Широкозахватный транспортер для ручной уборки овощных культур
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соввтскнн
Соцналнстнчвскнх
Рвслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.03.80 (21) 2904053/30-15 с присоединением заявки №вЂ”
Геаудлрственнмй кемнтет (23) Приоритет—
Опубликовано 15.09.81. Бюллетень № 34 ае делам нзебретеннй н етнрмтнй
Дата опубликования описания 25.09.8! (72) Авторы изобретения
П. П. Лиходид, И. В. Мягких, В. П. Романченко и В; И. Гавриш
Омский теплично-парниковый комбинат (7l) Заявитель (54) ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ТРАНСПОРТЕР ДЛЯ РУЧНОЙ
УБОРКИ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР
Изобретение относится к сельскохозяй- ственному машиностроению, в частности к механизмам для уборки неодновременно созревших овощных и бахчевых культур, и может, применяться также при одноразовой уборке корнеплодов;
Известны широкозахватные транспортеры для. ручной уборки овощных культур, содержащие навешиваемую на гусеничный трактор раму со. стойками . С левой и правой сторон рамы неподвижно закреплены боковые фермы, несущие ленточные транс- тв портеры и поддерживаемые от провисания тросами, соединенными со стойками -рамы.
В центральной части агрегата расположен разгрузочный транспортер. В передней части трактора установлен уравновешивающий груз. Овощи, собранные сборщиками вруч- 1э иую, высыпаются на ленточные транспортеры, которые перемещают их с левой и правой сторон к центру на разгрузочный транспортер. С разгрузочного транспортера овощи поступают в следующее за агрегатом задним ходом транспортное средство 11).
Однако большой вес и громоздкость конструкции данных транспортеров заставляет применять в качестве транспортирующего средства для них тяжелые гусеничные тракторы, имеющие низкую посадку. При работе на полях засеянных относительно высоко растущими oBoQHblMH культурами (помидо- . ры, кабачки и т.п.) трактор при движении сгруживает в кучу впереди растущие расте. ния. Так как данные транспортеры имеют большой вес и громоздки они монтируются непосредственно у поля. При этом неизбежно применение механизированных подъем. йых средств (автокранов) для их монтаж1, В случае перехода на удаленные участки необходим их демонтаж и повторная сборка на месте, занимающие значительное коли» чество времени. СледоватЕльно, агрегать1 не обладают достаточной мобильностью, Из-эа расположения разгрузочного устрой. ства в центре транспортера транспортные средства, увозящие собранные овощи, вы. нуждены. двигаться эа ним задним ходом значительные расстояния, что неудобно в работе-и приводит к дополнительному траВ. мированию растений.
Регулировка подъема ферм над уровнеМ поля отсутствует, поэтому транспортеры МО. гут работать только на очень ровных участ ках. Незначительная неровность поля (0,5
862856 з
50м длины) приводит к невозможности их эксплуатации.
Наиболее близким к предложенному является широкозахватный трайспортер для ручной уборки овощных культур ТШП вЂ” 25, включающий опирающиеся на самоустанавливающиеся колеса раму и шарнирно прикрепленные к ней боковь е секции с транспортирующими рабочими органами, причем одна из.боковых секц и снабжена консольно установленной под глом к горизонтальной плоскости дополн ельной секцией. Боковые секции поддерж ваются через стайки рамы тросами, соеди енными с гидроцилиндрами, служащими ля регулировки подъема секций,йад ур нем поля. По концам боковых секций за реплены дополнительные опорные колес . Транспортер переводится в транспортное положение поворотом боковых секций назад с их последующей фиксацией от боковых смещений при транспортировке.
Транспортер агрегатируется с колесным трактором MT3 — 50/80. Привод транспор тера осуществляется от вала отбора мощности трактора (2J
Однако этот транспортер не обладает достаточной шириной захвата.
В известных -транспортерах в качестве транспортирующего овощи органа применена транспортерная резинотканевая лента.
Вес 1 пог. м. ленты при необходимой по условиям прочности ширине 500 мм и толщине
8 мм составляет 4,8кг. Таким образом, при ширине захвата 50 м с учетом возвратной ветви, вес только одной ленты составляет
480 кг. Принимая во внимание необходимость установки натяжных и поддерживающих роликов, осей, корпусов подшипников и.т.п., вес конструкции возрастает до такой степени, что на переднюю часть гусеничного трактора для сохранения продольной устойчивости агрегата необходимо навешивать значительный груз-противовес. По этой же причине широзахватные транспортеры шири-. ной 50 м обладают неудовлетворительной по. перечной устойчивостью, что ограничивает их ширину захвата, и, как следствие, производительность труда сборщиков.
