Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЛЬСТВУ (i»864432 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 0809.78 (2 I ) 2665784/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано150981. Бюллетень М З4

Дата опубликования описания 15.0981

РЦМ К„з

Н 02 К 1/18

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (5З> УДК 621 ° 3.042. .1 (088.8} (72) Авторы изобретения

В.Ф. Пенской, Я.М. Новиков, Н.В. Куценко;-.В.Г;Ракогон, Е.X. Глидер, В.A. Коробков, Б.В. Спивак, В.Ю. Аврух, В.A. Шелепов и M.M. Ситницкий (71) Заявитель (54) CTATOP ЭЗПКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к статорам крупных электрических машин, и может найти применение на электромашиностроительных предприятиях, изготавливающих турбогенераторы, а также на электростанциях в турбогенераторах, находящихся в эксплуатации при восстановлении плотности запрессовки шихтованных сердечников статоров, у которых усилие запрессовки передается через нажимные плиты, фиксируемые с помощью крепящих гаек.

Известен статор турбогенератора, шихтованный сердечник которого скреп- 1 лен с помощью нажимных плит и гаек жестко (1).

Однако данный статор не позволяет восстановить необходимую плотность запрессовки шихтованного сердечника, нарушаемую в основном в результате усадки, а также тепловых расширений, и ведущую к снижению надежности работы электрической машины из-за резкого повышения вибрации и потерь.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является статор электрической машины, содержащий шихтованный сердечник, нажимные плиты, стяжные ребра с крепящи- ЗО ми гайками, а также пружинные элементы, и выполнен таким образом, что каждая гайка со стороны нажимных плит имеет цилиндрический участок, на котором размещены предварительно сжатые пружинные элементы, причем между пружинными элементами и нажимной плитой установлено кольцо, связанное с гайкой разьемным соединением, что дает возможность при освобождении стопорящего устройства передать сердечнику запасенную энергию пружинных элементов в виде усилия подпрессовки (21.

Однако данное устройство не охватывает полностью конструкции всех статоров турбогенвраторов, в большей мере статоров, находящихся в эксплуатации, так как вызывает трудности производства подпрессовки изза ограниченности доступа к стопорящему устройству (утапливаемой кольцевой шпонке) вследствие конструктивных особенностей нажимных плит (например, глубокая цековка в месте установки упорного кольца при ограниченной резьбовой части сжатого ребра для турбогенераторов типа ТГВ-200 и наличие отдельных отсеков (окон), образованных в аксиальном направлении

864432 цилиндрическими частями, а в тангенциальном ребрами нажимных плиT для турбогенераторов типа ТГВ-300, через которые ведется сборка). Внедрение модернизированных статоров с возможностью подпрессовки сердечников показывает, что даже использование эквивалентной конструкции, где в качестве стопорящего устройства применяют отжимные болты, эффективно на турбогенераторах типа ТГВ-200, в то же время практически невозможно в турбогенераторах типа ТГВ-300 иэза увеличения аксиальных размеров и ограниченности пространства по упомянутой причине. Поэтому применение известного устройства возможно в новых конструкциях с одновременным увеличением размеров и ограничено в конструкциях статоров, находящихся в эксплуатации.

Цель изобретения — уменьшение габаритов статора электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что статор электрической машины, содержащий сердечник, нажимные плиты, стяжные ребра с крепящими гайками, кольцевые элементы, расположенные со стороны нажимных плит и имеющие отверстия под стяжные элементы, например, болты, и к которым примыкают пружинные элементы, снабжен дополнительными кольцевыми элементами, охватывающими крепящие гайки и расположенными с другой стороны пружинных элементов, причем дополнительные кольцевые элементы выполнены с отверстиями под стяжные элементы.

Кроме того, пружинные элементы могут быть размещены на стяжных элементах.

На фиг. 1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — выносной элемент I на фиг. 1 с пружинными элементами вокруг стяжного ребра; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — выносной элемент I на фиг. 1 с пружинными элементами, размещенными на своем стяжном элементе; на фиг.5разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 схема сборки статора.

