Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советеиих

Социалистических

Вес ублии (iii866655 (8l ) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 14.01.80 (2! ) 2869469/24-07

1 с присоединением заявки,ре (28) Приоритет (51)М. Кл.

Н 02 К 5/173

9кударстмнвЖ кеинтвт

CCCP не аннам нзабретеннЯ н втнрмтнЯ (53) УДК 621.3!3. .13 (088.8) Опубликовано 23.09.81. Бюллетень М N

Дата опубликования описании 23.09.81 (72) Авторы изобретения.Волох, Л. А, Збарский, Н. Н. Коиохов, Е. В. Останькович, А. 8. Пархоменко и О. А. Липовой (7 ) заявители. (S4) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЭЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ С ГОРИЭОНТАЛЬНЫМ

ВАЛОМ Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к, конструкции.подшипниковых узлов средних и крупных электрических машин, На большинство электрических машин, используемых в качестве электропривода производствен% ных механизмов, передаются осевые усилия со стороны этих механизмов в силу технологических и конструктивных их особенностей 11).

Однако такие механизмы как насосы, утлесосы, вентиляторы и др. имеют значительные зна lO копеременные динамические составляющие осевой силы.

Наиболее близким к предлагаемому является подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом, содержащий роликовый

1j подшипник качения, укрепленный на валу, подшипниковый щит и крышки, на внутренней стороне каждой из которых.установлено кольцо иэ антифрикционного материала, например, из бронзы, причем между кольцом и торцовой поверхностью внутренней обоймы подшипника имеется зазор (2l.

Такое техническое решение позволяет отка затьсяя от применения радиально-упорного шарикоподшипника и выполнить подшипниковые узлы только на роликовых подшипниках.

При этом предполагается, что аксиальные нагрузки, возникающие во время останова или реверса электрической машины, воспринимаются антифрикционным кольцом в паре с внутренней обоймой роликового подшипника. Во время же работы ротор электрической машины самоустанавливается в магнитном поле статора за счет сил магнитного тяжения (2) .

Однако известная конструкция подшипникового узла ие рассчитана на длительное восприятие осевых усилий во время работы. и не может обеспечить высокой его надежности при значительных динамических воздействиях на подшипниковый узел.

Цель изобретения — повышение надежности подшипникового узла электрической машины с горизонтальным валом в соответствии с отмеченными особенностями работы электрических машин.

Указанная цель достигается тем, что кольцо установлейо с образованием дополнительного зазора между кольцом и крынкой и с возмож866655

HocTblo аксиального перемещения между внутренней обоймой и крышкой.

Кроме того, кольцо может быть также выполнено составным из двух отдельных элементов соединенных между собой упругим кольцевым элементом, -например, из металлорезины.

На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, продольный разрез;:на фиг. 2 и 3 — варианты выполнения кольца.

Подшипниковый узел содержит роликовый подшипник 1 качения, укрепленный на валу 2, подшипниковый щит 3, подшипниковые крышки 4 и плавающее кольцо 5 из антифрикционного материала. Кольцо установлено между торцовой поверхностью 6 внутренней обоймы подшипника 1 и внутренней стороны 7 подшипннко вой крышки 4. Между кольцом 5, торцовой поверхностью 6 обоймы подшипника и внутренней стороной 7 крышки распределен зазор 8.

Кольцо 5 может быть выполнено составным из двух колец 9 и 10 которые соединяются между собой упругим кольцом 11.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При осевых воздействиях на вал ротора, он смещается и упирается торцовой поверхностью внутреннего кольца подшипника в одно из плавающих колец и через него в подшипниковую крышку. При этом плавающее в частично за11олненных смазкой в зазорах кольцо с одной стороны снижает динамичность осевых воздействий, а с другой стороны уменьшает нагрев и износ торцов подшипника и подшипниковой крьшпси за счет проскальзывания плавающего кольца между ними при скольжении. Осевая свобода ротора в пределах установленных зазоров и наличие плавающих колец позволяет снизить жесткость подшипниковых узлов. Дальнейшее улучшение демпфирующих свойств узлов можно достичь выполнением плавающего коль4 ца из двух колец, .соединенных упругим элеменroM. В этом случае можно получить достаточно низкий коэффициент динамичности подшипникового узла и тем самым снизить воздействие осевых усилий на подппптниковые опоры.

Эффективность предлагаемого технического решения сводится, таким образом, к повышению надежности электрических машин, предназначенных для привода производственных механизмов.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом, содержащий роликовый подшипник качения с внутренней и внешней обоймами, укрепленный на валу, подшипниковый щит, крышки и кольцо из антифрикционного материала, например, из бронзы, расположенное между внутренней,роверхностью крышки и торцовой поверхностью обоймы с образованием зазора между кольцом и внутренней обоймой,отличающий ся тем, что, с целью повышения надежности, кольцо ус25 тановлено с образованием дополнительного зазора между кольцом и крышкой и с возможностью аксиальйго перемещения между внутренней обоймой и крышкой.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что кольцо выполнено из двух отдельных элементов, соединенных между собой упругим кольцевым элементом, например, нз металлорезины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. "Промышленная энергетика", 1978, N 10, с. 21.

2. Авторское свидетельство СССР Р 639088, кл. Н 02 К 5 00; 1977.

866655 фиг.2

Составитель С. Бражник

Техред С,Мигунова гедактор О. Черниченко

Корректор В. Синицкая

Заказ 8093/76

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 733

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5