Цель изобретения — увеличение производительности труда сборщиков.
Цель достигается тем, что транспортирующее рабочие органы выполнены в виде корытообразных емкостей, шарнирно соединенных посредством подвесок с поводками, размещенными на тяговом тросе., опирающемся на проводные боковые и центральный, и опорные диски, причем поводок снабжен роликом взаимодействующим с направляющими, расположенными вдоль боковых и дополнительной секций, При этом направляющие в местах шарнирного соединения боковых секции с рамой и дополнительной секцией установлены с зазором относительно друг друга, в котором размещен консольно прикрепленный к ниж4 ней стороне одной из направляющих поддерживающий элемент.
Кроме того заходная часть направляющих в местах зазоров выполнена в форме раструба; в местах соединения поводков с тросом установлены прокладки; центральный приводной диск выполнен из металла с высоким коэффициентом трения, а боковыеармированы резинотканевой лентой, опорные диски в местах поворота тягового троса
1 снабжены ограждающими пластинами; на конце дополнительной секции в месте разгрузки емкостей тяговый трос установлен под углом к горизонтальной плоскости, причем емкости выполнены с открытой передней, по ходу движения тягового троса, и за15 крытой задней стенками, причем высота боковых стенок емкостей увеличивается от передней стенки к задней.
На фиг. 1 изображен широкозахватный транспортер в рабочем положении, вид сза„ди; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3то же, вид сбоку; на фиг. 4 — схема подвески емкости; на фиг. 5 — стопорное устройство на тросе; на фиг. 6 — устройство отводки на вертикальном поддерживающем диске; на фиг. 7 — схема привода троса; на фиг. 825 устройство для предотвращения заклинивания роликов; на фиг, 9 — схема устройства для разгрузки емкостей; на фиг. 10 — вид транспортера в транспортном положении.
Широкозахватный транспортер с шириной захвата 50 м содержит раму.l с самоус30
О танавливающимися колесами 2, соединяемую с транспортером с помощью двух консолей 3, выполненных фигурными для возмож,ности прохода емкостей 4. На раме 1 заб креплены шарнирно-поворотные правая 5 и
З5 левая 6 несущие секции, удерживаемые в горизонтальном положении тросами 7, переброшенными .через блоки 8 и соединенные с гидроцилиндрами 9. С правой стороны к секции 5 фланцами 10 и болтами подсоеди-/ иена полуферма 1, имеющая на нижнеМ
40 крае опорное колесо 12. С левой стороны секции 6 также подсоединена полусфера 13 с таким же опорным колесом.К полуфермв 13 шарнирно подсоединена дополнительная сек/ ция 14, закрепленная регулирующим ее на4 клон винтом 15. С правой стор ны полусферы.11 смонтирована натяжн я станция 16 тягового троса. Секции в сб ре дойолнитель. но крепятся к трактору аспорками 17 и растяжками 18, жестко фиксирующими их от смещения вперед или назад относительно
so рамы 1. На раме 1 смонтирована трансмиссия 19, соединенная с валом отбора мощности трактора карданной передачей. По бокам секций и задней части рамы закреплены горизонтальные направляющие 20, имеющие разрезы в местах поворота ферм. На допол55 нительнои секции 14 закреплена подъемная направляющая 21 и установлены вертикальные 22 и горизонтальные 23 направляющие диски. При этом вертикальный направляю862856!
2S
5 ший диск 24 в месте перехода горизонтально расположенных направляющих 20 на подъемную направляющую 21 дополнительной секции 14. установлен таким образом, что его нижний край совпадает с центром поворота дополнительной секции, что предотвращает изменение стяжения тягового троса
S в случае регулировки наклона уплотнистопором 28. Стопор 28 представляет собой. ляюшей 20. Причем, в целях безопасности, тельной секции.
