Прогрессивная инерционная коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,1(1ь g1)7 77

Класс 47h, 25

63с, 10о!

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г. А. Омельянович

ПРОГРЕССИВНАЯ ИИЕРЦИОНИАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Зи((нлснп 4 т((и(Зин !9!5 г,à,Х() 34)61 .! н Нир(!д! н(и К чин(н(! 33ò тр нн .арT!10ãî !ннинннтпниннн ((.(.Р

Прогрессивп! i(и:ер:;0!i!I» е корооя, передач с i!ìíó i! C3Tnpoi! в ьп(де )(еуравновеп)еипых грузов па сателлит2 i! с муфтои свободного хода для восприятия отрицательных импульсов- — IIHHpc1 èû, Опис! и!Яем25! Коробка передач Отличается 0Т изВестных Tekel, что, с целью обеспечения !Ie1)P ачи значителшгого крутящего момента без пепегрузки двигателя при перево..(e работы корооки на прямую передачу, применены импульсаторы в виде неуравновешенных грузов. располо>кенных на спаренны.;. между собак> сател п(тах, вращающихся в разные стороны посредством зацепления одной из этих шестерен с солнечным колесом, установленным н3 водиле веду(цего вяла. В качестве устройстВЯ для сГ;!яжиВ2пия и) льсяции I(p, T51!öcÃO .(Омента В передаче. В QTличие от известных, применен центрооежпо-инерционны(! я !л хlh лятор =нерп(и, а муфта свободного хода для восприятия отрицательных моментов зыполнена в BHIO подшипника с зк«центричным отверстием H его кол ы,е.

На фиГ. 1 схе)! Ятически показа ((a коробка передач в lipo!01üHÎ(i разрезе; па фиг. 2 — се (ение коробки передач по лпщш .-1 1 па фиг. 1: на (риг. 3 — сечение коробки по линии ББ па фиг. l; на ф)(г. 4 — сечение коробк по липин 1 Б на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение коробя! По ли(иш

ГГ 3 фиг. 1; на фиг. 6 — деталь;Opoc)iiH! переда i.

30 !I;!0 1 ведмщеГО В2.12 несет ocll ся тел.)и1 ОВ с немр2ВИОВешенными грузами 2 и солнечное колесо 8. При работе дьп(гателя II Вращении води l3 1 сателлиты с грузамп 2 центробежно-инерционного;(,;Пух)уг)яТо )3 эперГии уВлeH2!0T 33 сооою соединенные Об)цим i)2, IOм со,()!ечпые ко It с3 1. 1ерез сател.1иты 3 ко;)еса 4 В!)Яп! I!0T В oop3THO. Паllp3H,(енин вeile;I, б, а вместе с пим !i водило 7 импульсатора. Несущее оси спаренпы:: с .-е.)гп)-,o-., с неправ.)овец.eHI!ь:ми гр замп 8, Hi)3(цающ)!. с i в раз¹ 8672 ные стороны (фиг. 3). Одновременно солнечное колесо 3 вращает вокруг своих осей сателлиты с грузами 8. При этом вращение от ведущего к ведомому валу 9 не передается.

Для того, чтобы начать передачу движения, необходимо затянуть тормозную ленту 10 до полной остановки венца 6. Тогда солнечное колесо 4 покатит сателлиты 5 по неподви>кному венцу 6, а оси сателлитов поведут водила ведомого вала 9. Передача от ведущего к ведомому валу 9 будет прп этом происходить только через планетарный ряд, Это соответствует максимальному передаточному отношению корооки, которое может быть выбрано достаточно большим.

Поворотом рычажка 11 вклк>чается муфта 12 свободного хода, допускающая вращение водила 7 только по направлению вращения двигателя. Обратному повороту водила препятствует его замыкание на корпус 18 муфты. После включения тормозная лента 10 отпускается.

По мере уменьшения сопротивления движению ведомого элемента, положительный импульс грузов 8 преодолевает реакцию сопротивления на ве|ще 6 и сообщает ускорение ведомому валу 9 (фиг. 3, 4). Одновременно определенная часть энергии через сателлиты 5 и солнечные колеса 4 передается сателлитам с грузами 2, отклоняя их на некоторый угол.

При отрицательном импульсе, водило 7 останавливается, замыкаясь на корпус 13. Тогда сателлиты с грузами 2 поворачиваются вокруг cROH осей и ускоряют вращение сдвоенного колеса 4, которое в свок> очередь не допускает снижения угловой скорости ведомого вала 9.

Таким образом в момент отрицательного импульса часть энергии двигателя расходуется на ускорение грузов 8. В момент положительного импульса эта энергия сообщает ускорение ведомому элементу, а часгь энергии аккумулируется в грузах 2. При последующем отрицательном импульсе аккумулированная грузами 2 энергия сообщает ускорение ведомому валу 9.

При передаточном отношении, близком к максимальному, основная часть энергии двигателя протекает через планетарный ряд и только незначительная часть энергии проходит через импульсатор. При уменьшении сопротивления движению ведомого элемента протекание энергии через импульсатор увеличивается, одновременно увеличивая и скорость ведомого элемента.

Как только момент сопротивления на выходном валу станет равным или будет меньше крутящего момента двигателя, положительный импульс сообщит ведомому валу 9 угловуlo скорость, равнуlo угловой скорости двигателя. При этом Llpíòðoáå>êíûå силы грузов 8 сблокируют механизм и вся система будет врагцаться как одно целое, передавая крутящий момент двигателя выходному валу (фиг. 3).

