Коробка скоростей металлорежущего станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсккх
Соцмаписткческкх
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.03.78 (21) 2592080/25-28 (51) М. Кл з с присоединением заявки №вЂ”
F 16 Н 5/02
Гееуаеретееннме кемнтет
СССР (23) Приоритет— (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 15.09.81. Бюллетень №34
Дата опубликования описания 25.09.81 по денем нзебретеннй и еткрмтий (72) Авторы изобретения
П. В.. Волоценко, К. А. Володарский, М. И. Фавелр1Ме-иС. Н. Шафир
l
Одесское специальное конструкторское бюро специальных станков (7! ) Заявитель (54) КОРОБКА СКОРОСТЕЙ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО
СТАНКА
Изобретение относится к станкостроению.
Известна коробка скоростей металлорежущего станка, содержащая валы с угловой фиксацией, переключаемые зубчатые колеса и зубчатые колеса, входящие с ними в зацепление, установленные на соответствующих валах таким образом, что в положении фиксации каждого из упомянутых валов в каждой паре зубья одного зубчатого колеса расположены против впадины зацепляемого с ним зубчатого колеса, и механизм переключения скоростей (11. 10
Недостатком. известного устройства является то, что не при всех заданных и конструктивных условиях удается подобрать числа зацепляемых зубчатых колес таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение зубчатых колес вдоль вала в процессе переключения.
Целью изобретения является повышение производительности, надежности и увеличение срока службы.
Поставленная цель достигается тем, что числа зубьев переключаемых зубчатых колес и зубчатых колес, входящих с ними в зацепление, выбраны из условия, при котором произведения каждого из передаточных чисел зубчатых колес, находящихся в зацеплении, на число зубьев каждого из зубчатых колес, установленных на нефиксируемом валу и не находящихся при этом в зацеплении, составляют целые числа.
На фиг. 1 показана коробка скоростей, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Коробка скоростей содержит корпус 1, в котором на подшипниках размещены ведущий вал 2 с электродвигателем 3, промежуточный вал 4 и ведомый фиксируемый вал 5.
На ведущем валу.2 установлена шестерня 6, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 7, которое в блоке с колесом 8 установлено с возможностью осевого перемещения на валу 4. Колеса 7 и 8,в свою очередь, могут зацепляться при переключении с зубчатыми колесами соответственно 9 и 10, жестко установленными на валу 5.
Коробка содержит также механизм фиксации 11 и механизм 12 переключения. Колеса 7, 8 и 9, 10 выполнены и установлены-на валах так, что хотя бы одна пара впадин или вершин зубьев расположена в одной плоскости.
863941
Формула изобретения
А-Д
Фиг.2
Фиа.!
Составитель Л. Фомичев
Редактор Т. Гыршкан Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 7740/55 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Числа зубьев переключаемых колес 7, 8 на валу 4 и зацепляемых с ними колес 9 и
10 на фиксируемом валу 5 выбраны из условия, при котором произведения каждого из передаточных чисел зубчатых колес, находящихся в зацеплении, на число зубьев свободного в этот момент зубчатого колеса, .установленного на валу 4, составляют целые числа например: =- — Z = целое число. I
2, и
При выполнении этого условия и фиксации вала 5 посредством механизма 11 фик- 10 сации в угловом положении зуб, например, колеса 8, не находящегося в этот момент в зацеплении, всегда расположен в одной плоскости с впадиной колеса 10 на валу 5 и при перемещении блока колес 7, 8 посредством механизма 12 переключения скоростей колесо 8 беспрепятственно входит в зацепление с колесом 10, обеспечивая таким образом надежность работы коробки скоростей.
Коробка скоростей металлорежущего ,станка, содержащая валы с угловой фиксацией, переключаемые зубчатые колеса и зубчатые колеса, входящие с ними в зацепление, установленные на, соответствующих валах таким образом, что в положении фиксации каждого из упомянутых валов в каждой паре зубья одного зубчатого колеса расположены против впадины зацепляемого с ним зубчатого колеса, и механизм переключения скоростей, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности, надежности и срока службы, числа зубьев переключаемых зубчатых колес и зубчатых колес, входящих с ними в зацепление, выбраны из условия, при котором произведения каждого из передаточных чисел зубчатых колес, находящихся в зацеплении, на число зубьев каждого из зубчатых колес, установленных на нефиксируемом валу и не находящихся при этом в зацеплении, составляЮТ целые числа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1., Патент Франции № 2049870, кл. F 16 Н 5/00, В 23 Q 5/00, 1970 (прототип).