Смазка для трансмиссионных передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 01.1079 (2f) 2823453/23-04 с присоединением заявки Мо(23) Приоритет—
Опубликовано 150981. Бюллетень М 34
Дата опубликования описания 150981
Р1)м. кл.з
С 10 М 1/20
С 10 М 1/36
С 10 М 1/38
С 10 М 1/44
С 10 М 1/48 (53) УДК 621.892.Ъ (088.8) Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий.-- "ю
Л.H.Стерхова, Е.A.Êàëè÷åâñêàÿ, Е.А.Черныфева, Б.П.Ена, Ю.Л.Ищук, П.Е.Недбайлюк, l0.П.Дяченко, Н.Г.Плющев, Е.В.Денисенко, З.Л.Финкельштейн и В.Я.Горохов (72) Авторы изобретения
Бердянский ордена Трудового Красного Знамени опытный нефтемаслозавод (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ TPAHCNHCCHOHHblX ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к составам смазочных материалов для редукторов,. например подземного оборудования угольных шахт.
Опыт эксплуатации горных машин в угольных шахтах показывает, что срок службы редукторов черезвычайно мал. При каждом капитальном ремОнте после 12 мес, работы замене подлежат около 50% зубчатых передач. На зубчатых колесах наблюдается схватывание и заедание зубьев в области начальной окружности, выкрашивание и отслаивание цементационного слоя, коррозия и др.
Окружающая горную машину среда характеризуется черезвычайно высокой запыленностью абразивными частицами и высокой влажностью,: наличием в воздухе большого количества капель воды, характеризующейся рН 1-10. Смазка этого оборудования до сих пор производится смазочными материалами общего назначения или разработанными для других отраслей народного хозяйства с отличной от угольной промышленности спецификой.
Известна трансмиссионная смазка
СТП, содержащая в своем составе остаточные смолистые нефтепродукты, минеральное масло и осерненный сополимер изобутилена и изоамиленов (1) .
Однако смазка СТП характеризуется высоким показателем вязкости, что не допускает ее использование в малогабаритных, быстроходных редукторах горного оборудования, передающих зна)О чительные мощности и снабженных плунжерными насосами, предназначенными для выполнения всгомогательных операций.
Известно трансмиссионное масло
ТАп-15В для редукторов горных машин, изготавливаемое на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным маслом ИС-45 с добавлением до 1В.депрессора (АэНИИ ЦИАТИМ-1, АФК) и 6+1% противозадирной присадки ОТП .или других серосодержащих присадок (54
ЛЗ-6/9, ЛЗ-23К или 6В OT-1) (2).
Однако опыт эксплуатации показывает, что масло ТАп-15В не удовлетворяет требованиям эксплуатации редукторов, работающих в специфических условиях угольных шахт. Имея в своем составе высокоактивные противоиэносные серосодержащие присадки, даже при ие» значительном попадании воды в редукЗ0 тор, масло вызывает коррозию трущихся
863620 поверхностей. Применение укаэанного масла требует добавки в него антикорроэионной присадки КП-10 по регламентируемой технологии, что практически трудно осуществлять в угольном забое.
Известны трансмиссионные масла, представляюшие гобой смеси маловязких нефтепродуктов с высоковяэкими, такими как осерненные остаточные нефтепродукты — напор или нигрол. (3).
Однако эти масла имеют недостаточ ные для укаэанных условий смазывающие,1О противоэадирные и противоизносные свойства.
Целью изобретения является повы. шение эксплуатационных свойств, а именно i повышение противоизносных, !5 противозадирных и антикоррозионных свойств, повышение термической стабильности, обеспечивающей повышение долговечности редуктора и сокращение расхода на его эксплуатацию в. Щ специфических условиях угольных шахт.
Поставленная цель достигается тем, что смазка для трансмиссионных передач, содержащая нефтяное масло и осерненный остаточный нефтепродукт, допол- 5 нительно содержит окисленный петролатум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового остат ка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.Ъ:
Осерненный остаточный нефтепродукт 42-65
Окисленный петролатум 2-9
Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цин- 35 ка 1 — 6
Амид кубового остатка синтетических жирных .кислот 5-10
Нефтяное масло До 100 ф)
В качестве осерненного остаточного нефтепродукта может быть использован осерненный нигрол или гудрон.
Технология изготовления смазки состоит иэ несколькйх стадий: осернение нигрола; изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислоту сплавление компонентов.
