Устройство для управления двухдвигательным электроприводом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистинеских т еспубиик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22) Завалено 011278 (21) 2690324/24-07 о»864477 (5!)и. кл.з с присоединением заявки Йо

{23) Приоритет

Н 02 Ф 5/46

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 15Д981 бюллетень " 34

Дата опубликования описания 150Я81 (- З) ПЖ б 2-83 т б 21, .314 ° 5(088,8) (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫМ

ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для Управления многодвигательным электроприводом в системе подчиненного управления с электрическим выбором мертвого хода. Оно может использоваться во всех отраслях хозяйства для управления электромеханическими объектами, содержащими зазоры. Устройство особенно перспективно в радиотелескопах, представляющих собой объект регулирования со значительными мертвыми ходами.

Известны следящие электроприводы с электрическим выбором мертвого хо- 15 ца, в которых на зубчатый венец глав ной оси объекта действуют два электродвигателя, причем, один из них работает в двигательном, а другой— в тормозном режимах. При изменении 20 направления вращения функции двигателей меняются, благодаря чему движение происходит без перехода через люфт.

Если отсутствует динамический момент или момент нагрузки, то оба привода создают равный по величине и противоположный по знаку момент. Управление моментами осуществляется с помощью устройства выбора мертвого хода, распределяющего сигнал регу- 30 лятора скорости между регуляторами тока каждого привода- в определенном соотношении и подающего напряжения смещения одинаковой величины и противоположного знака на входы регуляторов тока для создания начального момента распора привода. При нелинейном распределении моментов двигателей из-эа влияния упругости между двигателями возникают противофазные колебания, для исключения которых на входы токовых контуров подается сигнал обратной связи по разности скоростей двигателей (1 g.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является .устройство для управления двухдвигательным электроприводом; содержащее регулятор скорости, блок выбора мертвого хода, два замкнутых контура регулирования тока, объект регулирования и два тахогенератора, соединенные через первый сумматор с одним замкнутым контуром регулирования тока непосредственно, а с другим — через инвертор. В нем характеристика распора выполнена таким образом,что при достижении моментом нагрузки значения, равного половине максималь,fio:.âîçìîæHîãî, ток (момент) веду864477 щего двигателя ограничивается номинальным значением, а ток (момент) второго тормозного двигателя меняет знак и при дальнейшем увеличении момента нагрузки до максимального значения приводы работают параллельно.

Следовательно, при моменте нагрузки большем половины максимально возможного, тормозной двигатель переходит зазор и берет на себя часть нагрузки (2) .

Однако в укаэанном устройстве быстрому. переходу двигателя через зазор препятствует обратная связь по разности скоростей, которая препятствует вращению .двигателей с разными скоростями. Бследствие этого происходит перегрузка ведущего двигателя, неравномерно загружается редуктор, ухудшается точность и качество регулирования, т.е. снижены динамические качества устройства.

Целью изобретения является повышение точности и быстродействия.

Эта цель достигается тем„ что в устройство введены последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением по верхнему уровню, интегратор, нелинейный элемент с зоной нечувствительности, второй сумматор, блок выделения модуля, ключевой элемент с зоной нечувствительности и блок перемножения, включенный в рассечку связи на выходе первого сумматора, при этом вход нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением по верхнему уровню подключен к выходу регулятора скорости выход нелинейного элемента с зоной нечувствительности соединен со вторым входом интегратора, выход которого подключен ко второму входу второго сумматора. Благодаря такому выполнению глубина обратной связи по разности скоростей меняется в функции напряжения регулятора скорости.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства, .на фиг.2 — характеристика распораJ на фиг.3 — характеристика нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением по верхнему уровню, на фиг.4 — характеристика элемента с зоной нечувствительности) на фиг.5 — характеристика ключевого элемента с зоной нЕчувствительности.

