Зубчатая передача с параллельными или пересекающимися осями
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ко 86718
Класс 47h, 6
47Ь, 23
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А. В. Скуба
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПАРАЛЛЕЛЪНЫМИ
ИЛИ ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ
Заявлено 25 ноября 1949 г, за Хо 407666 в Гостехнин1 СССР
Опубликовано в «Бголлегене изобретений» М 10 за 1950 г.
Известны зубчатые передачи с параллельными или пересекающимися осями с прямолинейной или кривол11нейной формой профиля зубьев.
В предлагаемом изобретении полюс зацепления передач вынесен так, что активная часть профиля расположена по одну его сторону. 7иния контакта зубьев в процессе зацепления пары располагается у колес с пересекающимися осями по сфере, описанной из точки пересечения осей, а у колес с параллельными осями — в перпендикулярной этим осям плоскости. Зубчатые передачи обеспе1ивают работу при высоких окружных скоростях без смазки. Сокращаются расходы иа
СМаЗКУ, ООЛЕГЧаЕТСЯ i ХОД За ПЕРЕ,1агlСЙ И У;IЛИИЯРТСЯ СРОК ЕЕ СЛУжбы, так как увеличивается стойкость колес против усталостного выкрашивания. Отсутствие треш1я скольжения приводит к увеличению коэффициента полезного дейстьия передачи.
1-1а фиг. 1 rioi< Iaano rio10>1 elllie IIGIITa!IT!Io!I линии па рабочей поBepxiIocTH Kocoro зз оа; lla фиг. 2 — схема качения п скольжения двуx тел вращения; на фиг. 3 — положение контактной лшиш на поВерхпости зуба описываемой псредачи с параллельными осями; ца фиг, 4— та же схема для передачи с пересекающимися осями; па фиг. 5 — схема качения двух цилиндрических роликов; на фиг. 6 — профиль зуба передачи.
У косозубых и шевронных цилш1дрических зубчатых колес, у конических колес с винтовыми зубьями контактная линия А располагается на рабочей поверхности зуба под;1екоторым углом к направле1пио зуба (фиг. 1). Два тела вра1цеиия (ф1;г. 2), образованные одной и той № 86718 же кривой, вращаются при плотном соприкосновении по образующим.
Чистое качение имее> место только в средней плоскости. По обе сторо ны этой плоскости, кроме качения происходит скольжение, вызванное разностью окружных скоростей.
Линия контакта А лежит в плоскости, перпендикулярной осям колес,— для зубчатых колес с параллельными осями (фиг. 3), и па поверхности сферы, описанной из центра пересечения осей, — колес с пересекающимися осями (фиг. 4). При зацеплении колес линия контакта А перемещается в напр глении радиуса сферы или в осевом направлении у колес с параллельными осями. Схему трения в этом случае (фиг. 5) можно сравнить с качением двух цилиндрических роликов.
Винтовые зубья и полюс зацепления зубчатых колес вынесены за пределы наружного диаметра одного из колес. Таким образом, у пары зубчатых колес с одинаковым числом зубьев одно из колес будет иметь наружный диаметр больше, чем другое, а активная часть профилей зуоьев располо>кена по îдпу сторону полюса ".àöåïëåïèÿ.
Контакт между зубьями и торцовом сечении происходит по всему раоочему профилю зуба (фпг. 6). Профиль зуба в торцовом сечении может быть прямолинейным или выполненным по любой кривой. Для выбора замеров п профиля зубьев важна проворачиваемость зуба во впадине сопрягаемого колеса без внедрения профилей.
Прямая 1-8 претставляет касательную к петле удлиненной эпици. клоиды >-4-5, описываемой точкоп 3. Кривая 1-2 является отрезком нормальной эпициклопды любой (пли прямой, или кривой), описан ой точкой 1.
При вращении колес в направлении, указанном стрелками, точка 1, двигаясь по липпп 1-2, г. полюсе зацепления совместится с точкой 2, после чего опи снова разойдутся, а в точке > начнет отставать от точки Зк, так как опп расположепы на разных радиусах от своих осей и вращаются с одинаковыми угловымп скоростями. В результате этого профиль 1-8 отойдет от профиля lr,-дк.
При вращении колес в паправлепии, обратном указаппому стрелками, точка 8 опишет относительно шестерни линию 8-4, т. е. i:е заденет профиля 1к- >к; точк» 1к отойдет or точки 1, а следовательно, профили
1-3 и 1к-Зк и в этом случае разойдутся.
1-1арезапие зубчатых колес с параллельными валами мо>кет производиться почти любым из сушествующих методов зубонарезаппя.
Предмет изобретения
Зубчатая передача с параллельнымп пли пересекающимися осями с прямолинейным пли крпволппеп. ым профилем зубьев, о т л и ч а юша яся тем, что для устрацепия трения сколь>кения, полос зацепления выпесеп так, что «ктивпая часть профиля зубьев располагается по одну сторону полюса и в процессе зацепления пары линия контакта зубьев у колес с пересекающимися осями располагается па сфере, описанной из точки пересечения осей, а у колес с параллельными осями — в плоскости, перпендикулярной осям. № 86718 фы2 3
Фиг 4
Редактор Г. Ф. Корчагина Текред T. П. Курилко Коррсктор Р. T. Келембет
Подп. к псч. 14,,1 — 64 г. Формат бум. 70;;108, Объем 0.26 нзд. л.
Зак. 3517!15 Тираж 200 Цена 5 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва. Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2