Осернение нигрола осуществляют в варочном аппарате емкостью 5 м, снабженном обогревом и перемешивающим устройством. Для осернения обеэвожженный нигрол в количестве 3475 кг загружают в реактор„ подогревают его до 120-130ОС. Затем при постоянном перемешивании в реактор подают неболь- шими порциями 130 кг порошковой серы и ведут процесс осернения до получения конечного продукта, выдерживающего испытание на коррозию стальной пластинки при 100 С в течение Щ
3 ч. Полученный осерненный нигрол откачивают в накопительную емкость.
Изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислот осуществляют в реакторе такого же типа при 150-160ОC. Конечный продукт удовлетворяет следующим требованиям:
Кислотное число Не выше
15 мг КОН/r
Кинематическая вязкость при 100 С, В пределах сСт 100-300
Полученный амид складируют в накопительной емкости.
Изготовление смазки для трансмиссионных передач осуществляют в варочном аппарате емкостью 10 м, снабженном механическим перемешивающим устройством и обогревом через рубашку, В реактор сначала загружают масляную основу смазки: масло индустриальное
И-12А в количестве 2300 кг и осерненный нигрол 650 кг. После перемешивания загружают 200 кг окисленного петролатума и 500 кг амида кубового остатка синтетических жирных кислот °
Затем температуру в реакторе повышают до 100-110 С, тщательно перемео шивают и загружают 500 кг трибутил,фосфата или 500 кг 50%-ного раствора в масле диалкилдитиофосфата цинКа (присадка ДФ-11), или 250 кг трибутилфосфата и 250 кг присадки ДФ-11.
После трехчасового перемешивания готовую смазку анализируют и сливают.
Изготовленные по приведенной технологии образцы смазки показаны в табл.1, ХаРактеРистика образцов приведена в табл.2.
Как видно иэ данных табл.2,предлагаемая смазка превосходит известное масло по противоизносным, противозадирным, антикоррозионным свойствам, характеризуется более высоким показателем вязкости.
Улучшенные эксплуатационные свойства трансмиссионной смазки подтверждаются стендовыми испытаниями, проведенными в Стахановском филиале Коммунарского горно-металлургического института и промышленными испытаниями на шахте Самарская .
Преимущества нового смазочного материала следующие: резкое снижение утечек смазочного материала из трансмиссионных передач; значительное увеличение срока службы новой смазки, которая не требует полных замен масел; повышение надежности (снижение безотказности и увеличение долговечности) оборудования; уменьшение трудоемкости всех видов технического оборудования и текущего ремонта оборудования.
863620
Содержание, мас.З, в образцах
Компоненты
Окисленный петролатум 9
65
2,5
23 20
8,0
5,0
25
Масло
ТАп-15В
Образцы
Показатели
15+1
25 23
82,5119,1
Выдерживает
Противозадирные свойства на четырехшариковой машине трения: критическая нагрузка
P ð нагрузка сваривания
Р В i
126
708
75,7
Термоокислительная стабильность по методу Папок, 1 ч 100 С
2,92
Осерненный остаточный нефтепродукт
Трибутилфосфат
Присадка ДФ-11
Масло нефтяноЕ
Амид кубового остатка синтетических жирных кислот
Вязкость кинематическая при 100 С, сСт
Вязкость кинвматическая при 50 C сСТ
Температура вспышки в открытом тигле, 4С
Испытание на коррозию: пластинок из стали по
ГОСТ 1050-74 то же, с добавлением
5% воды обобщенный показатель износа
Таблица 1
Таблица 2
160 182 156
175-180 189 190 192
Выдер- Выдер- Выдерживает живает живает
Не выдер- Выдер- Выдер- Выдерживает живает живает живает
141 141 141
794 891 794
80,2 84,9 82,3
2 0 1 9 1,8
863620
Формула изобретения
Составитель Л.Иванова
Редактор М.Петрова Техред T.Èàòî÷êà Корректор Е.рошко
Заказ 7699/39 Тираж 551 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4
Смазка для трансмиссионных передач содержащая нефтяное масло и осерненный остаточный нефтепродукт, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств смазки, она дополнительно содержит окисленный петролатум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового остатка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.Ф:
Осерненный остаточный нефтепродукт . 42-65
Окисленный петролатум 2-9
Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка 1-6
Амид кубового остатка синтетических жирных кислот 5-10
Нефтяное масло До 100
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 405936, кл. С 10 М 5/22, 1973.
2. ТУ 38-101176-74.
3. Кичкин Г.И.. Улучшение вязкостно-температурных характеристик трансмиссионных масел, Нефтепереработка и нефтехимия, 1966, вып.9, с.5-В (прототип).