Механизм вращения бура перфоратора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистически«
Республик
В АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свяд-ву(22)Заявлено 14, 12.79 (21) 2853087/22-03 с присоелинениеш заявки М— (23) Приоритет —. (ы)м. кл, E 21 С 3/04
3Ьеудвретеа««н6 кем«тат,СССР ав аелан «зебр«те««И
« ютарцт«В
Опубликовано 23.09. 8). Бюллетень РЬ 35 (53) 3(Д f(622 233 . 05 (088. 8) Дата опубликования описания 25.09.81 (72) Авторы изобретения
В. В. Дыэдинский, Г.Л. Коваль, С.А. Козырев (71) Заявитель Научно-исследовательский горнорудный инсти черной металлургии Украинской ССР (542 ИЕХАНИЗИ ВРАЩЕНИЯ БУРА ПЕРФОРАТОРА
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к механиз,мам вращения бура перфоратора.
Известна гидравлическая бурильная машина, содержащая ударный механизм и вращатель, включающий мотор, корS пус, редуктор, шпиндель, смазочные канавки, буровой инструмент $1), Недостатком машины является ее сложность вследствие подвода сжатой воздушно-масляной смеси, подаваемой по. дополнительной магистрали из компрессора, которым специально для этого снабжается буровая установка, Причем выброс отработанного воздуха с частицами масла ухудшает видимость в забое и загрязняет воздух.
В этой конструкции имеется также недостаточное давление в дренажной камере для смазки подшипников скольжения,шпинделя. Кроме того, необходнмость отвода смазки иэ корпуса вращателя требует устройства дополнительной дренажной магистрали. Такая конструкция не позволяет создавать принудительную циркуляцию смазки в корпусе вращателя и не позволяет отделить рабочую жидкость ударного механизма от смазочной жидкости вращателя.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является механизм вращения бура перфоратора, включающий корпус с картером, мотор, ведущую и ведомую шестерни, в последней из которых размещен .хвостовик бурового инструмента, пор шень ударного механизма, камеру, образованную поршнем ударного механизма, корпусом и хвостовиком бурового ин.струмента, и смазочные канавки f2).
Однако известный механизм имеет недостаточную смазку хвостовика и ведомой шестерни, вращающейся в кор-, пусе. Вследствие высокого уровня вибрации при работе механизма опора ведомой шестерни выполнена в виде
866157 подшипника скольжения, который, как известно, требует подачи смазки под давлением.
В известном механизме смазка производится разбрызгиванием, которое не может обеспечить принудительную подачу смазочного вещества, в результате чего увеличиваются потери на трение и уменьшается срок службы мехайизма. Кроме того, при отсутствии 1в интенсивной циркуляции смазки в картере происходит нагрев деталей механизма вращения, что ухудшает условия их работы и может привести к заклиниванию шестерен в корпусе, 15
Цель изобретения — увеличение срока службы механизма путем улучшения смазки ведомой шестерни и хвостовика бурового инструмента.
Поставленная цель достигается тем, что в теле корпуса выполнен канал,, сообщаклШтй камеру с картером, а в теле ведомой шестерни выполнен канал, сообщающий камеру со смазочными канавками, причем в первом из указанных каналов установлен обратный клапан.
На чертеже показан осевой разрез механизма вращения бура, перфоратора.
Механизм вращения бура перфоратора включает корпус 1, поршень 2 ударного механизма 3, ведомую шестерню
4, ведущую шестерню 5 с подшипником
6, мотор 7 с валом 8, хвостовик 9 бурового инструмента с выступами 10, размещенный..в ведомой шестерне 4 °
Поршень 2 размещен в корпусе 1 с возможностью осевого перемещения.
В корпусе 1 на подшипнике 6 установлена ведущая шестерня 5, последняя валом 8 соединена с мотором 7. В
40 ведомой шестерне 4 с возможностью осевого перемещения помещен хвостовик 9, причем в пазы 10 выполненные в теле ведомой шестерни 4, входят выступы 11 хвостовика 9.
4S
Корпус 1 и -помещенные в нем ведущая 5 и ведомая 4 шестерни образуют картер 12, частично заполненный жидкой смазкой. Места установки ведомой шестерни 4 в корпусе 1 образуют подшипники скольжения со смазочными канавками 13 и 14, а места установки хвостовика бурового инструмента 9 в ведомой шестерне 4 образуют подшипники скольжения со смазочными 55 канавками 15 и 16.
Смазочные канавка 13 и !4 сообщены с картером 12. Корпус 1, поршень
2 и хвостовик 9 образуют камеру 17, которая сообщена каналом 18, в котором установлен обратный клапан 19, с картером, каналом 20 — .со смазочной канавкой 13., каналом 21 — со смазочной канавкой 16, каналом 22 — со смазочной канавкой 14, каналом 23— со смазочной канавко" 15.
