Двойная фрикционная муфта коробки передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
< >866306 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 061179 (21) 2835890/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 230981. Бюллетень N9 35
Дата опубликования описания 23. 09. 81 (511М. Кл.з
F 16 D 13/52
Государственный комитет
СССР по аелам изобретений и открытий (53) УДК 621.825 54 (088.8) (72) Авторы изобретения
E.Н. Козлов, М.Г. Мелешко, B,Ì. Семенов и В.П. Дудовцов (71) Заявитель (54 ) ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к машиностроению и, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна двойная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомые по5 лумуфты и механизм управления (11.
Недостатком ее является низкая нагруэочная способность.
Наиболее близкой к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является двойная фрикционная муфта коробки передач, содержащая размещенные в обойме ведущую полумуфту, две ведомые полумуфты, одна из которых связана с зубчатой переда- 1 чей большего передаточного отношения, а другая — с зубчатой передачей меньшего передаточного отношения,фрикционные диски, размещенные по обе стороны ведущей полумуфты и управляемым поршневым гидроприводом, соединенным со сливнымн и напорными каналами f,2) .
Недостатком его является низкий срок службы.
Цель изобретения — повышение срока 25 службы.
Поставленная цель- достигается тем, что муфта снабжена золотником, связанным с поршнем гидропривода полумуфты, связанной с передачей с меньшим пере- 30 даточным отношением, а обойма соединена зубчатым зацеплением с фрикционными дисками полумуфты, связанной с передачей с большим передаточным отношением и установлена с воэможнос1ью поворота относительно ведущей полумуфты.
На фиг.1 изображена двойная фрикционная муфта коробки скоростей; на фиг.2 — разрез A-A на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1, Между ведущими полумуфтами 1 и 2, выполненными в виде барабана 3 и ведомыми полумуфтами 4 и 5 установлены ведущие 6 и 7 и ведомые 8 и 9 диски.
В ведущих полумуфтах выполнены кольцевые проточки, в которые установлены поршни 10 и 11, образующие с барабаном силовые цилиндры 12 и 13 и подпружинены пружинами 14 и 15. Ведомая полумуфта 4 соединена с выход.ным валом 16 зубчатым зацеплением с большим передаточным числом 1.,, а полумуфта 5 " зубчатым зацеплением с меньшим передаточным числом 1, причем gV
Ведущие диски, установленные в обойму 17 при помощи шипов 18, своими шипами 19 входят в пазы ведущей полуМуфты 1 с зазором, обеспечивающим
866306 возможность углового перемещения ведущих дисков 6 вместе с обоймой 17 относительно ведущей полумуфты ). В периферийной поверхности силового цилиндра 12 выполнены каналы слива 20, перекрываемые золотниками 21 с кольцевой проточкой 22, соединеннйми с поршнем 11 зацепом 23, а в обойме 17 выполнены каналы слива 24, которые соединяются с каналами 20 при повороте обоймы относительно барабана. Каналы 25 и 26 служат для подачи рабочей жидкости в силовые цилиндры. Двойная фрикционная муфта работает следующим образом.
При передаче момента ведомой полумуфтой 4 силовой цилиндр 12 по подводящему каналу 25 заполняется рабочей жидкостью под давлением, при этом ведущие 5 и ведомые 8 диски сжаты поршнем 10. Поршень 11 второй муфты находится в исходном положении и золотник 21 перекрывает каналы слива 20.
Кроме этого, сечение канала слива 24 смещено относительно канала слива 20 °
При подаче рабочей жидкости в силовой цилиндр 13 поршень,11 сжимает ведущие 7 и ведомые 9 диски, одновременно перемещая золотник 21, кольцевая проточка 22 которого совмещается с каналом слива 20, и мощность начинает также передаваться на вал 16 другим потоком через полумуфту 5.
До тех пор, пока момент М, передаваемый через полумуфту 5, будет меньше момента сопротивления М выходного вала 16, приведенного к полумуфте 5 (т.е. М М ), мощности, передаваемые обеими полумуфтами, суммируются на выходном валу 16. При
М > М диски 6 вместе с обомой 17 проворачиваются. относительно бараба5 с на 3, канал слива 24 соединяется с каналом 20 и происходит слив масла иэ силового цилиндра 12. При этом полумуфта 4 отключается.
Использование технического решения обеспечивает повышение долговечностф фрикционных муфт, благодаря устранений паразитной мощности, циркулирующей по замкнутому контуру включаемой и выключаемой муфт в процессе переключения передач. При этом уменьшается теплонапряженность в муфтах, уменьшается износ фрикционных элементов.
Формула изобретения
Двойная фрикционная муфта короб15 ки передач, содержащая размещенные в обойме ведущую полумуфту, две ведомые полумуфты, одна из которых связана с зубчатой передачей большего передаточного отношения, а другая щ с зубчатой передачей меньшего передаточного отношения, размещенные по обе стороны ведущей полумуфты фрик)ционные диски, управляемые поршневым
,гидроприводом, соединенным со сливными и напорными каналами, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения срока службы, она снабжена золотником, связанным с поршнем гидропривода полумуфты, связанной с передачей с меньшим передаточным отношением, а обойма соединена зубчатым зацеплением с фрикционными дисками полумуфты, связанной с передачей с большим передаточным отношением и установлена с возможностью поворота относительно ведущей полумуфты.
Источники инфэрмации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ 9 2225096, кл. F 16 D 7/06, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 562694, кл. F 16 D 13/52, 1975 (прототип) .
866306
А-А
lg
Фиг. Я
В 21!
Фиа.3
Составитель И. Яцунов
Техред А. Бабинец Корректор Н. Швыдкая
Редактор A. Шандор
Заказ 8043/58
Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
llo делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4