Устройство для измерения скорости вращения электродвигателя постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1>864493 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.12.79 (21) 2853899/18-21 (з )м. к .з с присоединением заявки ¹â€” Н 02 Р 5/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет(53) УДК621. 317.

".082.743(088.8) Опубликовано 1509.81. Бюллетень No 34.

Дата опубликования описания 150981 (72) Авторы изобретения

С.В.Гущин и В.С.Калмыков (7I ) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗИЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к элементам систем управления электроприводом и может быть использовано для измерения скорости электродвигателя постоянного тока.

Известно устройство для измерения скорости вращения электродвигателя, содержащее тахометр и измерительную цепь (1 ).

Однако в ряде случаев такой метод измерения оказывается неприемлемым из-за громоздкости и сложности.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, содержащее включенные последовательно с источником питания регулирующий транзистор и тахометрическую мостовую схему, одно плечо которой составляют резистор и якорь электродвигателя, а другое плечо — . два последовательно соединенных резистора. В таких устройствах напряжение, пропорциональное скорости вращения электродвигателя, снимается с диагональных точек тахометрической мостовой схемы 121.

Однако это напряжение пропорцио нально скорости вращения только в

:. узком диапазоне скорости электродвигателя. IIps изменении скорости в З0 большем диапазоне данное устройство не обеспечивает стабилизации оборотов электродвигателя, так как напряжение в диагонали становится непропорциональным скорости вращения. Поэтому измерение скорости вращения электродвигателя путем измерения напряжения в диагонали тахометрического моста обладает большой погрешностью.

Целью изобретения является повышение точности измерения скорости вращения электродвигателя в широком диапазоне ее изменения.

Эта цель достигается тем, что в устройство, содержащее включенные последовательно с источником питания регулирующий транзистор и тахометрическую мостовую схему, одно ттлечо которой составляют резистор и якорь электродвигателя, а другое плечо— два последовательно соединенных резистора, введены транзистор и два резистора, один нз которых включен мэжду эмиттером дойолнительнохо транзистора и коллектором регулирующего транзистора, а второй — между коллектором дополнительного транзистора и первым выводом якоря электродвигателя, соединенным с общим проводом, причем база дополнительного транэис864493 тора подключена ко второму выводу якоря электродвигателя, а между базой и коллектором дополнительного транзистора включен измерительный прибор.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства для измерения скорости вращения электродвигателя чостоянного тока.

Устройство содержит источник 1 †питан, последовательно с которым . соединен регулирующий транзистор 2, тахометрическая мостовая схема, одно плечо которой составляют последовательно соединенные резистор 3 и якорь электродвигателя 4, а другое плечо составляют последовательно соединенные резисторы 5, 6. К диагональным точкам тахометрического моста подключен управляющий узел 7, выход которого подключен к базе регулирующего транзистора 2. Устройство содержит также транзистор 8 и два резистора 9, 10, один из ко.орых (9), включен между эмиттером транзистора

8 и коллектором транзистора 2, а 25 другой (10) — между коллектором транзистора 8 и общим проводом, при- чем база транзистора 8 подключена к якорю электродвигателя и резистору 3, Измерительный прибор 11 (вольт в ЗО метр) подключен между базой и коллектором транзистора 8.

Устройство работает следующим образом.

При подаче напряжения от источни- 35 ка 1 питания электродвигатель 4 начинает вращаться со скоростью, определяемой тахометрическим мостом (резисторы 3, 5, 6 и якорь электродвигателя 4) и упргвляющим Узлом 7. Паде- 4О ние напряжения на резисторе 3 пропорционально току, протекающему через якорь электродвигателя. Это напряжение является управляющим для транзистора 8 и, следовательно, ток коллектора этого транзистора про- 45 порционален току якоря электродвигателя 4. Таким образом измерительный прибор 11 показывает разность между напряжением на электродвигателе 4 и потерями в его якорной цепи, 50 то есть ЭДС электродвигателя. Известно, что, ЗДС в электррдвигателях постоянного тока с независимым (постоянным) возбуждением пропорциональна скорости вращения, следовательно, показания измерительного прибора 11 пропорциональны скорости вращения электродвигателя . Измерительный прибор можно проградуировать либо непосредственно в единицах измерения оборотов электродвигателя, либо в единицах, удобных для устройства,привод которого осуществляет данный электродвигатель (производительность, линейная скорость).

Технико-экономический эффект от использования предлагаемого изобретения заключается в повышении точности измерения скорости вращения электродвигателя, разработанное устройство обеспечивает точность измерения 3% в диапазоне скоростей 10010000 об/мин, в то время, как известное устройство в том же диапазоне практически не могло быть использовано для измерения скорости .

Формула изобретения устройство для измерения скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее включенные последовательно с истоЧником питания регулирующий транзистор и тахометрическую мостовую схему, одно плечо которой составляет резистор и якорь электродвигателя, а другое — два последовательно соединенных резистора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, в него введены транзистор и два резистора, один из которых включен между змиттером дополнительного транзистора и коллектором регулирующего транзистора, а второй †.между коллектором дополнительного транзистора и первым выводом якоря электродвигателя, соединенным с общим проводом, причем база дополнительного транзистора подключена KQ второму выводу якоря электродвигателя, а между базой и коллектором дополнительного транзистора включен измерительный прибор.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 587586, кл. H 02 R, 5/06, 1973.

2. Патент Японии Р 52-4442, кп. Н 02 P 5/16, 1977.

86449

Составитель С. Морозов

Техред Т,Маточка

Корректор У. Пономаренко

Редактор П. Коссей

Филиал ППП "Патент"„ г. Ужгород,. Ул. Проектная, 4

Заказ 7826/82 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, 3-35, Paymcxai наб., д. 4/5