Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

е,1ебием ж наМ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союэ Советсннк

Социапистичеснии

Республнн (ii)866677 ÑОО ЮЗИАя «л фФфй46»

АЗИЮ 11м;ф «Д ) БЙБЛИРТРН"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 200779 {21) 2836459/24-07 (ь!)м. Кл. с присоединением заявки РЙ (23 ) П р нори тет

Н 02 Р 5/16,В 60 L 3/04

9кудврствсниый кенитет

СССР

Опубликовано 230981. Бюллетень,й 35

Дата опубликоваин» описания 25098 I ио аелзн .изебратеиий и открытий (53) УДК 621.. 3I6 ° 71

{088. 8) 3.С. Иоспа, Е.П. Каяри, В.П. Феоктистов, О.Г. Чаусов и 10.IO. Чуверин (72) Авторы изобре=ения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО - ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым тирис торным электроприводам ностоянного тока.

Известно устройство для импульсного регулирования электродвигателя, содержащее прерыватель для регулирования якорной цепи двигателя и низковольтный ключ, включенный параллельно обмотке возбуждения двигателя, обеспечнвающн«т регулирование поля возбуждения (1).

Недостатком устоойства является ограниченность его функциональных возможностей, так как работоспособность тиристорного ключа зависит от режима работы прерывателя. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является устройство для регулирования тягового электродвигателя постоянного тока в режиме рекуперативного торможения, содержащее блокирующий диод, катодом подключенный к контактной сети, а анодом — к одному выводу якорной цепи двигателя, лервый тиристорный ключ, анод которого подключен к датчику тока, а катод— к одному из выводов обмотки возбуждения тягового электродвигателя, тиристорный прерыватель, анодж подключенный к аноду обратного диода, а катодом — к датчику. тока и контакт. ной сети, первый резистор, одним вы10 водом соединенный с к тодом первого тиристорного ключа, анод которого соединен с анодом второго тирнсторного ключа, катодом подключенный к т3 выводу второго резистора, коммутирующий конденсатор, включенный между катодами тиристорных ключей, контактор и блок управления, вход которого соеЪ динен с выходом датчика тока, а вы20 ходы — с управляющими входами прерывателя тиристоров и контактора Г21.

Недостаток известного устройства заключается в том, что в начальной стадии внешнего короткого замыкания

866677

Формула изобретения ток короткого замыкания протекает только по обмотке якоря электродвигателя, что приводит к быстрому его нарастанию и снижает надежность защиты в целом. 5

Цель изобретения — повышение надежности защиты электродвигателя при коротких замыканиях.

Цель достигается за счет того, что в устройстве один силовой эл ктрод контактора соединен с другим выводом якорной цепи тягового электродвигателя постоянного тока и свобод1 ным выводом первого резистора, а другой силовой электрод контактора соединен с другим выводом обмотки возбуждения тягового электродвигателя постоянного тока и свободным выводом второго резистора.

На фиг. 1 показана схема устройства; на фиг. 2 — разновидность его применительно к управлению двумя электродвигателями.

Устройство содержит электродвигатель с якорной цепью 1 и обмоткой 2 возбуждения, между которыми включен контактор 3. Противоположный вывод якоря соединен с общей точкой .контактной сети через прерыватель 4, а с другим выводом сети через блокирующий диод 5.

ЗО

К выводам коитактора 3 подключены резисторы 6 и 7, первый из которых соединен с противоположным выводом обмотки 2 возбуждения и первым тиристорным ключом 8, а второй — с вторым тиристорным ключом 9. Между катодами тиристорных ключей 8 и 9 включен коммутирующий конденсатор 10. Укрепление контактором 3, прерывателем 4 и тиристорными ключами 8 и 9 осуществляется от блока 11 управления, вход которого соединен с выходом датчика 12 тока, включенного между анодами тиристорных ключей 8 и 9 и общей точкой контактной сети. .Прерыватель 4 и диод 5 рассчитаны на полное напряжение контактной сети, а тиристорные ключи 8 и. 9 низковольтные и рассчитаны на напряжение, в 23 раза превышающее напряжение на об-. мотке возбуждения. Величина резисто- 50 ра 6 в 6-10 раз превосходит величину сопротивления обмотки возбуждения, а резистора 7 составляеТ 0,1-0,7 от указанной величины.

Устройство работает следующим образом.

При высокой скорости двигателя

- нормальном режиме, соответствующем 1 замкнутому состоянию контактора 3, напряжение E двигателя превосходит

1 напряжение контактной сети 0 с. Для включения рекуперативного торможения производят начальное возбуждение двигателя, включая .импульсный прерыватель 4 и ключ 8, При этом ток i двигателя нарастает до максимального значения в контуре 12-8-2-3-1-4, после чего размыкают прерыватель 4. Поскольку Е 7 Ug, то после выключения преоывателя 4 ток продолжает протекать через диод 5.против напряжения источника. Необходимое значение тока стабилизируют путем попеременного включения ключей 8 и 9, обеспечивая при этом ослабление поля двигателя.

В этом режиме ток через диод 5 протекает непрерывно, прерыватель 4 выключен.

По.мере снижения скорости двигателя, когда имеет место E < U «„ переходят на импульсное включение нрерывателя 4 при постоянно включенном ключе 8 и выключенном ключе 9. При .этом ток через диод 5 протекает импульсами.

В случае возникновения короткого замыкания в источнике или в двигателе 1ок двигателя начинает увеличиваться. При этом блок II управления выключает коитактор 3, который им ет собственное время срабатывания

0,005 с. Одновременно блок 11 выключает ключ 8 и включает ключ 9. После этого ток в схеме йротекает по контуру 12, 9, 7, 2, 6, 1. В обмотке возбуждения направление тока меняется, что обеспечивает ускоренное размагничивание двигателя. Благодаря этому предотвращаются последствия коротких замыканий в рекуперативном режиме - круговой огонь, резкий толчок тормозного момента.

Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока в режиме рекуперативного торможения, содержащее блокирующий диод, катодом подключенный к контактной сети, а анодом.- к одякорной вого электродвигателя постояиногр тока, первый тиристорный ключ, анод которого подключен к датчику тока, а катод - к одному из выводов обмотки

86667 возбуждения тягового электродвигателя постоянного тока, тиристорный грерыватель, анодом подключенный к аноду обратного диода, а катодом - к датчику тока и контактной сети, первый резистор, одним выводом соединенный с катодом первого тиристорного ключа, анод которого соединен с аио" дом второго тиристорного ключа, катодом подключенный к выводу второго ре- 1в зистора, коммутирующий конденсатор, включенный между катодом тиристорных ключей, коягактор и блок управления, вход которого соединен с выходом датчика тока, а выходы - с управляющими электродами тиристорного прерывателя, тиристорных ключей и контактора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 7 6 с целью повыше» ия надежности -защнты тягового электродвигателя постоянного тока при коротких зайыканиях, один силовой электрод контактора соединен с другим выводом якорной цепи тягового электродвигателя постоянного тока и свободным выводом первого резистора, а второй силовой электрод контактора соединен с другим выводом обмотки возбуждения тягового электродвигателя постоянного тока и свобод" ным выводом второго резистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l.Àâòîðñaîå свидетельство СССР

У 541693, кл. В 60 L 15-0В, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

9 501905, кл. В 60 1. 3/04, 1976.