8 и 9 соответ1з ственно, расположенными под углом к плоскости 7 симметрии.

При удлинении лопаток 2,3 под действием центробежных сил натяг между полками 4 и 5 уменьшается по

20 сравнению с его значением, полученным при сборке, но остается достаточным ддя предотвращения естественной раскрутки и крутнльных колебаний лопаток. Сборка лопаток 2 и 3 с хвостовиками б.,на диске 1 осуществляется по- вэаимопротивоположныи направлениям, для этого полки 4 и 5 выполнены асиваиетричныии относительно оси 7, что позволяет получить на

30 стыках всех полок 4 н 5 равномерный, 861661

Составитель В.Смирнова

Редактор Г.Петрова Техред Ж. Кастелевич. Корректор Г.Назарова

Заказ 6490/20 . Тираж 553 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 гарантированный натяг. Фиксация ло= латок 2 и 3 относительно диска 1 и друг друга происходит по прямолинейньве переходным участкам 8 и 9.

Наличие гарантированного, равномерного натяга между полками 4 и 5 допаток 2 и 3 повевает надежность работы рабочего колеса турбомашины, .так как предотвращается естественная раскрутка н демпфируются крутильные колебания лопаток. Кроме того, сборка лопаток на диске со взаимопротивоположных сторон значительно упрощает названный процесс.

Формула изобретения !

Рабочее колесо турбомашины, содержащее диск с установленными на нем в пазах лопатками, имеющими бандажные полки, обращенные одна к,другой, боковые стенки которых расположены параллельно продольной оси паза, о т л и .ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, полки по обе стороны от плоскости симметрии, перпендикулярной оси колеса, имеют различную ширину с прямолинейными переходными участками, расположенными под углом к плоскости симметрии.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Скубачевский Г.С. Авиационные гаэотурбииные двигатели.- И., машиностроение", 1969, с.123.