Во всех направляющих дисках выполнены профилированные канавки, предотврашающие сход троса. Трос, поддерживаемый дисками, опоясывает секции по замкнутому из мягкого металла (например, меди). Трубка жестко крепится на тяговом тросе обжатием кольца 27, находящегося в проремешений вперед и назад. Для предотвращения смещения кольца 27 при уменьшении диаметра троса от его вытягивания предусмотрено дополнительное крепление поводка металлическую пластинку; пропущенную через трос, концы которой загибаются с обеих сторон по диаметру последнего (фиг. 5). На поводке 25 (фиг. 4) закреплен поддерживающий ролик 29, находящийся внутри направтяговый трос закрыт верхней полкой направляющих 20. В нижнем конце поводка 25 свободно на оси 30 закреплена подвеска в виде крючка 31, к которому подвешивается эв .емкость 4. Емкость 4, выполненная, например, из тонкого листового материала, имеет открытый передний конец, а боковины ее увеличиваются по высоте к задней стенке для предотвращения высыпания овощей при подъеме на дополнительную секцию 14, В верхней части емкости на скобах 32 установлены вращающиеся вокруг вертикальной оси кольца 33, которыми осуществляется подвеска емкости на крючки 31. В местах прохода через все вертикальные направляющие диски (кроме случаев, когда тяговый трос проходит по нижней стороне дисков) установлены ограждающие пластины 34 (фиг. 6), предотвращающие зацеп крючков за диски.
На трансмиссии (фиг. 7) тяговой трос пропущен через профилированные приводные диски 35 и 36 и опорные вертикальные диски 22. Причем приводные диски 35 армированы резинотканевой лентой, а приводной диск 36 выполнен из материала, имеюще- го большой коэффициент. трения (например дюралюминия). В местах зазоров направляю- зв щих (фиг. 8), необходимых для обеспечения воэможности подъема и опусканчя секций, входная часть направляющих после разрыва выполнена в виде приемного раструба
37, предотвращающего заклинивание ролика 29, для этой же цели установлен .поддерживающий элемент 38 взаимодейству1о-. щий с крючком 31 и удерживающий его от
6 бокового смещения. В верхней части дополнительной секции 14 (фиг. 9) на вертикальных опорных дисках 22 установлен поддерживающий элемент 39, предотвращающий зацеп крючков эа диски, (как например, на фнг. 6). В нижней части дополнительной секции установлен опорный диск 40 для обеспечения наклона тягового троса, а соответственно, и корзины при разгрузке.
В передней части трактора (фиг. lO) установлена опорная балка И с ложементами
42, служащими для укладки ферм при переводе в транспортное положение.
Транспортер устанавливается на поле с таким расчетом, чтобы край дополнительной станции находился над кузовом движущегося по дороге у края поля транспортного средства.
Работа транспортера происходит следующим образом.
Тракторист начинает движение транспортера по полю, .следующие за ним сборщики, по мере накопления собираемыми вручную овощами мелкой тары (ведра), пересыпают их в движущиеся перед ними емкости. Включение вала отбора мощности трактора через трансмиссию 19 приводятся во вращение диски 35 и М (фиг. 7), которые заставляют тяговый трос перемещаться.
Двигаясь, трос увлекает за собой шарнирно закрепленные на нем поводки 25 (фиг. 4).
Одновременно поддерживающие ролики 29, предохраняющие трос от провисания при нагрузке, катятся в направляющих 20. Вместе с ними перемещаются подвешенные на крючках поводков емкости 4. При подходе дополнительной секции 14 (фиг. 8) ролик переходит через зазор, оставленный в направляющих для возможности изменения ее угла наклона, и поступает в приемный раструб 37, причем для предотвращения бокового смещения поводка с роликом при проходе зазора снизу установлен поддерживающий элемент 38, по которому скользит крючок, пока ролик 29 полностью не зайдет в подъемную направляющую 21. Двигаясь по направляющей (фиг. 9), ролик, а вместе с ним и емкость, достигает вертикального диска 22. Трос, продолжая движение, перемещает емкость к следующему опорному диску, Со второго .верхнего опорного диска трос резко снижается к нижнему опорному диску
40, в этот момент происходит наклон емкости и овощи из нее высыпаются в подстав- ленную тару или кузов транспортного средства. Двигаясь дальше, трос поступает на горизонтальный опорный диск 23, огибает дополнительную секцию 14, опускается вниз до горизонтальных направляющих противоположной стороны транспортера. Таким образом, разгруженные емкости поступают по другой стороне на следуюшую загрузку.
Наклон дополнительной секции 14 может регулироваться в широких пределах, вплоть до разгрузки на дорогу.
862856
8 ширины в транспортное средство, движущееся по краю поля.
Предложенный транспортер надежен в работе, уменьшает минимум на 200/р потери овощей от вытаптывания п сборе и вдвое увеличивает. производительность труда сборщиков.
7 В случаях неровности поля тракторист через систему тросов и блоков(включением гидроцилиндров) регулирует высоту подъема секций над полем. В рабочем положении левое опорное колесо касается края поля, свободного от растений, а правое несколько приподнято, так как при работе транспортера левая разгрузочная сторона всегда нагружена больше правой.
