Смазка для трансмиссионных передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 01.1079 (2f) 2823453/23-04 с присоединением заявки Мо(23) Приоритет—

Опубликовано 150981. Бюллетень М 34

Дата опубликования описания 150981

Р1)м. кл.з

С 10 М 1/20

С 10 М 1/36

С 10 М 1/38

С 10 М 1/44

С 10 М 1/48 (53) УДК 621.892.Ъ (088.8) Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий.-- "ю

Л.H.Стерхова, Е.A.Êàëè÷åâñêàÿ, Е.А.Черныфева, Б.П.Ена, Ю.Л.Ищук, П.Е.Недбайлюк, l0.П.Дяченко, Н.Г.Плющев, Е.В.Денисенко, З.Л.Финкельштейн и В.Я.Горохов (72) Авторы изобретения

Бердянский ордена Трудового Красного Знамени опытный нефтемаслозавод (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ TPAHCNHCCHOHHblX ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к составам смазочных материалов для редукторов,. например подземного оборудования угольных шахт.

Опыт эксплуатации горных машин в угольных шахтах показывает, что срок службы редукторов черезвычайно мал. При каждом капитальном ремОнте после 12 мес, работы замене подлежат около 50% зубчатых передач. На зубчатых колесах наблюдается схватывание и заедание зубьев в области начальной окружности, выкрашивание и отслаивание цементационного слоя, коррозия и др.

Окружающая горную машину среда характеризуется черезвычайно высокой запыленностью абразивными частицами и высокой влажностью,: наличием в воздухе большого количества капель воды, характеризующейся рН 1-10. Смазка этого оборудования до сих пор производится смазочными материалами общего назначения или разработанными для других отраслей народного хозяйства с отличной от угольной промышленности спецификой.

Известна трансмиссионная смазка

СТП, содержащая в своем составе остаточные смолистые нефтепродукты, минеральное масло и осерненный сополимер изобутилена и изоамиленов (1) .

Однако смазка СТП характеризуется высоким показателем вязкости, что не допускает ее использование в малогабаритных, быстроходных редукторах горного оборудования, передающих зна)О чительные мощности и снабженных плунжерными насосами, предназначенными для выполнения всгомогательных операций.

Известно трансмиссионное масло

ТАп-15В для редукторов горных машин, изготавливаемое на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным маслом ИС-45 с добавлением до 1В.депрессора (АэНИИ ЦИАТИМ-1, АФК) и 6+1% противозадирной присадки ОТП .или других серосодержащих присадок (54

ЛЗ-6/9, ЛЗ-23К или 6В OT-1) (2).

Однако опыт эксплуатации показывает, что масло ТАп-15В не удовлетворяет требованиям эксплуатации редукторов, работающих в специфических условиях угольных шахт. Имея в своем составе высокоактивные противоиэносные серосодержащие присадки, даже при ие» значительном попадании воды в редукЗ0 тор, масло вызывает коррозию трущихся

863620 поверхностей. Применение укаэанного масла требует добавки в него антикорроэионной присадки КП-10 по регламентируемой технологии, что практически трудно осуществлять в угольном забое.

Известны трансмиссионные масла, представляюшие гобой смеси маловязких нефтепродуктов с высоковяэкими, такими как осерненные остаточные нефтепродукты — напор или нигрол. (3).

Однако эти масла имеют недостаточ ные для укаэанных условий смазывающие,1О противоэадирные и противоизносные свойства.

Целью изобретения является повы. шение эксплуатационных свойств, а именно i повышение противоизносных, !5 противозадирных и антикоррозионных свойств, повышение термической стабильности, обеспечивающей повышение долговечности редуктора и сокращение расхода на его эксплуатацию в. Щ специфических условиях угольных шахт.

Поставленная цель достигается тем, что смазка для трансмиссионных передач, содержащая нефтяное масло и осерненный остаточный нефтепродукт, допол- 5 нительно содержит окисленный петролатум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового остат ка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.Ъ:

Осерненный остаточный нефтепродукт 42-65

Окисленный петролатум 2-9

Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цин- 35 ка 1 — 6

Амид кубового остатка синтетических жирных .кислот 5-10

Нефтяное масло До 100 ф)

В качестве осерненного остаточного нефтепродукта может быть использован осерненный нигрол или гудрон.

Технология изготовления смазки состоит иэ несколькйх стадий: осернение нигрола; изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислоту сплавление компонентов.

