Электровентилятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Соцналнстнчвскнх
Республни
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) За я ален о 12.11.79 (2 ) 2837747/24-07 (51)M. Кл. с присоединением заявки М
Н 02 К 5/16
Н 02 К 9/04
3Ъеударстиииый конитвт (28) Приоритет во долам изоЬретеиий и открытий
Опубликовано 23.09.8! Бюллетень М 35
Дата опубликования описания 23,09.81 (53 ) УД К 621.313. .7 l 3 (088.8)
I (72) Авторы изобретения
Э, Е. Ефименок и А. А. Шмелев (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОВЕНТИДЯТОР
-Изобретение относится к электромашиностроенню, в частности к малогабаритным электровентиляторам, используемым в системах охлаждения электронной аппаратуры.
В настоящее время в связи с тем, что требования к долговечности машин и приборов поS стоянно возрастают, во многих узлах вращения вместо шариковых подшипников используются подшипники с газовой смазкой.
В частности, использование газодинамических
10 опор в электровентиляторах, применяемых для охлаждения электронной аппаратуры, позволяет существенно увеличить их ресурс и надежность, а также снизить уровень шума.
Известны гибридные газовые подшипники, 1» в которых внешняя нагрузка уравновешивается одновременно азростатическими н аэродинамическими силами. Конструктивно гибридные газовые опоры представляют собой комбинацию иэ гаэодинамнческого и газостатического подшипников. Вспомогательный наддув позволяет расширить диапазон рабочих скоростей газодинамнческого подшипника. При низких значени. ях скорости вращения за счет внешнего надду
2 ва создается дополнительная несущая способность опоры, при высоких — повышается ее устойчивость, отодвигается вверх скоростная граница зоны неустойчивой работы (1).
Недостатком гибридных газовых опор является то, что для их работы требуется источник сжатого газа — баллон или компрессор, а также магистрали для подвода газа к питающим соплам опор.
Известен также электровентилятор с газодинамическими опорами, в котором внешний ро. тор с крыльчаткой установлен в корпусе, имеющем проточную часть. Газодинамическая опора образована радиальным подшипником и плоским подпятником, воспринимающим осевую нагрузку (21.
Однако в тех случаях, когда габариты разрабатываемого вентилятора заданы и строго ограничеиы, несущей способности газодинамических опор может быть недостаточно для поддержания веса ротора. Кроме того, по условиям. эксплуатации некоторых движущихся объектов возможно воздействие на их оборудование линейных перегрузок.
866654
ВНИИПИ Заказ 8093/76
Тираж 733 Подписное
Филиал ППП "Патент",.
r. Ужгород, ул.Проектная,4
Цель изобретения — упрощение электровентилятора путем исключения внешнего источника сжатого газа.
Поставленная цель достигается тем, что электровентилятор имеет пластину с загнутым краем, входящим в полость, корпуса и образующую с торцом ротора дополнительную полость, сообщающуюся с питающими отверстиями газовых опор.
Па чертеже изображена конструкция вентилятора.
В корпусе 1 закреплен статор 2, Ротор 3 с крыльчаткой 4, расположенной в проточной части 5, установлен на радиально-упорной гибридной газовой опоре, состоящей из роторной втулки 6 и статорной втулки 7 с питающими отверстиями 8 в радиальном и осевом направлениях. Между втулками 6 и 7 имеются радиальный зазор 9 и осевой зазор 10, самоустанавливающиеся при работе вентилятора, В корпусе имеется также несквозной канал 11, связанный с питающими отверстиями 8 газовой опоры карманами 12. На корпусе со стороны ротора укреплена пластина 13 с загнутым краем, входящим в проточную часть S вентилятора. Между пластиной 13 и торцом ротора 3 образуется полость 14, связанная через отверстия 15 с каналом 11.
При работе вентилятора некоторая часть газового потока, создаваемого крыльчаткой, захватывается загнутым краем пластины (3 и попадает в полость 14, где образует зону повышенного давления. Через отверстия 15, канал 11 и карманы 12 газ под давлением поступает к питающим отверстиям 8 газовых подшипников.
Таким образом, ротор электровентилятора, установленный на гибридных газовых опорах, поддерживается во взвешенном состоянии эа счет одновременного действия реакции смазочного слоя газодинамического подшипника и внешнего наддува. При этом наддув осуществляется за счет отбора части газового потока, создаваемого крыльчаткой электровентилятора.
Потребность во внешнем источнике сжатого газа для питания гибридных газовых опор отпадает, конструкция прибора упрощается.
Формула изобретения
Электровентилятор, содержащий ротор с крыльчаткой, статор и корпус, между которыми образована полость с размещенной в ней упомянутой крыльчаткой, и гибридные газовые опоры, включающие втулки с:питающими отверстиями, выполненные с обеспечением функций газодинамического и газостатическуэго подшипников, отличающийся тем, что, с целью упрощения путем исключения внешнего источника сжатого газу, он имеет пластину с загнутым краем, входящим в полость корпуса и образующую с торцом ротора дополнительную полость, сообщающуюся с питающими отверстиями газовых опор.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
ЗО 1, Грэссем H. С. Подшипники с газовой смазкой. M., "Мир", 1966, с. 202 — 203, 2. Спицин Н. А. и др. Опоры осей и валов машин и приборов. M., Машиностроение", 1970, с. 170 — 171.