Ударный подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

<оциалистическик

Республик

863900 (61) Дополнмтельное к овт. свмд-ву— (22) Заявлено: 200622 (21) 1799021 25-27 (51)м. КЛ.3

F 16 С 32/00 с присоединением заявки Но— Государствеинмй комитет

СССР ао дедам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 15.0981. Бюллетень " 34 .Дата опубликования описамия 150981 (53) УДК 621.822.

„2 (088.8) (72) Автор изобретения

П.В.Иодерау (71) Заявитель

Челябинский политехнический институт нм. Ленинского комсомола (54 ) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, подвижные блоки и элементы которых требуют опор с минимальным значением момента трения при малых скоростях вращения, либо долговечных высокооборотных опор, в частности в гироприборостроенин.

Известна опора скольжения, содержащая подвижный и неподвижный элементы, один иэ которых выполнен в виде . кольцевого пакета, составленного из секторных пьезоактивных элементов с образующими рабочую поверхность скольжения цилиндрическими боковыми повер- 15 хностями, подключенных к источнику многофазного.регулируемого напряжения, в результате чего обеспечивается несущая способность опоры путем обеспечения движения бегущей волны в 20 слое смазки от периферии к центру подшипника (1)

У такой опоры скольжения недоста» точно высокая несущая способность в связи с тем, что бегущая волна, распространяющаяся в слое смазки по окружности, не создает достаточного избыточного напора смазки, так как она циркулирует по замкнутому контакту. 30

Цель изобретения — увеличение несущей способности путем обеспечения движения бегущей волны.от периферии к центру подшипника.

Указанная цель достигается тем, .что пьезоактивные элементы выполненыв виде охватывающих один другой цилиндров, образующих своими торцами рабочую поверхность скольжения. †Ha фиг. 1 изображен упорный подшипник скольжения разрез: на фиг. 2пьезоактивный элемент в виде тонкостенного цилиндра на фиг. 3 — форма рабочих поверхностей скольжения в динамике.

Упорный подшипник скольжения содержит пакет пьезоактивных элементов

1, выполненных в виде охватывающих один другой цилиндров, образующих своими торцами рабочую поверхность скольжения 2, на которую опирается подвижный элемент 3. Боковые поверхности 4 цилиндров являются металлизи-, рованными обкладками пьезоактивных элементов 1, которые подключены к источнику многофазного регулируемого напряжения не показан . Пьеэоактивi . ный элемент 1 выполнен с осевой поляризацией.

863900

Формула изобретения рабле ие ux +»

При подключении пьезоактивных элементов 1- к источнику многообразного напряжения с одинаковым сдвигом фаз между смежными пьезоэлементами происходит изменение их размера вдоль оси с пространственным и временным сдвиroM относительно рабочей поверхности скольжения 5 подвижного элемента 3.

Лри этом возникает поперечная относительно направления вращения элемента 3 бегущая волна на поверхности элемента 1, имеющая при достаточно малой толщине пьезоэлементов и достаточно большом числе фаз питающего напряжения больше 6 форму, близкую к синусоидальной; При распространении бегущей волны происходит увеличение смазочной среды, заполняющей зазор между поверхностями 2 и 5 в направлении движения волны в данной конструкции от периферии к центру подшипника, что обусловливает создание избыточного давления смазки в рабочем зазоре, величина которого зависит от относительного значения амплитуды бегущей волны. Регулирование величины несущей способности осуществляется изменением на"ряжения пит ния, что приводит к изменению . амплитучы волны. Наибольшее давление достигается при величине относительного значс.ния амплитуды, близкой единице, т. е. при одинаковых величинах рабочего зазора и абсолютного значения амплитуды бегущей волны.

Упорный подшипник скольжения, содержащий пакет пьезоактивных элементов, подключенных к источнику многофаэного напряжения, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увели 5 чения несущей способности путем обеспечения движения бегущей волны от периферии к центру .подшипника, пьезоактивные элементы выполнены в виде охватывающих один другой цилиндров, jp образующих своими торцами рабочую поверхность скольжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе д 1. Авторское свидетельство СССР

9 453661, кл.G 04 В 31/00, 28.03.72 °

BHHHtlH Заказ 1736/52

Тираж 863 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óÿòoðîö, ул.Проектная, 4