Гайковерт для колесных гаек автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социапистнческих
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1i»863322 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 17 12.79(2() 2866422/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет
Опубликовано 15.09. 81- Бюллетень Фе Э4
Дата опубликования описания 15, 09.81 (5 I ) М. Кл.
В 25 В 21/02
3Ъеударстаенкый комитет во делам хзобретеиий и открытий (53) УДК 629.113. . 004, 67, 002.
° -> (088.8) автомоби (54) ГАЙКОВЕРТ ДЛЯ КОЛЕСНЬ1Х ГАЕК АВТОМОБИЛЯ
Изобретение относится к средствам технического обслуживания автомобилей, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа автомобильных колес.
Известен гайковерт, смонтированный на опорной тележке и включающий инериионно-ударный привод шпинделя и механизм его вертикального перемещения по направляющим опорной тележки(1).
Недостатками известного гайковерта являются труде емкость ориентации шпинделя относительно колесных гаек автомобиля, что производится вручную, при этом необходимо многократное передвижение всего гайковерта в горизонтальной плоскости по направлению, к колесу и от не-. го, при одновременном перемещении: инерционно-ударного механизма вверх и вниз в вертикальной плоскoсm, причем в это время необходимо проворачивать вывешенное колесо автомобиля в нужном направлении, до совпадения каждой иэ отвинчиваемых (эавинчиваемых) колесных гаек с ториовым ключом соответст ву;эшего размера, закрепленным на выступающем копие шпинделя.
Известен гайковерт для колесных гаек автомобиля, содержащий тележку со стойкой, установленный на ней шпиндель со шлииами, соединенный с ним инерционно-ударный привод, механизм вертикаль ,ного перемещения шпинделя и привода на стойке и механизм ориентайии шпинделя относительно колесит:х гаек(2).
1О
Недостатком данного ус тройства является то, что оно не обеспечивает его горизонтальной ориентации, т.е. для перестановки сменного торцового ключа закрепленного на. выступающем конце
15 шпинделя, иа следующую гайку приходит ся откатывать весь корпус гайковерта от колеса и затем вновь подкатывать его, что трудоемко и, кроме того, после каждого такого перемещения положение ш1тицделя меняется и требует дополнителт.:ной корректировки. Все это увеличивает время, затрачиваемое на монтаж (демонтаж) колеса и соответственно снижает
30 з 8633 производительность. Кроме того, у известного гайковерта не обеспечена уравновешенность инерционно-ударного при вода. При перенастройке шпинделя на другой типоразмер колес равновесие гай5 коверта нарушается и удержать его в промежуточном положении трудно, а уст ройства для фиксации не предусмотрено.
Бель изобретения — повышение производительности. to
Поставленная дель достигается тем, что механизм ориентации шпинделя выполнен в виде фрикционной муфты, имеющей ведущий ролик, установленный на шпицах шпинделя и подпружиненный по его оси, и ведомый ступенчатый ролик, меньшая ступень которого предназначена для взаимодействия с ведущим роликсм, а большая - с колесом автомобиля, гайковерт снабжен шлицевой втулкой, установленной на шпинделе и предназначенной для соединения инерционно-ударного привода со шпинделем, кронштейном с отверстием, ось которого параллельна шпинделю, закрепленным на втулке механизмом переключения фрикционной муфты, выполненным в виде штанги, установленной одним концом в отверстии кронштейна и подпружиненной по оси, вилки, закрепленной на другом конце штанги и взаимодействующей с ведущим роликом, установленной на средней части штанги с возможностью перемещения и фиксации опоры, на которой установлен ведомый ролик, и педального фиксатора штанги, закрепленного на стойке.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - paapea А-A на фиг. 1; на фиг. 3 -,фрикционная муфта в двух положениях, на фиг. 4узел Х на фиг. 1.
На стойке 1 опорной тележки 2 разме лен инерционно-ударный привод, установленный на ней шпиндель 3 со шлидами, механизм вертикального перемещения шпинделя и привода и механизм ориентации шпинделя относительно колесных гаек.
Инерционно-ударный механизм состоит из опор 4 и 5, в которых установлена вращающаяся шлицевая втулка 6. Шлицевая втулка 6 с одной стороны, через наковальню 7, подвижно установленную на . наружных шпицах втулки 6, ударник 8, ступицу 9 и маховую массу 10 связа на с электродвигателем, а с другой сто- 55 роны, через шпиндель 3, наружные шлт ы которого входят в зацепление с внутренними шлпцами втулки 6, «со смен22 4 ì торцовым ключом 11 На шпинделе 3 имеется ручка 12, установленная по скользящей посадке во втулке 13
1 и имеющая на конце выступ 14 под паз в головке винта 15. Втулка 13 с подшипниками 16 с натягом установлена в углублении шпинделя 3. Исходное полокение ручки 12 обеспечивается пружиной 17. Крышка 18 крепится к торцу шпинделя 3 винтами (не показано). Фрикционная муфта состоит иэ ведущего конического ролика 19, подвижно установленного на наружных шлицах шпинделя 3 и подпружиненного пружиной 20, и ведомого ступенчатого ролика 21, меньшая ступень которого предназначена для взаимодействия с ведущим роликом l9, а большаяс колесом 22 автомобиля. Устройство содержит кронштейн 23 с отверстием 24, ось которого параллельна шпинделю 3, опору 25, на которой смонтирован ведомый ступенчатый ролик 21, которая в свою очередь зафиксирована с помоною стопорного винта 26 на штанге 27 механизма переключения для работы гайковерта в двух вариантах: при отворачивании гаек передник и задних колес. На штанге 27 с помощью стопорного винта.
