Шаблон

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (щ8631,77 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 071279 (21) 2848254/22-02 с присоединением заявки Но— (23) Приоритет—

Опубликовано 1509,81;Бюллетень И9 34

Дата опубликования описания 150981 (51)м. кл.з

В 22 0 41/02

Государствеиный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 746. .329(088.8) (72) Авторы изобретения

Г. И. Исаев, Г. Н. Плотников, Ю. A. Ткачен и Н.Г. Исаев

ЗСЗКь|.,; ..

Ц П:,1-::, ЯХИН" Восточный научно-исследовательский и про ый,институт огнеупорной промышленности. (71) Заявитель (54 ) ЩлВлОН

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для изготовления монолитных футеровок тепловых агрегатов, имеющих форму тел вращения, с помощью шаблонов, например, сталеразливочных или чугуновозных ковшей, электрических индукционных печей.

Известен шаблон для изготовления монолитной футеровки, выполненный в виде связанных друг с другом шарнирными и болтовыми соединениями кони-. ческих секций, нижняя из которых является опорной. При этом секции снабжены выдвижными центрируквцими горизон-1з тальными и вертикальными упорами (Ц .

Однако в процессе службы тепловые агрегаты, в частности сталеразливочные ковши, деформиругтся как по вертикальной образующей,так и в горизон- 20 тальном направлении с появлением эллипсности в то время, как шаблон имеет заданную жесткую форму. Это ведет к неравномерной толщине футеровки агрегата, к ее неравномерному уплотнению и к преждевременному выходу ее из строя из-за и,:лой толщины футеровки в зонах наибольшей деформации ковша. Кроме того, при извлечении шабло-: на в местах соединения секций возмож- 30 но образование срывов рабочей поверхности выполненной футеровки. Этот шаблон сложно установить в тепловой агрегат, вследствие необходимости центрирования шаблона по большому числу точек. . Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является регулируемый шаблон, содержащий раму со встроенными на осях барабанами, контактирующими с бесконечной лентой и механизм регулирования кривизны бесконечной ленты, выполненный в виде. гидроцилиндра двухстороннего действия, штанги которого соединены с осями катков барабанов. При этом между катками установлен ряд роликов, контактирующих с внутренней поверхностью бесконечной ленты, оси которых последовательно соединены звеньями цепи между собой и с осями катков.

Для обеспечения требуемой кривизны цепи служат подпружиненные стержни со втулками или управляемые гидроприводы, соединяющие цепь с рамой P2)

Недостатки такой конструкции заключаются в том, что она не позволяет получать качественной поверхности футеровки, и приводит к формированию неровной (волнообразной) по863177 верхности, а, следовательно, неравномерно уплотненной футеровки. Это связано с тем, что указанная конструкция шаблона не обеспечивает жесткой опорной поверхности для бесконечной ленты, так как несмотря на оптимальный подбор пружин происходит ,деформация поверхности бесконечной ленты от воздействия распирающих усилий, возникающих в результате работы виброинструментов. Деформация поверх- ности бесконечной ленты происходит вследствие "провалов" ленты как между соседними роликами, так и между подпружиненными роликами, что также является причиной образования неровностей поверхности формуемой футеровки и неравномерности ее уплотнения. кроме того, имеет место откалывание или расслоение футеровки в резуль тате проскальзывания гибкой эластичной ленты относительно футеруемой поверхности ковша. При проскальзывании на границе бесконечная лента— поверхность футеровки возникает трение скольжения и появляется возможность захвата лентой поверхностного слоя фу"..еровки, что приводит к расслоению и откалыванию отформованной футеровки, т.е. к ухудшению ее качества.

Качество поверхности Футеровки и равномерное уплотнение футеровки 30 предопределяют стойкость футеровки, а, следовательно, и длительность зкс. плуатации агрегата в целом.

Цель изобретения — повышение качества поверхности футеровки за счет 35 получения равномерной уплотненной футеровки.

