Способ монтажа подшипникового узла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАпИЕ изовггтгния ""®759

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 060979 (2!) 2816757/25-27 (51) М. с присоединением заявки № (23) Приоритет

В 23 Р 11/02

В 25 В 27/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 300981. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 300981 (53) УДК 658. 515 (088.8) (72) Автор изобретения

Э.И.Чернявский (71) Заявитель (5 4 ) СПОСОБ МОНТАЖА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА

Изобретение относится к механосборочным работам, в частности к спосоС ам монтажа подшипни ов на валы.

Известен способ монтажа подшипникового узла путем установки вала в корпус машины, фиксации колец подшипника, установки подшипника на вал и в корпус с последующим снятием фиксации колец $13.

Особую сложность предстанляет монтаж подшипниковых узлов, содержащих вал, на котором yñòàíoâëåí один, а иногда и два самоустананливающихся подшипника (радиальных двухрядных сферических как шарикоподшипника, так и роликоподшипника).

Как известно", самоустанавливающиеся радиальные двухряднЫе сферические как шарикоподшипники, так и роликоподшипники предназначены в основном для восприятия радиальных нагрузок. Они также могут одновременно воспринимать и двустороннюю осевую нагрузку, но незначительного порядка (в пределах 20-25% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки). Отмечено, что, например, радиальные самоустанавливающиеся подшипники могут работать и при чист осевом усилии, однако в этом случае носпринимать нагрузку будет лишь один ряд роликов. Эти данные характеризуют работу подшипника в том положении, когда он установлен

5 в проектное положение.

В процессе запрессонки подшипникового узла с самоустанавливающимся подшипником на подшипник дейстнует чисто осевая нагрузка, достигающая весьма значительных размеров.

Способность подшипника самоустанавливаться, т.е. работать при значительном угле перекоса (2-3 ) оси о внутреннего кольца относительно оси

I5 наружного, является значительным преимуществом подшипника н процессе работы, нс создает затруднения в процессе монтажа подшипникового уэ— ла, так как наружное кольцо совер20 шенно свободно перемещается на роликах или шариках и при вводе подшипникового узла н корпусную деталь необходимо поддерживать нал и направлять наружное кольцо (или, что

25 еще сложнее, - два наружных кольца) н посадочное отверстие.

Таким образом, получается, что подшипниковый узел при наличии одного подшипника имеет две степени

30 .свободы (независимые перемещения

867591 вала и наружного кольца подшипника), при наличии двух подшипников — три степени свободы.

Вследствие этого из-за сложности обеспечения соосности внутреннего кольца подшипника (или вала) и наружного кольца происходит их взаимный перекос и закусывание наружного кольца или обоих колец в начале посадочного отверстия. Под воздействием силового винта вал перемещается вперед, перекос усиливается и при превышении,цзпустимого угла перекоса (2-3 1 исчезает контакт ро. ликов (шариков) с рабочей (сферической) поверхностью дорожки качения наружного кольца. При дальнейшем 15 воздействии на вал силовым винтом происходит серьезное повреждение или поломка подшипника.

Следовательно, известный способ является сложным ввиду специфики са- щ моустанавливающихся подшипников и ненадежным, так как не исключает повреждения последних.

Цель изобретения — повышение надежности соединения, снижение усилия запрессовки и повышение производительности.

Поставленная цель достигается тем„ что в способе монтажа подшипникового узла путем установки вала в корпус машины, фиксации колец подшип- ЗО ника, установки подшипника на вал и в корпус с последующим снятием

Фиксации колец, подшипник устанавливают На вал перед 3апрессовкой его в корпус, а фиксацию колец подшипника осуществляют относительно в ала.

На фиг. 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ, общий вид; на фиг. 2 — Фиксация ко- 4О лец относительно вала; на фиг. 3 то же, вид Б на фиг. 2.

Способ монтажа подшипникового узла осуществляется следующим образом.