Сердечник 1 (фиг. 1-3), нашихтованный на продольные стяжные ребра 2 корпуса (рамы) статора 3, скреплен в аксиальном направлении через нажимные плиты 4, разъемные обоймы 5, установленные вокруг концевых частей

6 стяжных ребер 2 между нажимной плитой 4 и опорной частью 7 крепящих гаек 8, навинченных на концевую часть

6 стяжных ребер 2. Обойма 5 состоит из кольцевых элементов 9 и 10, между которыми размещены в сжатом состоянии пружинные элементы 11, например тарельчатые пружины, центрирующиеся в обойме или на крепящей гайке, а сами кольцевые элементы скреплены между собой с помощью стяжных эле5

65 ментов, например, болтов 12 и примыкают с одной стороны к нажимной плите 4, а с другой — к опорной части 7 крепящих гаек 8. Пружинные элементы 11 могут быть размещены на своем стяжном элементе, например болте 12, с центровкой вокруг его стержня или промежуточной центрирующей втулки (фиг.4 и 5).

На окончательно запрессованный сердечник 1 устанавливают обоймы 5, в которых предварительно под прессом сжаты пружинные элементы 11, а затем соединены болтами 12, после чего устанавливают крепящие гайки 8 (фиг. 6). В таком виде сердечник изготовленного статора, в котором обоймы 5 представляют собой как бы жесткие промвставки, может работать до тех пор, пока не потеряет требуемую плотность запрессовки. Для ее восстановления необходимо освободить энергию, запасенную пружинными элементами, т.е, разрядить данные обоймы, представляющие собой аккумулирующие устройства, путем отворачивания болтов 12, в результате чего пружинные элементы 11, освободившись, начинают передавать усилие на кольцевые элементы 9 и 10 обоймы 5..

Усилие, передаваемое на элемент 10, воспринимает крепящая гайка 8, а усилие, передаваемое на элемент 9, заставляет ее перемещаться в сторону нажимных плит, которые передают усилие на сердечник и производят его подпрессовку. При этом пружинные элементы выбраны так, что, обладая достаточно большим усилием, необходимым для подпрессовки, имеют и достаточное перемещение, что практически исключает перезарядку .(предварительное сжатие пружинных элементов под прессом), связанную с разборкой.

Конструкция статора с пружинными элементами, размещенными на своих стяжных элементах, т.е. параллельно включенных и допускающих широкий диапазон регулирования усилия, как элементарного, так и общего, позволяет при необходимости произвести перезарядку прямо на статоре.

При использовании данного изобретения на статорах работающих турбогенераторов при их модернизации в условиях ГРЭС (что особенно важно, так как не требуется для подпрессовки сердечника сложного оборудования и почти полной разборки машин) необходимо обычные крепящие гайки заменить данным устройством, после чего выголнить те же операции.

Данная конструкция статора за счет возможности раздельной сборки обоймы и крепящей гайки, а также установки пружинных элементов в виде элементарных групп отличается от известной и делает ее более технологичной с точки зрения сборки, прак864432 тически не лимитируя конструкцию концевых частей статоров (например, размер а и b в нажимных плитах турбогенераторов типа ТГВ-ЗОО,фиг.5 и 6).

Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить габариты статора электрической машины в аксиальном и тангенциальном направлениях.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий сердечник, нажимные плиты, стяжные ребра с крепящими гайками, кольцевые элементы, расположенные со стороны нажимных плит и имеющие отверстия под стяжные элементы, например, болты, и к которым примыкают пружинные элементы, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, он снабжен дополнительными кольцевыми элементами, охватывающими крепящие гайки,и распо5 ложенными с другой стороны пружинных элементов, причем дополнительные кольцевые элементы выполнены с отверстиями под стяжные элементы.

2. Статор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что пружинные элементы размещены íà стяжных элементах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 285085, кл. Н 02 К 1/18, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 584393, кл. Н 02 К 1/18, 1973.