Рабочее колесо турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В. К. Рыжков, Ю. Н."..еженцев,,К. Н. Боришанский, О. Г. Вассерберг и С. А. Масной Р °,, 1„, С

Производственное объединение турбостроения " Пенинградский металлический завод" (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к лопаточным машинам и может быть использовано .в паровых и газовых турбинах.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены два демпфирующих элемента, расположенных в плоскости вращения и выполненных в виде.контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении fl 1.

Однако иэ-за технологических отклонений при изготовлении и сборке не обеспечивается равномерное прижатие демпфирующих элементов одновременно ко всем лопаткам, а при соединении лопаток последних ступеней турбин могут возникать большие статические напряжения, что снижает надежность.

Наиболее близким техническим pemeнием к предлагаемому является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены демпфирукщие элементы, объединяющие несколько соседних лопаток, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении (2 ).

Недостаток этого рабочего колеса в том, что в нем возможно появление значительных динамических напряжений в лопатках и демпфирующих элементах, а также отсутствует гарантированный контакт между демпфирующими элементами и всеми лопатками, что снижает его надежность.

Цель;изобретения - повышение надежности

Укаэанная цель достигается тем, что каждый отрезок проволоки установ" лен в отверстиях двух соседних лопаток

866244

Формула изобретения

Фис. !

ВНИИПИ Заказ 8035/55 Тираж 556 Г!одписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Пров тнаи, и имеет длину концевых участков, составляющую !0-40Х от шага лопаток.

На фиг. 1 показано рабочее колесо, продольное сечение, на фиг. 2 — развертка рабочих лопаток с демпферной связью.

Рабочее колесо содержит лопатки 1, в отверстиях которых установлены демпфирующие элементы 2, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволо-ки с полукруглым сечением, имеющих концевые участки 3, расположенные вне профиля лопаток 1. Длина концевых, участков 3 составляет 10-40Х от шага

t лопаток !. При вращении рабочего ко леса под действием центробежных сил демпфирующие элементы 2 прижимаются к лопаткам 1 и, так как разъемы элементов с установленных в отверстиях

У о одной и той же лопатки 1, сдвинуты в окружном направлении на один шаг то демпфирукпцие элеме ты 2 объединяют в единый пакет все лопатки 1 рабочего колеса турбомашины.

Такое выполнение рабочего колеса позволит обеспечить надежный контакт всех лопаток с демпфирукяцими элементами, поскольку каждый элемент контактирует только с двумя соседними

30 лопатками, а выполнение длины концевых участков в пределах 10-407 от шага лопаток снижает статические и динамические напряжения в лопатках и демпфирующих элементах, что повьппает надежность.

Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых; установлены демпфирующие элементы, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности, каждый отрезов проволоки установлен в отверстиях двух соседних лопаток и имеет длину концевых участков, составляющую 10-40Х от шага лопаток.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Шемтов А.З. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Сб. ЛИЗ !! 6, Л., Машгиз, 1960, с. 188-!89.

2. Патент Великобритании !1- 998198, кл. F 1 Т, опубл. 1964.