Обмотка трансформатора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советсимк

Соцналнстнчесинк

Респубйнк

К АВТОРСКОМУ Се ТИЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 171279 (21}2852822/24-07 (51) М

3 с присоединением заявим М

Н 91 F 27/28

ГвсударСтвеняыя комятет

СССР яo Аслам мзебретения в втарытяй (23) Приоритет (53) УДК621 3. .045(088.8) Опубликовано 070981. Ьоллетемь Й9 33

Дата опубликования описания 07.0981 (72) Авторы изобретения

J1.В.Алексеева, Н.А.Иванец и Л.М.Пестряева

/ (7т) Заявитель

154) ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в преобразовательных трансформаторах.

Известна обмотка трансформатора, 5 содержащая части, гальванически не связанные между собой, расположенные по высоте, причем каждая часть состоит из двух катушек и содержит парал- 1О лельные ветви, расположенные по высоте, причем катушки одной параллельной ветви каждой части расположены в середине высоты части н в зоне стыка двух частей (1 .

Существенным недостатком этой кон- тз струкцни является ее сложность, связанная с дополнительными внутренними переходами в обмотке, внешними перемычками, с пайкой и изолировкой, выводами концов из середины катушки в ® охлаждающих каналах.

Кроме того, при.соотношении витков в частях вентильных обмоток со схемой соединения "звезда" и "треугольник" соответственно 4:7, число витков в каждой катушке этой параллельной ветви со схемой соединения

"звезда" равно 1, а схемой соединения

"треугольник" - 1,75. 30

Применение этой конструкции затрудняет изготовление, так как требует дополнительной пайки.

Известна также обмотка трансформатора, содержащая гальванически не связанные между собой части, расположенные по высоте, причем каждая часть содержит параллельные ветви, состоящие из катушек и расположенные по высоте, а ветви частей чередуются между собой по высоте g2) .

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту °

В условиях эксплуатации наиболее распространенным аварийным режимом, какому подвергается трансформатор. является режим короткого заьеюкания одной части вентильной обмотки, вызываемый пробоем вентиля.

В этом случае в параллельных ветвях такой обмотки токораспределение неравномерно, в катушках. расположенных на стыке частей с разными схемами соединения, ток резко возрастает по сравнению с током в других параллельных ветвях.

В результате такого токораспределения электродинамические усилия в

862250 катушках на стыке частей также резко возрастают, что снижает электродкнамическую устойчивость обмотки и надежность трансФорматора.

Таким образом, йедостатком этой кон" конструкции обмотки является низкая электродинамическая устойчивость катушек. расположенных на стыке двух ,частей при коротком замыкании одной части.

Цель изобретения - повьиаение надежности обмотки путем повышения электро- динамической стойкости катушек, расположенных на стыке частей.

С этой целью в известной обмотке . трансформатора, содержащей гальванкческк ие связанные между собой части, 1% расположенные по высоте, причем каждая часть содержит параллельные ветви, состоящие из катушек н расположенные по высоте, на наружной поверхности катушек, расположенных на сты- 2О ке частей, установлены на равных расстояниях между собой изоляционные стержни, один конец каждого as которых выполнен в виде гибкой ленты н жестко закреплен между соседними проводниками катушки, и на этих стержнях размещены изоляционные бандажи.

На фиг,1 представлена схема соединения катушек в частях вентильной обмотки трансформатора, на Фиг.2 и

3 — расположение и крепление кзоляцнонных стержней и изоляционных бандажей на наружной поверхности ка,тушек, Расположенных на стыке частей.

Обмотка трансформатора содержит З5 части 1, 2, 3. 4 гальванически не связанные между. собой. расположенные по высоте. Часть 1 содержит параллельные ветви, две из них состоят соответственно из катушек 5 и 6, 7 и 4р

8.

Две as параллельных ветвей части

2 состоят соответственно иэ катушек

9 и 10, 11 и 12. Две из параллельных ветвей части 3 состоят соответствен- 4э но из катушек 13 и 14, 15 и 16. Иве иэ параллельных ветвей части 4 состоят иэ катушек 17 и 18. 19 и 20. На наружной поверхности катушек 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. расположенных на стыке частей установлены изоляционные стержни 21, один кбнец которых выполнен .в виде гибкой ленты22 и жестко закреплен между проводниками 23 и 24. На этих стержнях размещены изоляционные бандажк 25.

При коротком замыкании одной любой частк обмотки ток между параллельными ветвямк, расположенными по внсоте обмотки, делится неравномерно из-. эа неравных величин их индуктивных сопротивлений, обусловленных магнитным полем рассеяния, величина магнитной напряженности которого меняется по высоте обмотки в связи с появлением большой радиальной составляющей поля в зоне стыка частей. Благодаря меньшему индуктивному сопротивлению ветвей, расположенных на стыке и краях частей, величина тока в них значительно повышает величину тока в остальных ветвях. Электродннамические усилия в катушках этих ветвей возрастают пропорционально квадрату тька, возрастают соответственно и механические напряжения в катушках.

Устройство по изобретению снижает механическое напряжение в проводе хатушек, расположенных на стыке частей, особенно в обмотках с большим„. числом параллельных ветвей в каждой части, так как неравномерность распределения тока между параллельнымк ветвями увеличивается с ростом числа параллельных ветвей.

Формула изобретения

Обмотка трансформатора, содержащая гальваннчески не связанные между собой части, расположенные по высоте, причем каждая часть содержит параллельные ветви, состоящие нз катушек и расположенные по высоте, о т— л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности обмотки путем повышения электродннамической стойкости катушек, расположенных на стыке частей, на наружной поверхности этих катушек установлены на равных расстояниях между собой изоляционные стержни, один конец каждого нз которых. выполнен в виде гибкой ленты и жестко закреплен между соседними проводниками катушки, и на зтнх стержнях размещены изоляционные бандажи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1."Уралэлектротяжмаш". Проектирование, исследование, н производство электротехнического оборудования, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство. 1974, с.106. .2. То же, с.116. рис.5.

862250

Составитель A.Ïàíèáðàòåö

Техред С. Мигунова Корректор И.Шарохин, Редактор Н.Аристова

Прдписное

Заказ 6626/49 Тираж 784

BHMHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, И-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4