Для осуществления коротких переходов с поля на поле одновременно поднимаются обе секции, причем для страховки,от удара при случайных наклонах служат те же дополнительные опорные колеса 12, установленные на концах секций.
При необходимости перехода на даль-. ние расстояния бригадой рабочих, состоящей из 4-х человек, транспортер переводится в транспортное положение. При этом снимаются с крючков емкости, винтом натяжной станции ослабляется натяжение тягового троса и он -снимается с опорных дисков. Вручную отсоединяются легкосъемные до- 20 полнительная станция и боковые полуфермы, которые грузятся в отдельное транспортное средство.. Оставшиеся свободными концы . троса с роликами заводятся в направляющие секции. Так как шаг емкостей составляет величину несколько более метра, эти участки троса свободно провисают, в то время как опорные ролики легко уменьшаются в направляющих. Для предотвращения их выхода при движении, конечные ролики увязываются к направляющим. Затем ослабля- 50 ются и снимаются распорки 17 и растяжки
18, последние поворачиваются на осях и кладутся на опорную балку 41, расположенную впереди трактора (фиг. 10). Включением гидроцилиндров поочередно приподнимаются основные боковые секции и поворотом заводятся вперед на опорную балку в специальные ложементы 42, предохраняющие фермы от:смещения при транспортировке.
Формула изобретения
3. Транспортер по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что заходная часть направляющих в местах зазоров выполнена в форме раструба.
40 4. Транспортер по п. 1, отличающийся тем, что в местах соединения поводков с тросом установлены прокладки.
5. Ттранспортер по и. 1, отличающийся тем, что центральный приводной диск выпол нен из металла с высоким коэффициентом
45 трЕния, а боковые — армированы резинотканевой лентой.
Операция по переводу транспортера в транспортное положение занимает не более
2-х часов, столько же времени требуется и для приведения его в рабочее положение.
Это значительно быстрее, чем подобные работы с известными транспортерами с шириной захвата 50м, причем не требуется никаких вспомогательных подъемных механизмов.
В транспортном положении длина транспортера составляет 14 м, высота 4,2 м, ширина 4 м, что допускается нормами, предусмотренными правилами дорожного движения.
Таким образом, использование изобретения позволит существенно уменьшить вес конструкции и повысить поперечную устойчивость транспортера в работе. В отличие от всех известных широкозахватных транспорте. ров, данный транспортер может за один проход осуществлять перемещение и разгрузку овощей с центра поля 100-метровой
1. Широкозахватный транспортер для ручной уборки овощных культур, включающий опирающиеся на самоустанавливающиеся колеса раму и шарнирно прикрепленные к ней боковые секции с транспортирующими рабочими органами, причем одна из боковых секций снабжена консольно установленной под углом к горизонтальной плоскости дополнительной секцией, отличающийся тем, что, с целью увеличения производительности труда сборщиков, транспортирующие рабо.чие органы выполнены в виде корытообраэных емкостей, шарнирно соединенных посредством подвесок с поводками, размещенными на тяговом тросе, опирающемся на приводные боковые и центральный, и опорные диски, причем поводок снабжен роликом, взаимодействующим с направляющими, расположенными вдоль боковых и дополнительной секций.
2. Транспортер по п. 1, отличающийся тем, что направляющие в местах шарнирного соединения боковых секций с рамой и дополнительной секцией установлены с зазором относительно друг друга,в котором раз-. мещен консольно прикрепленный к нижней стороне одной из направляющих поддерживающий элемент.
6. Транспортер по п. 1, отличающийся тем, что опорные диски в местах поворота тягового троса снабжены ограничивающими пластинами.
7. Транспортер по п. 1, отличающийся тем, что на конце дополнительной секции в месте разгрузки емкостей тяговый трос установлен под углом к горизонтальной плоскости.
8. Транспортер по и. 1, отличающийся тем, что емкости выполнены с открытой передней по ходу движения тягового троса, и закрытой задней стенками, причем высота бо9 ковых стенок емкостей увеличивается от передней стенки к задней.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
862856 !
О
1. <Картофель и овощи», 1977, № 8, с. 22.
2. «Картофель и овощи», 1979, № 5, с. 3 (прототип).
862856 о
4 + Pygmy
Составитель В. Шукин
Редактор А. Долинин Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга
Заказ 7613/I Тираж 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент». г. Ужгопод. чл. Проектная, 4
ППП .Патент Зак. 332