Устройство для крепления ведущего щкива привода вагонного генератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистические
Республик
<щ861803
К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ (5!)М. Кл.
16 Н 55/36
8 61 0 29/00 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 18.05 ° 79 (21) 277 1304/25-28 с присоединением заявки М—
Государственный комитет (23) П рнорнтет с
Опубликовано 07.09.81- Бюллетень 1Е 33 до делам изобретений н открытий (5З) УЛ.1(625.23,86 (088.8) Дата опубликования описания 10. 09 . 81
С.И.Киселев, С.Е.Петраков, В.Д.Черников, А.1Б .Черников .., и Ю.В.Данилов
Калининский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ШКИВА
ПРИВОДА ВАГОННОГО ГЕНЕРАТОРА
Изобретение относигся к железнодорожному транспорту и может быть использовано для крепления ведущего шкива в приводе вагонного генератора.
Известно устройство для крепления
5 ведущего шкива привода вагонного генератора, содержащее закрепленную по резьбовой части оси колесной пары осевую гайку с фланцем, на котором смонтирован ведущий шкив привода, и .стопорные элементы для осевой гайки, размещенные в ее полости и в торцовом пазу оси (13.
Недостатком устройства является низкая его надежность вследствие не.высокой жесткости соединений.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для крепления ведущего шкива привода вагонного генератора, содержащее устанавливаемую на ось с торцовым пазомт осевую гайку с шпоночной канавкой, расположенную в ней шпонку, стопор2 ную планку, взаимодействующую с торцовым пазом (2).
Это устройство, вследствие своей конструктивной особенности — диамет" рального расположения сквозных пазов в зоне перехода осевой гайки к ее круглой конусной части для установки стопорной планки, имеет недостаточнуюпрочность и надежность, вследствие чего в эксплуатации наблюдается в этом месте разрушение устройства.
Кроме того, для.стопорения осевой гайки, устанавливаемой в зависимости от величины зажатия приставного кольца буксового подшипника, в ней выполнено четыре диаметрально расположенных паза и для сопряжения одного из них с торцовым пазом оси колесной пары устанавливают между торцом осевой гайки и буксовым подшипником ре.гулйровочные прокладки, подбор и установка которых связана с увеличением продолжительности монтажа устройства, а также с дополнительным увеличением
3 86 или ослаблением усилий затяжки осевой гайки.
Целью изобретения является повышение надежчости устройства.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено жестко соединенным со стопорной планкой валиком с глухими шноночными канавками, выполненными на цилиндрической поверхности его, а шпоночная канавка осевой гайки выполнена сквозной.
С целью удобства сборки шпонка может быть выполнена ступенчатой по высоте меньшая ступень которой равна ширине глухой шпоночной канавки валика, а большая ступень — ширине шпоночной канавки осевой гайки.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг.
2 — детали устройства в аксонометрии беэ ведущего шкива привода и корончатой гайки со шплинтом и разрез валика со шпонкой.
Устройство для крепления ведущего шкива привода вагонного генератора содержит закрепленную на резьбовой части I оси 2 колесной пары осевую гайку 3, имеющую с одной стороны круглую конусную часть 4 в виде полуоси с резьбой 5 на свободном конце, на которой с помощью шпонки 6 и корончатой гайки 7 со шплинтом 8 смонтирован ведущий шкив 9 привода, и стопориую планку 10 для осевой гайки
3, размещенную в торцовом пазу 11 оси
2.
В конусной части 4 полуоси, со стороны осевой гайки 3 выполнено глухое, центрально расположенное отверстие 12„ в котором установлен валик
13, имеющий глухие шпоночные канавки
14 на цилиндрической поверхности. Валик 13 жестко и перпендикулярно соединен со стопорной планкой 10, закрепленной болтами 15 в торцовом пазу 11 оси 2. Причем шпоночная канавка 16 конусной части 4 полуоси выполнена сквозной,. где установлена шпонка 6, одновременно взаимодействующая с одной из совмещенных шпоночных канавок 14 валика 13 и со шпоночной канавкой 17 ведущего шкива 9 привода.
При этом шпонка 6 выполнена ступенчатой по высоте, что обеспечивает установку шпонки в двух положениях относительно глухой шпоночной канавки 14 в валике за счет ее поворота на 180о вокруг вертикальной оси.
Меньшая ступень 18 выполнена с раэI 803
4 мерами, равными размерам одной из шпоночных канавок 14 валика 13, а ширина большей части с размерами, равными размерам шпоночных,канавок
16 и 17. Осевая гайка 3 с торца имеет концентричную конусную выточку 19.
Устройство работает следующим образом.
При вращении оси 2 колесной пары ее крутящий момент передается ведущему шкиву 9 привода через осевую гайку 3 и ее полуось, имеющую стопорное крепление с торцом оси с помощью шпонки 6, валика 13 стопорной планки
I0, закрепленной болтами 15.
В связи с тем, что в предложенном устройстве зона перехода от осевой гайки к круглой конусной части не имеет диаметрально расположенных сквозных пазов, прочность и надежность предложенного устройства увеличивается, что приводит к повышению безопасности движения поездов. Кроме того, расположение по периметру валика стопорной планки шпоночных канавок и выполнение шпонки с односторонним выступом, позволяющим устанавливать шпонку в двух положениях эа счет поворота вокруг вертикальной о
30 оси на 180, расширяет диапазон стопорения осевой гайки и упрощает монтаж устройства беэ применения установочных прокладок между буксовым подшипником и торцом осевой гайки .
Формула изобретения
I.Устройство для крепления ведущего шкива привода вагонного генератора, содержащее устанавливаемую на ось с торцовым пазом осевую гайку с шпоночной канавкой, расположенную в ней шпонку, стопорную планку, взаимодействующую с торцовым пазом, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно снабжено жестко соединенным со стопорной планкой валиком с глухими шпоночными канавками, выполненными на
50 цилиндрической поверхности его, а шпоночная канавка осевой гайки выполнена сквозной, 2.Устройство по п.1, о т л и ч à ю55 щ е е с я тем, что, с целью удобства сборки, шпонка выполнена ступенчатой по высоте, меньшая ступень которой равна ширине глухой шпоночной канав86!803
ВНИИПИ Заказ 6503/27 Тираж 1006 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная,4 ки валика, а большая ступень — ширине шпоночной канавки осевой гайки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ф
1Õ
Ю
1.Авторское свидетельство СССР
11 463567, кл. В 61 О 29/00, 1973.
2.Авторское свидетельство СССР
И- 19 1620, кл. В 61 D 29/00, 1964 (прототип).