Способ оценки технического состояния поршневого двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<11862023
Ф
Ф
»"
К АВТОРСКОМУ СВИДИВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 150279 (21) 2725176/25-06 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет—
Опубликовано 07,09.81, Ьюллетекь 1 В ЗЗ (51 1М. Кл.з
G 01 М 15/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) 4Ê 621.432. (088. 8) Дата опубликования описания 0"7.09.81
С.А.Ио@инов, Г.A.Ìàòûé÷àê и Ю.A.Çóåý
1 . ъ!
Р
Ленинградский ордена Трудового Красого Знамени.. сельскохозяйственный инстйщт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двига- телестроению, и может быть использовано при испытании двигателя в процессе эксплуатации на транспортном средстве для выявления общего технического состояния двигателя и отдельных его узлов и агрегатов.
Известны способы оценки технического состояния поршневого двигателя внутреннего сгорания путем контроля приращения задросселированного давления (1).
Однако для реализации известного спос. оба необходимо нагрузочное устройство с точно контролируемой величиной передаваемого крутящего момента, что черезвычайно сложно осущест-. вить B эксплуатационных условиях.
Кроме этого, контроль только лишь задросселированного давления не может обеспечить возможность выявления всех имеющихся в двигателе неисправностей, так как некоторые из них влияют не на величину крутящего момента, пропорционально которому изменяется задросселированное давление, а на изменение частоты вращения ко, ленчатого вала или же на оба эти пораметра в совокупности.
Поэтому выявление технического сосТояния только лишь по эадроссели-. рованному давлению сопряжено с большой трудоемкостью способа, связанной с осуществлением всевозможных предварительных испытаний двигателя.
Целью изобретения является сокращение трудоемкости способа.
Это достигается благодоря тому, что приращение задросселированного. давления выявляют на режимах холостого хода и одновременно контролируют приращение частоты вращения вала
15 двигателя при переходе с одного режима на другой, а затем по отклонению частоты и давления от соответствующих эталонных параметров определяют состояние двигателя.
20 На чертеже приведена номограмма для выявления технического состояния двигателя.
На номограмме: Р— величина задросселированного давления; и, 25 обороты холостого хода; у — положение органа управления подачей топлива. Сплошные линии на номограмме соответствуют технически исправному двигателю, а штрих- пунктирные линии30 технически неисправному двигателю.
862023
При оценке технического состояния в эксплуатационных условиях испытывавший.двигатель запускают и на холостом ходу поочередно при полном и заданном частичном скоростных ре.жимах измеряют величину задросселированиого давления Рэ и Р> и, сравнивая их с нормативными {эталонными) величинами Р3 н q u Pq g g для данного типа двигателя и скоростных режимов холостого хода, выявляют отклонение задросселированного давления 6Р> и hP> на этих режимах раЬ .(3 боты двигателя.
Сами по себе величины Р> и аР> недостаточно характеризуют исправность или неисправность двигателя, так как они в значительной мере зависят от индивидуальных особенностей каждого двигателя. Но отношение bP>, замеренное на двух скоростных режимах холостого хола двигателя, резко изменяетсй при наличии той или иной неисправности В двигателе. Причем в зависимости от вида неисправности относительная веллчина (коэффициент) Кр, hP „ihP может быть больше, меньше или (при наличии нескольких неисправностей) равна 1.
При разных неисправностях изменяются и относительные частоты вращения коленчатого вала, если установку контрольных режимов работы двигателя на холостом ходу производить фиксированием положений органа управ ления подачей топлива, соответству; ющим:. нормативным значениям измеряемых
" величин технически исправного двигателя. В этом случае по аналогии с
hP и ЬР можно .определить соответ 4 2 ствующие приращения уменьшения час: .тоты вращения коленчатого вала на этих контрольных режимах (h H< и Ь и ) и относительную величину (коэффициент) к.и =аи /4,и .
По двум обобщенным диагностическим показателям (Kp и Ки ), полученным
5 при работе двигателя на холостом ходу без нагрузочного устройства, Определяют не только общее техническое состояние (работоспособность) двигателя, но и отдельные неисправности
)Q его агрегатов и узлов.
Таким образом, реализация такого способа обеспечивает значительное сокращение трудоемкости сценки технического состояния роршневого двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях, так как исключается серия экспериментов, связанная с конкретизацией неисправностей.
Формула изобретения
Способ оценки технического сост<М яния поршневого двигателя внутреннего сгорания путем контроля приращения
25 .задросселированного давления, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости, приращение давления выявляют на режимах холостого хода и одновременно контро3Q лнруют приращение частоты: вращения вала двигателя при.переходе с одного режима на другой, а затем по отклонению частоты и давления от соответствующих эталонных параметров опреде3$ ляют состояние двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Авторское свидетельство СССР
М 504960, кл. G 01 М 15/00, опублик. 1978.
852023 би, Составитель G.Голованов
Редактор Т.Загребельная Техред .А. Бабинец
КорректорЕ . Рошко
Подписное
Заказ 6534/38 Тираж 907
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
13.3035 Москва Ж-35 Ра акай. наб., д. 4/5
t Уш
Филиал ППП Патент, r . Ужгород,. ул. Проектная, 4