Задний ход осуществляется реверсированием муфты свободного хода, при этом тормозом не пользуются. В этом случае муфта допускает вращение водила 7 только в направлении обратном вращению двпгBTc ля. Тогда импульсы грузов 8 сообгцак>т ведомому валу угловую скорость так >ке в направлении, обратном вращени1о двигателя, и одновременно часть энергии передают грузам 2, отклоняя их на некоторый угол в направлении, показанном на фпг. 2. В момент отрицательного импульса, когда водило 7 останогптся, создавая неподвижную опору, сател:шты с грузами 2 повернут сдвоешюе солнечное колесо в направлении, обратном вращению двигателя, и сообщат угловую скорость ведомому элементу.

Нейтральное и рабочее положение муфты определяется положени№ 86727 ем кулачка 14. В нейтральном положении кулачок 14 при помощ!в пальцев 15 фиксирует эксцентричное кольцо 12, обеспечивая зазор между ним и контактными поверхностями иенца 6. При повороте кулачка 14 на

90 подпружиненный толкатель 16 провертывает кольцо 12 в подшипнике 17 до соприкосновения кольца 12 с венцом 6 на участке контактной поверх!!Ости а — б. Венец 6, а вместе с ним и волило 7, вращаясь против на11ра 8 IpнHя стре.lки, ci(o,! ьзя! !!О ко. 1ьц 1- . которое постоянно годжимается пружинкой. причем вращение от импульсатора передается ведомому валу. При стремлении венца повернуться в обратном направлении, он увлекает кольцо 12, которое заклинивается между полшипником 17 и втулкой 18. Реакция зак 11!HIIBBHIIH воспринимается корпусом

l3, который прикреплен болтами к корпусу коробки перелач.

Для осуществления заднего xo;Iа кулачок.14 повертыван>т вокруг своей оси на 180, после чего кольцо 12 соприкасается с венцом с противоположной стороны по повер. ности в — г. В этом случае свободное вращение венца 6 возх!Ожно только по направлеш!ю стрелки, а при стремлении повернуться обратно ои заклинивается на корпус.

При работе корооки на прямой передаче муфта может быть поставлена в нейтральное положение (фиг. 51; при этом кольцо 12 и венец

6 будут разобщены.

Контактные Г10верхности i<2K роликов, так и ОбОЙм полшипни! а муфтыы все время меняются; таким образом вся рабочая поверхность роликов и венца изнашивается равномерно.

Предмет изобретения

1. Прогрессивная инерционная короока передач с импульсатором в виде неуравновешенных грузов на сателлитных шестернях. приводимых во вращение от солнечного колеса, жестко связанного с ведущим валом, с муфтой свободного хода лля восприя.п!я отрицате IbHblx импульсов и с устройством лля сглаживания пульсаций момента, о т л и ч à 1о щ а яс я тем, что, с целью обеспечения передачи значительного крутящего момента без перегрузки двигателя прп переволе работы коробки на прямую передачу, применены импульс поры с неуравновешенными грузами на спаренных между собой сателлитах, вращающихся в разные стороны путем зацепления одного из них с солнечным колесом, установленным на водиле ведущего вала. 2. Форма выполнения прогрессивной коробки Ilepeza«по и. 1, о тл ич а ю щ а я с я тем, что в качестве устройства для сглаживания пульс .— ций крутящего момента на ведех!Ох! валу применен центробежно-инер. циоиш ш аккумулятор энергии, состоя1ции из установленных на водиле ведущего вала сателлитов, вхоляших 13 зацепление с олним из соединенных оощим валом солнечных колес, IIH которых второе является солнечным для планетарной системы на водиле ведомого вала, причем сателлиты имеют эксцентрично распо IorKplillhip на Hllx грузы. устаиавлива!ощиеся при вращении системы релиально в направлении от оси и отклоняющиеся от этого положения ii))II передаче момента HB ведомый вал, запасая при этом часть энергии передаваемого момента лля кох!пенсации разрывов в передаче импульсов на ведомый вал, 3. Форма выполнения прогрессивной коробки передач ио пи. 1 и 2, о т:I и ч а ю щ а я с я тем, что, для реверсирования лействия муфты OI3oболного хода, представля!Ошей собой полшипнпк с эксцентричным отверстием во внутреннем его кольце, применен кулачок с полпружиненным в нем толкателем, возчействующим тангенциально на экспентрич№ 86727 и т ное кольцо в ту или,другу(о сторону, в зависимости от необходимого направления врашения ведомого вала.

guz 3

Рыг t.

Ю Р / !

Puz. 5.

Nuz 5:

Фиг. 4. !

Формат !) и (ОX 108 /)б

T.)0;)æ 220

ЦБТИ при Комитете ио делам изобретений н открытий при Совете Министров СССР

)т1осква, Центр, М Черкасский пер,, д 2/6

Поди к иеиати !5/3 -61

Заказ )1014

Oo ьем 0,34 усл п, л, Цеи;! о кои.

Киржа))скан гииограф)lil отде,)а llçäàòcë).ñòâ и по,шгра(рииеской иромышлс)шости ь гк гll)!i! ðñêî! () области!)! о Управа)ени)! к1. )вт . ры.

Реактор Е. A. Майкапар Тсхрс А, А. Кудрявиикая К<)рректор А. Горшунова