Указанная цель достигается тем, что механизм регулирования кривизны бесконечной ленты дополнительно со- 4g держит направленные навстречу друг .другу рычаги с опорно-профильными поверхностями, одни концы которых шарнирно установлены на осях барабанов, а другие через шарнирные тяги и шток соединены с приводом механизма регулирования, при этом шток снабжен компенсирующим роликом, контактирующим с бесконечной лентой со стороны, противоположной опорно-профильной поверхности рычагов, компенсирующий ролик выполнен подпружиненным и связан со штоком телескопически, поверхность бесконечной ленты, соприкасающаяся с футеровкой, снабжена шипами. 55

Пр и такой конструкции обеспечивается жесткость опорной поверхности для бесконечной ленты и исключается воздействие возмущающих факторов от виброинструментов. 3а счет этого в каждом определенном положении шаблона кривизна поверхности бесконечной ленты остается постоянной и неизменной, идентичной кривизне соответствующего участка кожуха ковша. Это поэволяет устранить неровности формуемой поверхности, а, следовательно, повысить ее качество, получить равномерно уплотненную футеровку. При этом повышается качество,футеровки в целом.

Установка на осях барабанов рычагов с опорно-профильными поверхностями и соединение их через шарнирные тяги с приводом обеспечивает возможность управления рычагами в соответствии с кривизной кожуха ковша по мере перемещения шаблона по высоте ков-, ша, что позволяет получать футеровки равной толщины, а следовательно, равномерно уплотненные по высоте.

Наличие связи рычагов с компенсирующими роликами обеспечивает постоянное натяжение бесконечной ленты при любом положении шаблона по высоте ковша, что предотвращает образование неровностей поверхности формуемой футеровки.

Выполнение компенсирующего ролика подпружиненным и телескопическая связь его со штоком компенсирует возможное растяжение бесконечной ленты при ее неизменной кривизне, что также обеспечивает качество поверхности футеровки.

Предлагаемая конструкция регулируемого шаблона предусматривает выполнение шипов на поверхности бесконечной ленты, соприкасающейся с формуемой футеровкой, сплошной, из гибкого материала, что предотвращает проскальзывание ленты относительно футеровки. и, в результате этого, исключается возникновение трения скольжения на границе лента — поверхность футеровки, которое является причиной расслоения и откалывания футеровки в известном шаблоне. Таким образом, наличие Шипов на поверхности бесконечной ленты также способствует формированию качественной футеровки.

На фиг. 1 изображен шаблон с установкой для изготовления монолитных футеровок емкостей, например, сталеразливочных ковшей; на фиг. 2 — шаблон, вид сбоку на фиг. 3 — то же, I вид сверху.

Установка для изготовления монолитной футеровки сталераэливочного ковша 1 содержит узел 2 приготовления масс, машину 3 для набивки футеровки, подвижную стрелу 4, вращающийся стол 5 с приводом, предназначенный для размещения ковша 1, и регулируемый шаблон 6. В подвижную стрелу

4 встроен механизм 7 виброуплотнения, состоящий из виброинструМентов 8 и виброизолирукщих устройств 9. Регулируемый шаблон 6 крепится к подвижной стреле 4 через фланцы 10.

Регулируемый шаблон 6 содержит раму 11, на которой смонтированы два барабана 12, бесконечную ленту 13 и

863177 механизм регулирования кривизны бесконечной ленты.

Механизм регулирования кривизны бесконечной ленты имеет рычаги 14 с опорно-профильными поверхностями, одни концы которых шарнирно расположены на осях 15 барабанов 12, а другие концы через шарнирные тяги 16, муфту 17 и шток 18 соединены посредством двуплечего рычага 1 9 с приводом 20. При этом шток 18 через пружину 21 телескопически связан с компенсирующим роликом 22. Опорно-профильная поверхность рычагов 14 выполнена выпуклой и рассчитана таким образом, чтобы кривизна поверхности, контактирующей с ними бесконечной 35 ленты 13, соответствовала кривизне кожуха ковша 1 по всей его высоте.

Барабаны 12, рычаги 14 и компенсирующий ролик 22 контактируют с бесконечной лентой 13, которая снабжена шипами 23 в виде гаек, причем между гайками и бесконечной лентой проложены прокладки 24.

В цепь Управления механизмом ре- р5 .гулирования кривизны бесконечной ленты включены датчики 25 положения рычагов и индуктивный датчик 26 кривизны внутренней поверхности емкости.

Вся конструкция шаблона сверху прикрыта козырьком 27, исключающим попадание футеруемой массы, пыли и грязи на механизм.

Устройство работает следунщим образом;

Регулируемый шаблон б и механизм

7 виброуплотнения посредством подвижной стрелы 4 опускаются в ковш 1 в крайнее нижнее положение с образованием зазора между шаблоном и внут- 40 ренней стенкой ковша. В этом положении кривизна шаблона (кривизна рычагов 14 с опорно-профильными поверхностями и кривизна ленты 13) соответствует кривизне внутренней поверхности кожуха ковша.

