Изоляция обмоток электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Реслублин
««864447 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260779 (2() 2786801/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
Опубликовано 150981.Бюллетень HS 34
Дата опубликования описания 150981 (51)М. Кл.з
Н 02 К 15/12
ГосударственныА комптет
СССР по дмам нзобретеннА н открнтнА (5З) УДК621 ° 315 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В.Б. Бунер, A.Â. Баронский, В.Г. Данько, В.Г. Огоньков, Н.Ф. Озерной, С.Г. Трубач
В.В. Усенко, С.Б. Шагалов и A.È. Петрашк. ° yr в, (71) Заявитель
Lv ... .0 (54) ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к электроизоляционной технике и может быть использовано в шаблонных обмотках якорей электрических машин постоянного тока, преимущественно тяговых электродвигателей, а также в статорных обмотках электрических машин.
Известна изоляция шаблонных обмоток электрических машин, содержащая наложенные на обмотку слюдосодержащие ленты, пропитанные вместе с сердечником (в сборе) под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом Ii).
Однако за счет высокой цементирующей способности компаунда и большой 35 поверхности его контакта с обмоткой и сердечником обеспечивается очень высокая прочность крепления обмотки в павах, что повышает надежность, но делает обмотку неремонтопригодной. 20
Наиболее близким к предлагаемому является изоляция, содержащая нанесенную на обмотку слюдосодержащую ленту, поверх которой (с целью упрощения технологии ремонта обмотки) перед укладкой и пропиткой обмотки установлена гильза, промазанная с одной стороны антиадгезнвом (кремнийорганическим вазелином) . В результате после пропитки компаундом и термообработки гильза приклеивается к пакету сердечника, а со стороны изоляции обмотки эа счет антиадгезива склеивания не происходит, вследствие чего сохраняется способность„к перемещению обмотки относительно гильзы, т.е. ремонтопригодность (2) .
Однако данная изоляция используется в статорах высоковольтных электрических машин, но она практически непригодна для якорей, где при высоких скоростях вращения и больших диаметрах якорей или значительной массе секций обмотки возникают очень большие центробежные силы, выталкивающие обмотку из пазов. Так для изоляции якорей тяговых электродвигателей при диаметрах D )>0,5 м и скорости вращения и до 2500 об/мин удельное усилие выталкивания секции обмотки из паза Т может быть описано выражением т = 0,08 (D„-Н„) М„, где H =Ov 55 ° 10-N — высота секции в пазу;
М 14,6 кг — масса задней лобовой части обмотки;
У угловая скорость вращения.
86444 7
Показатели
Ширина фторопластовой ленты,мм
20 20 20 20
Ширина зазора,мм
20 15 10
Отношение площади, склеенной с пазом части о6мотки, ко всей площади
0 „1/2 3/7 1/3 — 1/4 2/3
Средфее усилие Эырыва обмотки из паза при температуре
160 C,кгс/мм 26
Отношение усилия вырыва к величине центробежных.сил при угонной скорости
1,85 С 0,01
1,3
При номинальной скорости вращения якоря n = 2250 об/мин и диаметре якоря D>= 49,3 10 м T=8,4 кг/мм, что значительно выше усилия сцепления обмотки с гильзой при изготовлении по вышеуказанному способу.
Таким образом, почти вся нагрузка от центробежных сил действует на пазовые клинья и бандажи, что требует их утолщения (во избежание ослабления, выкрашивания и излома, вырыва обмотки из паза и аварии электродвигателя), т.е.приводит к ухудшению электромагнитных характеристик электродвигателя и снижению использования активных материалов.При прикле.ивании обмотки компаундом к пакету 35 сердечника по всей поверхности ремонт обмотки практически невозможен.
Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем,;щ что изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, в каче тве антиадгезивного материала содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь антиадгезивной ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.
Кроме-того антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.
В этом случае обмотка удерживается в пазах, главным образом за счет 5 приклейки изоляции к сердечнику при рабочих скоростях (Т=8, 8-10,4 кг/мм ), но центробежные силы вырывают ее из пазов при угонной скорости T=14 кг/мм.
Пример 1. На секции якорной обмотки наносят сухую стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором, равным ширине пленки. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения обрезают лобовые части и определяют усилие вырыва обмотки.
Пример 2. На секции якорной обмотки наносят пропитанную стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором 15 мм. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом .и давлением эпоксидным компаундом.
После пропитки и отверждения лобовые части обрезают и определяют усилие вырыва обмотки.
Пример 3. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 10 мм.
Пример 4. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1,но фторопластовую ленту наносят с зазором 7 мм.
Пример 5. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 40 мм.
Результаты испытаний по примерам
1-5 приведены в таблице.
13,0 10 5 9,0 6,8 18,2
0.,92 0,75 0,64 0,48
864447
Формула изобретения
Составитель П. Забуга
Техред -М. Голинха Корректор У . Пономаренко
Редактор Н. Минно
Заказ 7823/80
Тираж 733 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4
Как видно из приведенных данных, изобретение позволяет получать обмотку с регулируемой приклейкой к пазу, обеспечивая стойкость изоляции к действию центробежных сил при рабочих скоростях вращения и ремонтопригодность обмотки (извлечение из пазов при угонной скорости вращения в нагретом состоянии),дает возможность изготавливать ремонтопригодные якоря с пропиткой термореактивным компаундом, что позволяет повысить надежность работы якорей в экстремальных условиях, сократить цикл пропиткисушки, его трудоемкость и энергоемкость.
1. Изоляция обМоток электрических машин, пропитанная термореактивI ным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, в качестве антиадгеэивного материала она содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.
2. Изоляция по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.
15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 262239, кл H 02 К 15/02, 1966 °
2. Авторское .свидетельство СССР
Щ 9 710092, кл. H 02 К 15/12, 1977.