Рабочее колесо турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
В. К. Рыжков, Ю. Н."..еженцев,,К. Н. Боришанский, О. Г. Вассерберг и С. А. Масной Р °,, 1„, С
Производственное объединение турбостроения " Пенинградский металлический завод" (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к лопаточным машинам и может быть использовано .в паровых и газовых турбинах.
Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены два демпфирующих элемента, расположенных в плоскости вращения и выполненных в виде.контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении fl 1.
Однако иэ-за технологических отклонений при изготовлении и сборке не обеспечивается равномерное прижатие демпфирующих элементов одновременно ко всем лопаткам, а при соединении лопаток последних ступеней турбин могут возникать большие статические напряжения, что снижает надежность.
Наиболее близким техническим pemeнием к предлагаемому является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены демпфирукщие элементы, объединяющие несколько соседних лопаток, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении (2 ).
Недостаток этого рабочего колеса в том, что в нем возможно появление значительных динамических напряжений в лопатках и демпфирующих элементах, а также отсутствует гарантированный контакт между демпфирующими элементами и всеми лопатками, что снижает его надежность.
Цель;изобретения - повышение надежности
Укаэанная цель достигается тем, что каждый отрезок проволоки установ" лен в отверстиях двух соседних лопаток
866244
Формула изобретения
Фис. !
ВНИИПИ Заказ 8035/55 Тираж 556 Г!одписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Пров тнаи, и имеет длину концевых участков, составляющую !0-40Х от шага лопаток.
На фиг. 1 показано рабочее колесо, продольное сечение, на фиг. 2 — развертка рабочих лопаток с демпферной связью.
Рабочее колесо содержит лопатки 1, в отверстиях которых установлены демпфирующие элементы 2, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволо-ки с полукруглым сечением, имеющих концевые участки 3, расположенные вне профиля лопаток 1. Длина концевых, участков 3 составляет 10-40Х от шага
t лопаток !. При вращении рабочего ко леса под действием центробежных сил демпфирующие элементы 2 прижимаются к лопаткам 1 и, так как разъемы элементов с установленных в отверстиях
У о одной и той же лопатки 1, сдвинуты в окружном направлении на один шаг то демпфирукпцие элеме ты 2 объединяют в единый пакет все лопатки 1 рабочего колеса турбомашины.
Такое выполнение рабочего колеса позволит обеспечить надежный контакт всех лопаток с демпфирукяцими элементами, поскольку каждый элемент контактирует только с двумя соседними
30 лопатками, а выполнение длины концевых участков в пределах 10-407 от шага лопаток снижает статические и динамические напряжения в лопатках и демпфирующих элементах, что повьппает надежность.
Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых; установлены демпфирующие элементы, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности, каждый отрезов проволоки установлен в отверстиях двух соседних лопаток и имеет длину концевых участков, составляющую 10-40Х от шага лопаток.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Шемтов А.З. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Сб. ЛИЗ !! 6, Л., Машгиз, 1960, с. 188-!89.
2. Патент Великобритании !1- 998198, кл. F 1 Т, опубл. 1964.