На коргусную деталь 1, в которую необходимо запрессовать подшипни;..ов".-и узел, включающий вал 2 и тугонасаженный на вал самоустанавливающи::ся подшипник 3, устанавливают детали приспособления для прессовки. шпильки 4 и втулки 5. Далее подготавливают к запрессовке предварительно собранный подшипниковый узел, для чего фиксируют наружное кольцо б подшипника 3 относительно вала 2, например, установив гайку 7 на резь- 55 бовой элемент 8 вала 2, обычно служащий для установки штатной гайки, препятствующей осевому перемещению подшипника 3 на валу 2 и обычно фиксирующей внутреннее кольцо 9 подшип- О ника 3. Э случае необходимости гайка 7 может быть законтрагаена, например, с помощью штатной гайки.

После подготовки подшипникового узла к запрессовке вал 2 вводят в корпусную деталь 1 таким образом, чтобы подшипник 3 немного не дошел до посадочного отверстия в детали 1, далее поддерживая подшипниковый узел, заканчивают сборку приспособления для запрессовки, для чего на втулки 5 10 и закрепляют ее с помощью гаек 11.

В центральное реэьбовое отверстие планки 10 вворачивают силовой винт

12 до упора в торцовую поверхность вала 2 непосредственно или через шарик 13. Осторожно поддерживая вал 2, продвигают его вперед так, чтобы подшипник вплотную приблизился к посадочному отверстию, поджимают подшипник 3 силовым винтом 12, проверяют соосность подшипника 3 и посадочного отверстия„ проводя в случае необходимости центровку подшипника 3 путем перемещения вала 2 в горизонтальной или вертикальной плоскости. В связи с жесткой фиксацией наружного кольца б относи- ельно вала 2 обеспечивается четкал взаимосвязь перемещения вала с положением наружного кольца подшипника и соответственно возможность его центровки.

Затем, вращая винт 12, например, с помощью рукоятки, вставленной в отверстие на его головке, эапрессовывают подшипник 3 в посадочное гнер— до до упора в буртик последнего.

После этого детали приспособления для запрессовки разбирают и снимают

его c корпусной детали 1.

Проверив положение подшипникового узла в корпусной детали, снимают контргайку (если она устанавливалась) и гайку 7, а взамен их устанавливают штатную гайку, предварительно установив, наприм р, шайбу с усиками один иэ которых отгибают, чтобы предотвратить самопроизвольное отвинчивание штатной гайки.

При изготовлении гайки 7 (фиг.2) необходимо произвести нарезку резьбы 14 для навертывания на вал и проточку поверхности А за одну установку, чтобы обеспечить точность фиксации наружного кольца относительно вала.

Если подшипниковый узел входит далеко вглубь корпусной детали 1, то для отвинчивания и эавинчивания этих гаек применяют ключ в виде длинной трубы, одеваемой на вал 2 иснабженной выступами, которые входят в пазы 15 (фиг.3) гайки 7 или аналогичные пазы штатной гайки.

Фиксацию наружного кольца можно осуществлять также с помощью других устройств, например, если вал не имеет резьбового элемента, то фиксирующий элемент может быть установлен на шпонке, обычно служащей для крепления маховика, т.е. это зависит от конструктивных особенностей вала.

867591

При применении предлагаемого спо. соба шарики (ролики) и поверхность дорожки качения полностью разгружаются от значительного осевого усилия, создаваемого запрессовывающим приспособлением, зто усилие передается на опорную поверхность фиксирующего злел энта, что исключает повреждение подшипников и повышает надежность процесса монтажа.

Ограничение узла одной степенью свободы по сравнению с двумя или тремя при прежнем способе упрощает процесс монтажа подшипникового узла, а слесарь-сборщик может учитывать тонкости самоустанавливающихся подшипников, что позволяет производить эту операцию рабочими более низкой квалификации.

ФормуЛа изобретения

Способ монтажа подшипникового узла путем установки вала в корпус машины, фиксации колец подшипника, установки подшипника на вал и в корпус с последующим снятием фиксации колец, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности соединения, снижения усилия запрессовки и повышения производительности, подшипник устанавливают на вал 0 перед загрессовкой его в корпус, а фиксацию колец подшипника осуществляют относительно вала.

Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе

15 1. Сборник рационализаторских предложений и изобретений, внедренных в производство. ЦНИИчермет, 1972, Р 3, с. 48-49.

Составитель И. Басова

Техред Л, Пекарь Корректор Г. Огар

Редак".. vp H . .Кешеля

Заказ 8178/13 Тираж 1" 51 Подпис ное

БНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4