Импульсная бесступенчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >861798 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено ZM.179 (21) 2842989/25-28 с присоединением заявки ¹ (51)М. Кл3
F 16 H 31/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070981 Бюллетень Но 33
Дата опубликования описания 070981 (53) УДК 621. 833. 6 (088.8) 72) Авто (54 ) ИИПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин для бесступенчатого регулирования скорости.
Известна импульсная бесступенчатая передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, связанную с последним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты с механизмами свободного хода, установленные на ведущем валу эксцентрики и эксцентричный диск, взаимодействующие с ним и с сателлитами рычаги и механизм регулирования эксцентриситета диска (1 ).
К недостаткам этой передачи относится сложность конструкции механизма регулирования эксцентриситета эксцентричного диска.
Ближайшей по технической сущности к предлагаемому является импульсная бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, сбединенную с последним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты, установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин, имеющие пазы противовес и каретку, насаженный на последнюю через подщип- зо ник диск с кольцевым пазом, взаимодействующие с ним коромысла, механизмы . свободного хода, в каждом из которых ведущее звено связано с коромыслом, а ведомое — с сателлитом, н регулирующее устройство (2 ).
В этой передаче двойной клин выполнен с двусторонними рабочими наклонными поверхностями, а каретка и противовес своими пазами взаимодей.ствуют каждая с обеими сторонами рабочих поверхностей двойного клина.
При этом регулирующее устройство, имеющее эксцентриситеты каретки и противовеса, выполнено в виде сложной зубчатой передачи, включающей несколько последовательно работающих пар зубчатых колес.
Однако эта передача имеет сложную конструкцию двойного клина и регулирующего устройства.
Целью изобретения является упрощение конструкции передачи.
Эта цель достигается тем, что пазы каретки и противовеса взаимодействуют соответственно с одной из рабочих поверхностей двойного клина, а регулирующее устройство выполнено в виде рычага и установленной с возможностью осевого перемещения на ве861798 душем валу втулки, взаимодействующей с рычагом и двойным клином.
На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая импульсная бесступенчатая передача, продольный разрез, на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1..
Импульсная бесступенчатая передача содержит корпус 1, размещенный в нем ведущий 2 и ведомый 3 валы, соединенную с последним солнечную шестерню 4, взаимодействующие с ней сателлиты 5, установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин 6 с двумя рабочими поверхностями 7 и 8, имеющие пазы противовес 9 и каретку 10, насаженный на каретку 10 через под- 15 шипник 11 диск 12 с кольцевым пазом
13,, взаимодействующие с ним коромысла 14, механизмы 15 свободного хода, в каждом из которых ведущее звено связано с коромыслом 14, а ведомое — g() с сателлитом 5, и регулирующее устройство, выполненное в виде рычага
16 и установленной с возможностью осевого перемещения на ведущем валу
2 втулки 17, взаимодействующей с рычагом 16 и двойным клином 6, рабочие поверхности 7 и 8 которого взаимодействуют соответственно с пазами противовеса 9 и каретки 10.
Импульсная бесступенчатая передача работает следующим образом.
При определенном положении двойного клина 6 противовес 9 и каретка
10 расположены эксцентрично по отношению к ведущему валу 2. Вращение ведущего вала 2 передается через 35 двойной клин 6 каретке 10 и посредством связанного с ним диска 12 с кольцевым пазом 13, в котором размещены концы коромысел 14, преобразуется в колебания коромысел 14. Эти ко- 4р лебания механизмами 15 свободного хода преобразуются в однонаправленное вращение солнечной шестерни 4 и соответственно связанного с ней ведомого вала 3, скорость вращения которого зависит от амплитуды колебаний коромысел 14.
Регулирование скорости вращения ведомого вала 3 осуществляется следующим образом.
При повороте рычага 16 втулка 17 и связанный с ней двойной клин 6 смещаются в осевом направлении, изменяя тем самым величину эксцентриситета каретки 10, а следовательно, и амплитуду колебаний коромысел 14. Силовое замыкание кинематической пары двойной клин 6 — каретка 10 обеспечивается за счет сил давления, действующих со стороны короьысел 14 на кольцевой паэ 13 диска 12, которые через подшипник 11 передаются на каретку 10, прижимая ее к двойному клину 6 и противодействуя центральной силе, развиваемой эксцентрично вращающейся кареткой 10.
Предлагаемое выполнение импульсной бесступенчатой передачи эа счет применения двойного клина с рабочими поверхностями и отсутствие необходимости испольэовать в регулирующем устройстве дополнительные зубчатые передачи позволяет упростить конст- рукцию импульсной передачи и снизить стоимость ее изготовления.
Формула изобретения
Импульсная бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, соединенную с последним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты, установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин,. имеющие пазы противовес и каретку, насаженный на последнюю через подшипник диск с кольцевым пазом, взаимодействующие с ним корожисла, механизмы свободного хода, в каждом из которых ведущее звено связано с коромыслом, а ведомое — с сателлитом, и регулирующее устройство, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции передачи, пазы каретки и противовеса взаимодействуют соответственно с одной из рабочих поверхностей двойного клина, а регулирующее устройство выполнено в виде рычага и установленной с возможн стью осевого перемещения на ведущем валу втулки, взаимодействующей с рычагом и двойным клином.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9254974, кл. F 16 Н 37/12, 1968.
2. Мальцев В.Ф. Механические импульсные передачи. — М.: Машиностроение, 1978, с, 109, фиг. 1 (прототип).
861798
4Ьг 1
Составитель О. Косарев
Техред М. Рейвес Корректор Е Рошко
Редактор М. Кузнецова. Заказ 6502/26 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. Ул. Проектная, 4