Привод колес оси транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.05.76 (21) 2358466/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .
В 60 К 17/20.Гвеударетвеллый квмитет
СССР (53) УДК 621.838, .21 (088.8) Опубликовано 15.09.81. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 25.09.81 по делам кзввретений к открытий (72) Авторы изобретен и я
А. В. Синельщиков, А. В. Титов и В. М. Шу (71) Заявитель (54) ПРИВОД КОЛЕС ОСИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к приводу колес многоосных транспортных средств высокой проходимости.
Известен привод колесной пары, балансирно установленной на продольном рычаге независимой подвески, содержащий картер с коническим дифференциалом и колесными редукторами, к которому пристыкован тяговый двигатель, связанный с дифференциалом (1) .
Применение межколесного дифференциала с коническими шестернями не обеспечивает надежной проходимости транспортного средства в различных дорожных условиях из-за пробуксовывания колес при ухудшении сцепления одного из них с грунтом. Мощность двигателя передается на буксующее колесо, что приводит к потере скорости и управляемости.
Известен также привод колес оси транспортного средства, содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой.
Примененный в этом устройстве дифференциал повышенного сопротивления за счет прижимания конических шестерен своими торцами к корпусу дифференциала при возникновении буксования позволяет часть момента передать на небуксующее колесо (2).
Однако существенное повышение проходимости с помощью данного устройства не достигается ввиду расходования энергии двигателя на трение в дифференциале.
1а Цель изобретения заключается в повышении проходимости транспортного средства путем полного отключения от двигателя буксующего колеса.
Указанная цель достигается за счет того, что в приводе колес оси транспортного
1 средства, содержащем зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты, 863433
4 лумуфты 4 и 5, соединенные между собой, и приводной вал 9 образуют общее кинематическое звено. При увеличении кинематической скорости одного из колес (в случае буксования или при движении на повороте) увеличивается число оборотов центральной шестерни понижающего редуктора и ведомой (подвижной в осевом направлении) полумуфты 5. В результате этого ведомая полумуфта 5 разворачивается относительно ведущей полумуфты 4 в пределах люфта 7.
Разворот полумуфт 4 и 5 друг относительно друга сопровождается относительным поворотом кольца 10 и полумуфты 12, при этом кольцо 10, отталкиваясь от полумуфты 12, по трапециевидным зубьям 14 перемещает полумуфту 5, выводя из зацепления прямоугольные зубья 6. Отключается обгоняющее колесо от двигателя и весь момент передается на отстающее колесо, причем за счет соединения паза 11 и выступа 15 обеспечивается устойчивое отключенное состояние обгоняющего колеса. После выравнивания скоростей колес зубья всех полумуфт совмещаются и происходит подключение колес к электродвигателю.
1О
2О
Формула изобретения
3 состоящей из полумуфт с трапецевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно муфте свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в осевом направлении, выполнен выступ, который размещен в пазу кольца.
На фиг. 1 показана ведущая ось с колесами, общий вид; на фиг. 2 — механизм свободного хода; на фиг. 3 — шлицевое соединение муфты свободного хода; на фиг. 4 — вид на зубчатую муфту со стороны паза, выполненного на кольце.
Привод колес, расположенный внутри корпуса 1 электродвигателя и ступицы 2, содержит зубчатые муфты свободного хода, связанные с колесами 3, каждая из которых состоит из ведущей 4 и ведомой 5 полумуфт, соединенных при помощи прямоугольных зубьев 6 с люфтом 7. Ведомая полумуфта 5 подвижна в осевом направлении и поджимается пружиной 8 к ведущей полумуфте 4.
Ведущая полумуфта 4 неподвижна в осевом направлении и установлена на приводном валу 9 электродвигателя (чем обеспечивается связь муфт свободного хода между собой), а ведомая полумуфта 5 — в центральных шестернях понижающих редукторов посредством шлицевого соединения.
Муфты свободного хода имеют механизмы управления, каждый из которых выполнен в виде расположенной коаксиально зубчатой муфты, состоящей из полумуфт, одна из которых выполнена в виде кольца 10, установленного с возможностью вращения на ведомой полумуфте 5. На наружной поверхности кольца 10 выполнен продольный паз 11. Другая полумуфта 12 зубчатой муфты установлена с возможностью вращения относительно ведущей (неподвижной в осевом направлении) полумуфты 4 и связана с такой же полумуфтой противоположного колеса посредством вала 13, расположенного в осевом канале приводного вала 9.
Полумуфта 12 и кольцо 10 соединены с помощью трапецевидных зубьев 14. На ведущей полумуфте 4 выполнен выступ 15, который размещается в пазу 11 кольца 10.
При прямолинейном движении транспортного средства понижающие редукторы заблокированы и вращаются в соответ, ствии со скоростью приводного вала 9. По35
Предлагаемая конструкция привода колеса обеспечивает надежность работы в любых дорожных условиях при постоянном обеспечении тяговых усилий на всех колесах транспортного средства.
Привод колес оси транспортного средства содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, отличающий ся тем, что, с целью повышения проходимости, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты, состоящей из полумуфт с трапециевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно мутфе свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в
863433 осевом направлении, выполнен выступ, который размещен в пазу кольца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции № 2195200, кл. В 60 К 7/00, опублик.
2. Патент США № 2850922, кл. 74-711, опублик. 1958 (прототип).
Составитель Е. Колычев
Редактор Л. Плисак Тех ред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Заказ 7676 30 Тираж 735 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4