Осернение нигрола осуществляют в варочном аппарате емкостью 5 м, снабженном обогревом и перемешивающим устройством. Для осернения обеэвожженный нигрол в количестве 3475 кг загружают в реактор„ подогревают его до 120-130ОС. Затем при постоянном перемешивании в реактор подают неболь- шими порциями 130 кг порошковой серы и ведут процесс осернения до получения конечного продукта, выдерживающего испытание на коррозию стальной пластинки при 100 С в течение Щ

3 ч. Полученный осерненный нигрол откачивают в накопительную емкость.

Изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислот осуществляют в реакторе такого же типа при 150-160ОC. Конечный продукт удовлетворяет следующим требованиям:

Кислотное число Не выше

15 мг КОН/r

Кинематическая вязкость при 100 С, В пределах сСт 100-300

Полученный амид складируют в накопительной емкости.

Изготовление смазки для трансмиссионных передач осуществляют в варочном аппарате емкостью 10 м, снабженном механическим перемешивающим устройством и обогревом через рубашку, В реактор сначала загружают масляную основу смазки: масло индустриальное

И-12А в количестве 2300 кг и осерненный нигрол 650 кг. После перемешивания загружают 200 кг окисленного петролатума и 500 кг амида кубового остатка синтетических жирных кислот °

Затем температуру в реакторе повышают до 100-110 С, тщательно перемео шивают и загружают 500 кг трибутил,фосфата или 500 кг 50%-ного раствора в масле диалкилдитиофосфата цинКа (присадка ДФ-11), или 250 кг трибутилфосфата и 250 кг присадки ДФ-11.

После трехчасового перемешивания готовую смазку анализируют и сливают.

Изготовленные по приведенной технологии образцы смазки показаны в табл.1, ХаРактеРистика образцов приведена в табл.2.

Как видно иэ данных табл.2,предлагаемая смазка превосходит известное масло по противоизносным, противозадирным, антикоррозионным свойствам, характеризуется более высоким показателем вязкости.

Улучшенные эксплуатационные свойства трансмиссионной смазки подтверждаются стендовыми испытаниями, проведенными в Стахановском филиале Коммунарского горно-металлургического института и промышленными испытаниями на шахте Самарская .

Преимущества нового смазочного материала следующие: резкое снижение утечек смазочного материала из трансмиссионных передач; значительное увеличение срока службы новой смазки, которая не требует полных замен масел; повышение надежности (снижение безотказности и увеличение долговечности) оборудования; уменьшение трудоемкости всех видов технического оборудования и текущего ремонта оборудования.

863620

Содержание, мас.З, в образцах

Компоненты

Окисленный петролатум 9

65

2,5

23 20

8,0

5,0

25

Масло

ТАп-15В

Образцы

Показатели

15+1

25 23

82,5119,1

Выдерживает

Противозадирные свойства на четырехшариковой машине трения: критическая нагрузка

P ð нагрузка сваривания

Р В i

126

708

75,7

Термоокислительная стабильность по методу Папок, 1 ч 100 С

2,92

Осерненный остаточный нефтепродукт

Трибутилфосфат

Присадка ДФ-11

Масло нефтяноЕ

Амид кубового остатка синтетических жирных кислот

Вязкость кинематическая при 100 С, сСт

Вязкость кинвматическая при 50 C сСТ

Температура вспышки в открытом тигле, 4С

Испытание на коррозию: пластинок из стали по

ГОСТ 1050-74 то же, с добавлением

5% воды обобщенный показатель износа

Таблица 1

Таблица 2

160 182 156

175-180 189 190 192

Выдер- Выдер- Выдерживает живает живает

Не выдер- Выдер- Выдер- Выдерживает живает живает живает

141 141 141

794 891 794

80,2 84,9 82,3

2 0 1 9 1,8

863620

Формула изобретения

Составитель Л.Иванова

Редактор М.Петрова Техред T.Èàòî÷êà Корректор Е.рошко

Заказ 7699/39 Тираж 551 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Смазка для трансмиссионных передач содержащая нефтяное масло и осерненный остаточный нефтепродукт, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств смазки, она дополнительно содержит окисленный петролатум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового остатка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.Ф:

Осерненный остаточный нефтепродукт . 42-65

Окисленный петролатум 2-9

Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка 1-6

Амид кубового остатка синтетических жирных кислот 5-10

Нефтяное масло До 100

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 405936, кл. С 10 М 5/22, 1973.

2. ТУ 38-101176-74.

3. Кичкин Г.И.. Улучшение вязкостно-температурных характеристик трансмиссионных масел, Нефтепереработка и нефтехимия, 1966, вып.9, с.5-В (прототип).