Вращающийся стол 5, на котором помещен ковш 1, приводится в движение. Огнеупорная масса, приготовленная в узле 2, через систему смесите- 50 лей и шнеков подается внутрь ковша

1, в зазор между регулируемым шаблоном б и кожухом ковша. Поступающая в зазор огнеупорная масса уплотняется виброинструментамк 8 механизма 7 виброуплотнения. По мере уплотнения массы в соответствии с заданным режимом происходит перемещение стенки вращающегося ковша 1 относительно регулируемого шаблона б. Бесконечная лента 13, контактирующая с формуемой Щ футеровкой, перемещается вместе с ней благодаря наличию шипов 23 на поверхности бесконечной ленты 13, входящих в непосредственный контакт с формуемой футеровкой. При этом ли- g5 нейные скорости бесконечной ленты

13 и ковша 1 практически совпадают.

По мере увеличения высоты изготовляемой футеровки подвижная стрела 4 с регулируемым шаблоном 6 и механизмом 7 виброуплотнения перемещается вверх за счет сил противодействия, возникающих в зоне уплотнения массы.

Толщина формуемой футеровки поддерживается постоянной при помощи индуктивного датчика 26 кривизны внутренней поверхности емкости, который при изменении кривизны кожуха (по мере подъема радиус кривизны увеличивается) передает сигнал на привод 20 механизма регулирования кривизны бесконечной ленты шаблона. Привод 20 через двуплечий рычаг 19, шток 18, тяги 16 воздействуют на рычаги 14 с опорно-профильными поверхностями, которые, поворачиваясь вокруг осей 15, перемещаются внутрь рамы 11 шаблона б. В результате этого кривизна опор1 но-профильной поверхности рычагов

14, а, следовательно, и кривизна бесконечной ленты 13 приводятся в соответствие с кривизной кожуха ковша 1.

При этом шток 18, перемещаясь внутрь рамы 11 шаблона б, дополнительно смещает пружину 21, которая, воздействуя на компенсирующий ролик 22, поджимает его. За счет того, что компенсирующий ролик 22 контактирует с холостой ветвью бесконечной ленты 13, происходит натяжение последней. Крайние положения хода штока 18, а, следовательно, и крайние положения рычагов

14, контролируются датчиками 25, предназначенными для исключения аварийных ситуаций.

При уменьшении радиуса кривизны кожуха футеруемой емкости работа механизма регулирования кривизны бесконечной ленты осуществляется в обратной последовательности.

Использование предлагаемой конструкции улучшает качество поверхности футеровки и ее плотность, а также дает возможность получать футе" ровки равномерной толщины. Исключение неровностей поверхности, а также недостаточно уплотненных участков футеровки, позволяет предотвратить образование трещин и преждевременный износ, обычно наблюдаемых в первую очередь в этих участках футеровки.

Благодаря этому в службе достигается равномерный износ футеровки, а срок ее эксплуатации возрастает. В результате повышения качества футеровки стойкость ее увеличивается на 12%.

Формула изобретения

1. Шаблон для изготовления футеровки стенок металлургических емкостей, например сталераэливочных ковшей, содержащий раму со встроенными на

863177 осях барабанами, контактирующими с бесконечной лентой, и механизм регулирования кривизны бесконечной ленты с приводом, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью обеспечения высокого качества поверхности футеровки за счет получения равномерНо уплотненной футеровки, механизм регулирования кривизны бесконечной ленты дополнительно содержит направленные навстречу друг другу рычаги с опорно-профильными поверхностями, од- О ни концы которых шарнирно установлены на осях барабанов, а другие через шарнирные тяги и шток соединены с приводом механизма регулирования кривизны, при этом шток снабжен компенсирукщим роликом, контактирующим с бесконечной лентой со стороны, противоположной опорно-профильной поверхности рычагов.

2. Шаблон поп. 1, отлич аю шийся. тем, что компенсирующий ролик выполнен подпружиненным и связан со штоком телескопически.

3. Шаблон по и. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью исключения проскальзывания бесконечной ленты относительно футеруемой массы, поверхность бесконечной ленты, соприкасающаяся с футеровкой, снабжена шипами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 505519, кл. В 22 D 41/02, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2538425/22-02, кл. В 22 D 41/02, 31.05.78.