Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Сецналнстнческнк
Респубанм
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ о1>861675 (61) Дополнительное к авт. саид-ау(22) Заявлено 30,11.79 (21) 2862415/25-06 с присоединением заявки М(23) Приоритет
Опубликовано 070981 Бюллетень И93 3 (51)М. Клз
F 01 P 5/00
Государственный коинтет
СССР яо деааи азобретеяий я отаритаа
h (5З) НЖ 621,43-71 (088.8) Дата опубликования описания 07.0981 (72) Авторы изобретения
В.Ф.Горбенко и В.И.Богданов р
Рижский ордена Трудового Красного Внамени вагоностроительный завод .,„ "::- :<
° м) (71) Заявитель (54) CHCTENA ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, а именно,к двигателестроению и, в частности, к регулированию температуры теплоносителя в системах жидкостного охлаждения.
Известны системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащие соединенные трубопроводами теплообменник, охлаждаемый вентилятором, снабженным подключенным к валу вентилятора терморегулируемым исполнительным механизмом с датчиком, рубашку охлаждения, основной и дополнительный .насосы с приводами, всасывающие патрубки которых соединены перепускиым каналом (1).
В таких системах затрачивается большая энергия на привод дополнительного насоса при частичных нагрузках двигателя и при низких температурах охлаждающей жидкости, поскольку дополнительный насос не может отключаться при определенных температурах охлаждающей жидкости, и при работе на низких нагрузках двигатель йереохлаждается. Из-за отсутствия взаимосвязи в работе дополнительного насоса и вентилятора, охлаждение жидкости происходит недостаточно эффективно.
Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения и увеличение КПД двигателя.
Для достижения достигаемой цели перепускной канал снабжен обратным клапаном, датчик температуры установлен.на выходе иэ рубашки охлаждения, а вал вентилятора кинематнчески связан с приводом дополнительного насоса.
На чертеже изображена принципиальная схема системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания содер
20 жнт теплообменник 1, подсоединенный трубопроводами 2 к полостям рубашки: охлаждения двигателя 3. Циркуляция теплоносителя в системе обеспечивается при помощи основного насоса 4, приводимого s движение непосредственно от двигателя 3 и дополнительного насоса 5, причем всасывающие патруб,ки 6 и 7 обоих насосов 4 и 5 соединены перепускным каналом 8, снабжен30 ным обратным клапаном 9.
861675
Теплообменник 1 охлаждается венЪ тилятором 10, приводимым во вращение от двигателя 3 при помощи гидропривода 11, состоящего из гидромото-. ра 12,гидронасоса 13,терморегулируемого исполнительного механизма 14 с термодатчиком 15, установленным на выходе из рубашки охлаждения двигателя 3.
Вал 16 вентилятора 10 кинематически связан с приводом дополнительного насоса 5. fO
Система работает следующим образом.
При полной нагрузке двигателя 3 или высокой температуре окружающего воздуха температура теплоносителя f$ тоже высокая, в это время работают оба насоса 4 и 5. При этом часть жидкости, охлажденной в теплообменнике 1, из всасывающего патрубка 6 подводится к основному насосу 4. 20
Из основного насоса 4 теплоносительо подается в рубашку охлаждения двигателя 3, где ои нагревается, отбирая тепло от горячих частей двигателя 3 ..
Нагретый в рубашке охлаждения, теплоноситель подается во всасывающий патрубок 7 дополнительного насоса 5, где он смешивается с другой частью теплоносителя, подводимого от всасывающего патрубка 6 по перепуск- 36 ному каналу 8. Обратный клапан 9, установленный в перепускном канале
8, не препятствует прохождению жидкости в этом направлении. Смесь нагретого и охлажденного теплоиосите 3$ ля подводится:,к дополнительному насосу 5, который нагнетает ее Э теилообменник 1, при этом производительность дополнительного насоса 5 больше производительности насоса 4. 4О
При частичных нагрузках двигатЕля 3 температура теплоносителя ниже, чем при работе на полной нагрузке. при этом работает только основной насос 4. Дополнительный насос 5 ие работает, так как датчик тем Ературы, воздействуя на терморегулируе- . мый исполнительный механизм 14 гидропровода 11, отключает гидропривод 11 и связанный с ним через вентилятор 10 дополнительный насос 5.
При этом весь теплоноситель, охлажденный в теплообменнике 1, из всасывающего патрубка 6 подводится к основному насосу 4. Из основного насоса 4 теплоноситель подается в рубашку охлаждения двигателя 3, где он нагревается и поступает далее по трубопроводу и всасывающему патрубку
7 через корпус неработающего насоса 5 в тецлообменник 1. Обратный клапан 9 препятствует перетеканию охлажденного теплоносителя по перепускному каналу 8 в направлении от патрубка
7 к входу основного насоса 4.
Изобретение позволит повысить эффективность охлаждения и увеличить
КПД двигателя.
Формула изобретения
Система жидкостного охлаждения двигателя.внутреннего сгорания, содержащая соединенные трубопроводами теплообменник, охлаждаемый вентилятором, снабженным подключенным к валу вентилятора терморегулируемым исполнительньва механизмом с датчиком, рубашку охлаждения, основной и дополнительный насосы с приводами, всасывающие патрубки которых соединены первпускным каналом;. о т л и.ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и увеличения КПД двигателя, перепускной канал снабжен обратным клапаном, датчик температуры установлен на выходе иэ рубашки охлаждения, а вал вентилятора кинематически связан с приводом дополнительного насоса.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2836426/25-06, кл. F 01 Р 5/ОО, 1980.
861675
Составитель Т.Верновская
Редактор Г.Бельская техред й. кастелевич корректор у.пономаренко
Заказ 6490/20 Тираи 553 Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
:по делам изобретений и открытий
l)3035 Москва, Ж-35, Раушскаи иаб., д. 4/5
Филиал ППП Патент., r. Уигород, ул. Проектная, 4