Устройство содержит регулятор 1 скорости, блок 2 выбора мертвого хода, соединенный с двумя замкнутыми контурами 3,4 регулирования тока двух электродвигателей 5,6, объекта регулирования 7 и двух тахогенераторов

8,9, соединенных с сумматором 10, а также нелинейный элемент 11, вход которого соединен с выходом регулятора 1 (скорости), а выход — с вхо1 дом интегратора 12, второй вход которого соединен с выходом элемента

13 с зоной нечувствительности и входом второго сумматора 14 одновременно, вход элемента 13 с зоной нечувствительности соединен с выходом интегратора 12 и вторым входом второго сумматора одновременно, а выход второго сумматора последовательно через блок 15 выделения модуля, ключевой элемент. 16 с зоной нечувствительности соединен с одним входом блока 17 перемножения, а другой его вход соединен с выходом первого сумматора, а выход соединен с одним контуром тока непосредственно, а с другим — через инвертор 18.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал регулятора 1 скорости в статике пропорциональный моменту нагрузки, подается через блок 2 выбора мертвого хода на входы замкнутых кон20 туров 3,4 регулирования тока. При увеличениии момента нагрузки более половины максимально возможного напряжения регулятора скорости возрастает более 0,5 (в относительных единицах),тормозной двигатель меняет знак своего момента (участок о- с на фиг.2) и переходит зазор. При этом на выходе нелинейного элемента 11 появляется напряжение (участок c-d на фиг.3) . На входе интегратора 12 постоянно приложено небольшое наПряжение смещения, под действием которого на выходе интегратора появляется напряжение, определяемое величиной зоны нечувствительности элемента

13 (точка О, фиг.4) . Под действием напряжения на выходе элемента 11 интегратор 12 меняет знак выходного напряжения, Постоянная времени интегратора соответствует механичес4О кой постоянной двигателя, а величина эоны нечувствительности элемента 13 (фиг.4) — величине угла зазора-в определенном масштабе. Разность напряжений между выходом интегратора 12 и нелинейным элементом 13 соответствует углу поворота двигателя в зазоре. При переходе напряжения регулятора скорости через точку Ь(фиг.2) напряжение на выходе блока 15 выделения модуля уменьшается до нуля и вновь нарастает до .прежнего уровня за время, соответствующее переходу двигателя через зазор, при этом на такое же время ключевой элемент 16 с зоной нечувствительности отключает обратную связь по разности скоростей двигателей, так как его эона нечувствительности выбрана равной напряжению на сумматоре 14, т.е. зоне нечувствительности элемента 13.

Q} При уменьшении момента нагрузки и, соответственно, напряжения регулятора скорости 1 меньше значения 0,5 в относительных единицах (точка Ь на фиг.2) вновь происходит изменение фЯ знака напряжения на выходе интегра864477

Формула изобретения тора 12. Таким образом, при увеличении напряжения регулятора скорости рольше значения Ь(фиг.2) и при уменьшении его меньше этого значения обратная связь по разности скоростей двигателей отключается на время, которое необходимо двигателю для перехода зазора.

При изменении знака момента нагрузки (участок .f-q на фиг,2) устройство работает таким же образом, благодаря симметричной -характеристике неL линейного элемента 11 °

Устройство позволяет тормозному двигателю быстро перейти зазор и взять на себя часть нагрузки при возмущающих воздействиях, больших .половины максимально возможных. Это позволяет уменьшить перегрузку ведущего двигателя более равномерно загрузить механические передачи и редукторы и увеличить быстродействие при отработке возмущения.

Устройство для управления двухдвигательным электроприводом, содержащее регулятор скорости, блок выбора мертвого хода, два замкнутых контура регулирования тока, объект регулирования и два тахогенератора, соединенные через первый сумматор с одним токовым контуром непосредственно, а с другим — через инвертор, о т л и ч а ю. щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и быстродействия при отработке возмущающих воздействий, в него введены

5 последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением по верхнему уровню, интегратор, нелинейный элемент с зоной нечувствительности, второй. сумматор, блок выделения модуля, ключевой элемент с зоной нечувствительности и блок перемножения, включенный в 7ассечку связи на выходе первого сумматора, при этом вход нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением по верхнему уровню подключен к выходу регулятора скорости, выход нелинейного элемента с зоной нечувствительности соединен с вторым входом интегратора, 20 выход которого подключен ко второму входу вторОго сумматора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 5 1. Frondlе, Н.Р. Regelung aine r

Spiegelantenne-"Siemens Forschungs

dnd Епси cklungsber!chte," т.4, 1975, 9 2, с. 75-80.

2. Bohm Еддаг. FUhrung und Regelung

von Antennenantrieben fur Satelliten

Bodenstationen. — 5iemens Leitschrifft"

48(1974) Hef t, l l, с. 828-833, 864477 рс

Составитель В,Кузнецова

Редактор П.Коссей Техред A. Ач Корректор О.Билак

Заказ 7824/81 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал. ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4