Устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Февз Юееетскмх

Соцреанстинескмх

РЕЕВУ6ЩЕ1

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (862019

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 181078 (21) 2677396/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 070981 Бюллетень М33

Дата опубликования описания 070981 (51) М. Кл.3

G 01 M 9/00

G 01 M 15/00

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 621.438-55(088.8) М. В. Бакурадзе, В. M. Жиц, В. И. ишневич

Б. A. Белов и Э. И. Гудков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ .ИЗМЕРЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ

ПАРАМЕТРОВ ГАЗОВОГО ПОТОКА

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров газового потока.

Известно устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока, содержащее держатель зонда, выполненный в виде сферической пары, позволяющей менять в круговой зоне угол наклона тела зонда относительно оси отверстия (1g .

В таком устройстве сферический держатель не позволяет протраверсировать все сечение даже прямоугольной формы и тем более. сложной конфигурации. Кроме того, при измерениях во- 15 эникают дополнительные трудности, связанные с усложнением:процесса определения координат траверсируемой точки и векторных.

Известно также устройство для изме-20 рения аэродинамических параметров газового потока в исследуемых объектах, преимущественно в турбомашинах, содержащее измерительный зонд, укрепленный в держателе, имеющем воз- 25 .можность перемещения вдоль паза, выполненного s корпусе исследуемого объекта, и направляющие, фиксирующие держатель в горизонтальной и вертикальной плоскостях (.21 . 30

Однако известное устройство сложно в изготовлении и не позволяет доста-! точно просто производить измерения в пазах сложной формы.

Целью изобретения является упрощение процесса измерения.

Это достиг ется тем, что предложенное устройство дополнительно содержит эластичные полосы, закрейленные в корпусе и расположенные вдоль паза с положительным перекрытием, и элементы поджатия эластичных полос к держателю, кинематически связанные с последним, причем держатель заост-. рен в направлении перемещения.

На фиг. 1 изображено данное устройство, продольный разрез(на фиг.2сечение A-А фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б фиг. 1> на фиг. 4 — держатель зонда.

В стенках корпуса 1 исследуемого объекта выполнена прорезь 2, к корпусу 1 над прорезью 2 прикреплены две направляющие стенки 3. Между направляющими стенками 3 образован паэ 4.

Между направляющими стенками 3 н стенками корпуса 1 вставлены и закреп. лены полосы 5 из эластичного материала, например армированной резины, Тело 6 держателя 7 зонда 8 вытянуто

862019 и заострено вдоль паза (см. фиг.1) и вставлено между эластичными полосами 5 так, что они, упруго прижимаясь к нему, уплотняют тело б, а в местах заострений 9 смыкаются между собой, перекрывая и уплотняя паз 4.

К телу 6 держателя 7 напротив заост- рений 9 вертикально прикреплены четы ре цапфы 10, на каждой из которых установлено по два элемента качения в виде шарикоподшипников 11 и 12, Нижние подшипники 11 прижаты к эластичным полосам 5, верхние подшипники

12 касаются вертикальных поверхностей . 13 стенок 3. Там же, над цапфами 10, прикреплены горизонтально к держателю 7 четыре цапфы 14, на каждой из которых установлено по одному элементу качения в виде шарикоподшипников

15 ы 16, которые входят в боковые углубления 17 стенок 3 так, что два из них (подшипники 15) для лучшей центровки (диаметрально противоположные) касаются нижних поверхностей 18 углублений 17, а остальные два (подшипники 16) - верхних поверхностей

19. На наружной поверхности 20 стенок 3 выполнена накатка (насечка) в виде зубцов 21, поперечных пазу 4.

Иа резьбовой части 22 держателя 7 установлены стопорная гайка 23 и стопор 24 °

Во время работы устройства при аэродинамических исследованиях необходима частая перестановка зонда 8 вдоль прорези 2 корпуса 1. Держатель

7 передвигают в пазу 4 так, что заострения 9 тела 6 раздвигают эластичные полосы 5, при этом подшипники 11, вращаясь на цапфах 10, обкатываются по полосам 5, создавая постоянное натяжение их и уплотняя тело б держа.теля 7, Одновременно подшипники 12, вращаясь на тех же цапфах 10, обка,тываются по стенкам паза 4, обеспечйвая центровку зонда 8 в поперечном направлении относительно стенок 3.

Подшипники 15 и 16, вращаясь на цапфах 14, обкатываются соответственно по нижним 18 и верхним 19 поверхностям углублений 17 стенок 3, обеспечивая центровку зонда 8 в вертикальном направлении, т.е. вдоль его оси. Для надежной фиксации зонда

8 после его передвижения вдоль паза

4 передвигают стопорную гайку 23 по резьбовой части 22 держателя 7,- прижимая ею стопор 24 к зубцам 21 накатки йаружной поверхности 20 стенки 3.

Таким образом, во всем диапазоне перемещений зонда обеспечивается постоянное уплотнение и центровка зон. да в пазу. Данная конструкция устройства для измерений параметров потока благодаря малому коэффициенту трения стали по резине и незначительной площади соприкосновения трущихся деталей, а также использованию элемен35 тов качения обеспечивает плавное, быстрое и легкое перемещение держателя аэродинамического зонда вдоль исследуемого объекта, что позволяет увеличить число замеров,за единицу

2О времени и облегчить процесс измерений.

Формула изобретения устройство для измерения азродинамических параметров газового потока в исследуемых объектах, преимущественно в турбомашинах, содержащее измерительный зонд, укрепленный в держателе, имеющем возможность пере30 мещения вдоль паза, выполненного в корпусе исследуемого объекта, и направляющие, фиксирующие держатель в горизонтальной и вертикальной плоскостях, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 3$ что, с целью упрощения пр. цесса измерения, устройство дополнительно содержит эластичные полосы, закрепленные в корпусе и расположенные вдоль паза с положительным перекрытием, и элементы поджатия эластичных полос к держателю, кинематически связанные с последним, причем держатель заострен в направлении перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4 1. Патент CttlA 9 3917432 кл. 415-118, опублик. 1975.

2. Чертеж УЛ 309-00-00, выпущенный специализированным предприятием, 1977;