В канале 20 выполнена проточка
24, а в канале 22 — проточка 25, Для герметизации камеры 17 имеются уплотнения. Отверстием 26 в корпусе
1 выше уровня смазки картер 12 соединен с атмосферой.
Механизм работает следующим образом, Поршень 2 ударного механизма 3 совершает возвратно-поступательное движение относительно корпуса 1, нанося удары по торцу хвостовика 9 бурового инструмента.
Предположим, что поршень 2 совершает обратный ход (на чертеже движется вниз), В камере 17 создается разрежение в картере 12, давление равно атмосферному, а сечение смазочных канавок 13-16 весьма мало.
Под действием разрежения в камере 17 открывается обратный клапан
19 и из картера 12 смазка по каналу
18 всасывается в камеру 17. Далее поршень 2 меняет направление движения на противоположное и совершает рабочий ход (на чертеже вверх)
При этом происходит сжатие смазочной жидкости, заключенной в камере 17.
Обратный клапан 19 под действием этого давления закрывается, а смазка из камеры 17 под давлением нагнетается по каналам 20-23 и проточкам
24 и 25 к смазочным канавкам 13-16 и смазывает трущиеся поверхности корпуса 1 ведомой шестерни 4 и хвостовика 9.
Далее смазка поступает в картер
12, давление в котором равно атмосферному. В конце рабочего хода поршень 2 наносит удар по хвостовику
9, далее совершает обратный ход, цикл начинается снова.
Мотор 7 непрерывно приводит во вращение вал 8, ведущую шестерню 5 и через зубчатое зацепление ведомую шестерню 4, а вместе с ней, вследствие зацепления выступов 11 в пазах 10, хвостовик 9 бурового инструмента.
Формула изобретения
Механизм вращения бура перфоратора, включающий корпус с картером, мотор, ведущую и ведомую шестерни, в последней из которых размещен хвостовик бурового инструмента, поршень ударного механизма, камеру, образованную поршнем ударного механизма, корпусом и хвостовиком бурово.го..инструмента, и смазочные канавки, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы механизма путем улучшения смазки ведомой шестерни и хвостовика бурового инструмента, в теле корпуса выполнен канал, сообщающий камеру с картером, а в теле ведомой шестерни выполнен канал, сообщающий камеру со смазочными канавками, причем в первом из. указанных каналов установлен обратный клапан.
Источники информации, 30 принятые во внимание при-экспертизе
l. Медведев И,Ф. и др. Буровые каретки с гидравлическими бурильны- . ми машинами, выпускаемые за рубежом.
Обзор института "Черметинформация", М, 1978, с.12-14
2. Авторское свидетельство СССР
У 676723, кл Е 21 С 3/04, 1978 (прототип) .
5 86
Для нормальной работы устройства разрежение срабатывания обратного клапана 19 должно быть меньше, чем то, которое определится..сечением смазочных канавок 13-;16, и при обратном ходе поршня 2 всасывание смазки иэ картера 12 происходило бы через канал 18, а не через смазочные канавки. Это достигаетея подбором их поперечного сечения. Таким образом, происходит циркуляция смазки в картере механизма, а к трущимся поверхностям смазка подводится нод давлением.
Благодаря наличию двух каналов, один из которых сообщает камеру с картером через обратный клапан, а второй — камеру со смазочными канавками, обеспечивается принудительная подача смазки под давлением в подшипйики скольжения ведомой шестерни, Это значительно увеличивает срок службы ведомой шестерни корпуса и хвостовика бурового инструмента снижает потери на трение и повышает надежность механизма.
Принудительная циркуляция смазки в картере обеспечивает отвод тепла от подшипников скольжения и эффективное охлаждение смазки, также увеличи-. вая срок службы механизма.
Кроме того, соударение поршня с хвостовиком в масляной ванне значительно увеличивает срок их службы.
Появляется возможность, вследствие изоляции смазки в картере от остальной части гидросистемы, применять сорта смазок, наиболее эффективные в данном случае и отличные от рабо6157 6 ч чей жидкости гидросистем Причем механизм вращения отличается конструктивной простотой, поскольку не требует дополнительных сложных. смазочных агрегатов (лубрикаторов, насосов и т.п.), применяемых для принудительной смазки.
866157
Корректор Г. Orap
Составитель О. Собин
Рецактор В. Лазаренко Техред М.Рейвес
Заказ 302975i Тираж 630 1йодписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Пагент, г. Ужгород, ул. Проектная,4