28 укреплена вилка 29, взаимодействующая с ведущим роликом 19. Сама штанга 27 установлена в направляющую втулку 30 с пружиной 31 и имеет отверстие
32 под фиксатор 33 и продольный прямо угольный паэ 34 под стопорные винты
26 и 28 и ограничительный выступ крышки 35. Устройство для вертикального перемещения инерционно-ударного привода выполнено в виде пружины 36, соединенной через трос 37 с корпусом инерционно" ударного механизма. Фиксатор представляет собой подпружиненный педальный рычаг 38 с собачкой 39, шарнирно зак- . репленный на стойке 1, и зубчатую рейку
40, укрепленную на корпусе инерционноударного механизма.
Гайковерт для колесных гаек автомо биля работает следующим образом.
Отвинчивание гаек крепления колеса.
Гайковерт подкатывают к колесу 22. За . тем нажимают ногой на педальный рычаг
38, чем расфиксируют инерционно-ударный привод, и устанавливают его по высоте так> чтобы ocb шпинделя 3 HQxogHIIIK:b в одной горизонтальной плоскости с осью колеса и слева от нее.Затем одевают торцовый ключ 11 соответствующего раэмера на отвинчиваемую гайку. При атом ведомый ролик 21 должен упереться
3322 6 ,Формупа изобретения
5 86 в шину колеса 22 (в случае необходимости производят настройку ведомого ролика 21, для чего отпускают стопорный винт 26, чем передвигают опору 25 до упора ведомого ролика 21 в шину колеса). После установки гайковерта в ис ходное положение отвинчивают гайку. В процессе отвинчнвания колесной гайки шпиндель 3 вместе с ведущим коническим роликом 19, сжимая пружину 20 имеет осевое перемещение, и зазор между ведущим 19 и ведсмым 21 коническими роликами сокращается. Поспе отвинчивания гайки с помощью ручки 12 omoдят шпиндель 3 до упора ведущего ролика 19 в ведомый 21. При этом крутящий момент от шпинделя 3 передается через фрикиионную муфту на колесо 22 автомобиля, и оно проворачивается (включение фрнкционной муфты осуществляется импульсно, с тем чтобы точнее подвес ти очередную гайку под ключ 11 шпйнделя 3). Белее операции повторяются в приведенном выше порядке, до тех пор, пока не будут откручены все гайки демонтируемого колеса, Необходимо, что» бы зазор между ведущим 19 и ведомым
21 роликами фрикдионной муфты определялся диаметром ведомого ролика 21 и выбирался с таким расчетом, чтобы после отвинчивания гайки включение фрикцнонной муфты осуществлялось дополнительным перемещением шпинделя 3 назад с помощью ручки 12. для отвинчивания гаек заднего колеса первой подготовительной операцией является переключение фрикцнонной муфты, для чего отводят фиксатор 33 на опоре 25 и сдвигают штангу 27 назад, до совпадения отверстия
32 с фиксатором 33. При этом вилка 29 отводит ведущий ролик 19. Остальные операции производят в тсм же порядке, как и при отворачивании гаек переднего колеса.
При завинчивании гаек крепления ко пес выполняют те же операции, что и при отвинчнвании.
t0
t5
Гайковерт для копесных гаек автомобипя, содержащий тележку со стойкой, устансвленный на ней шпиндепь . со шпицами, соединенный с ням инерпионно-ударный привод, механизм вертикального перемещения шпиндепя и привода на стойке и механизм ориентации шпинделя относительно колесных гаек, о т и и ч а вm и и с я тем, что, с целью повышения проиэводитепьности, механизм ориентадии шпинделя выполнен в виде . фрикпионной муфты, имеющей ведущий ролик, установленный на шпицах шниндепя и подпру . жиненный по его оси, и ведомый ступенчатый ролик, меньшая ступень которого предназначена для взаимодействия с веду шим роликом, а большая — с колесом asтомобиля, гайковерт снабжен, шлидевой втулкой, установленной на шпинделе И предназначенной дня соединения инерционно-ударного привода со шпинделем,, кронштейном с отверстием, ось которого параллельна шпинделю, закрепленным на втулке, механизмом переключения фрикционной муфты, выполненным в виде штаны: ги, установленной одним концом в отверстии кронштейна и подпружиненной го оси, вилки, закрепленной на другом конде штанги и взаимодействующей с ведущим роликом, установленной на средней части штанги с возможностью перемещения и фиксации опоры, на которой установлен ведомый ролик, и педального фиксатора штанги, закрепленного на стойке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гаражное и ремонтное оборудова ние. Каталог-справочник. М., УБИТИ, 1974 .
2. Авторское свидетельство СССР
М 476156, кл. В 25 B 21/02, 1972 (прототип).
863322
Фиг.2
17
dec. Ф
Состюитель H. Задорожнюк
Техред 3. Фанта Корректор А. Ференй
Penazmp M. jharrsw
Подписное
Филиал ППП Патент», г„Ужгород уп, Проектная, 4
Закю 7662/24 Тираж 109 3
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам юобрвтений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушсыа наб,» д. 4/5