Мотор-колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К, МЖУОРфКОММ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз CoBovcKNx

Социалмстиче саик

Ряифблни (и 867766 (б! ) Дополммтельное«к авт. свмд-ву (Б! )М. Кл.

В (22)Заявлено 14.01.80 (21) 2869576/27-11 с присоединением заявкм 1те— (23) П риоритет "

В 60 К 7/00

Гаауларстаааеые комитет

СОВР вю делам «еебретене1 я еткрмтнй

Опубликовано 30.09.81, Ввллетеиь .!ее 36

Дата оопублнкования описания 30.09,81 (5З) ДК 629, 113-, -578/587 (088.8) (1

1 (72) Автор изобретения

Л.И.Ивачев (71) Заявитель (54j ИОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к мотор колесным движителям транспортных машйи, преимущественно легковЫх и грузо-. вых автомобилей.

Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее неподФйа но установленный приводной двигат@тть, многопоточный планетарный редуктор ° солнечная шестерня которого связана с валом упомянутого двигателя,ко10 ронная шестерня — со ступицей колеса траттспортного средства, а первая и вторая сателлитныв шестерни связаны соответственно с солнечной и коронной шестернями планетарного редуктора.

1$ причем вторая сателлитная шестерня закреплена на сателлитной оси

Недостатком этого изобретения является то, что в такой зубчатой передаче с несколькими промежуточными шестернями не обеспечивается равномерное распределение нагрузки между потоками, ввиду неизбежных ошибок (отклонений) изготовления и наличия статической неопределимости системы.

Статическая неопределимость системы объясняется тем, что каждая из промежуточных шестерен одним зубчатым венцом соединена с общей солнечной шестерней с наружными зубьями,другим зубчатым венцом — с общей коронной шестерней с внутренними зубьями, кроме того, каждая иэ промежуточных шестерен закреплена на подшипниках в общем корпусе-носителе. В результате этого возникает столько замкнутых систем, сколько имеется промежуточных шестерен, а ввиду того,что размерные цепи этих замкнутых систем даже при изготовлении деталей на высокоточных станках имеют неизбежные отклонения от номинальных размеров (такие, как неравномерное расположении промежуточных шестерен в корпусе Ilo окружности, взаимное смещение по окружности зубьев одного венца промежуточных шестерен по отношению к зубьям другого венца, биения

867706 4 зубчатых венцов промежуточных шестерен, (разношагость зубьев), происходит неравномерное распределение нагрузки между промежуточныии шестер. нями и в передаче усилий (контакте) участвует только одна или часть промежуточных шестерен, . В связи с этии уменьшается нагрузочная способность передачи и надежность, повышаются требования к точности изготовления и, как следствие, увеличивается трудоемкость и стоимость, Цель изобретения — повышение долговечности.

Поставленная цель достигается.тем, что мотор-колесо снабжено установленной на сателлитной оси. втулкой с фланцем с одной стороны и упором с другой, между которыми установлена посредствои.шлицев вторая сателлнтная шестерня, а первая сателлитная шестерня расположена между второй сателлитной шестерней и фланцем втулки н выполнена в виде двух зубчатых дисков, свободно установленных на упомянутой втулке и подпружиненных относительно друг друга для прижатия их торцовых поверхностей соответственно к торцовым поверхностям второй сателлитной шестерни и фпанца втулку.

На фиг.1 показано мотор-колесо транспортного средства, например электромобиля, продольный разрез; на фиг.2 — разерз А-А на фиг.l; на фиг. 3 - блок промежуточных щестерен мйогопоточной зубчатой передачи редуктора, продольный разрез.

Мотор-колесо содержит приводной электродвигатель 1, колесо 2, вал 3 со ступицей 4 колеса, корпус-носитель

5 с крышкой-кронштейном 6, зубчатую многопоточную передачу 7 н защитный кожух 8 °

Приводной электродвигатель 1 состоит из статора 9, закрепленного в корпусе-носителе 5, и торцового ротора 10, соединенного с солнечной пустотелой шестерней ll с наружными зубьями, Зубчатая многопоточная передача

7 содержит блоки сателлитных шестерен

12, установленные через оси 13 на подшипниках 14 в корпусе-носителе 5 и коронную шестерню 15 с внутренними зубьями. Количество блоков сателлитных шестерен 12 (потоков передачи мощности), расположенных по окружности, может быть 2 и более, в зависимости от передаточного отношения и условий соседства блоков сателлитных шестерен в корпусе-носителе, а также в зависимости от передаваемой мощности.

Каждый блок сателлитных шестерен

12 состоит из ведущего и ведомого зубчатых венцов 16 и 17 соответственно зацепляющихся с шестернями

45 устанавливают набор деталей, состоящий из ведущих. зубчатых дисков 19 с пружинаии 20 и прокладкаэы 21 скольжения и ведомого зубчатого венца 17.

Этот набор деталей за счет деформации пружин 20 сжимают в осевом направлении настолько, чтобы кольцевой паз на втулке 18 был по всей ширине открыт для свободной установки в него полуколец 22, ПоСле установки

55 полуколец 22 в паз втулки 18, набор детапей освобождают от сжатия и ведоиай зубчатый венец 17 под действием пружин 20 своей внутренней торцовой проточкой надвигают на наружный диаметр полуколец 22, тем самым предотвращают выпадение полуколец 22 из лаза втулки 18 и осуществляют фиксацию и . осевом направлении всего набора

11 н 15, и соединительной втулки 18.

1р Каждый из ведущих зубчатых венцов

16 свободно установлен на втулке

18 и состоит из двух зубчатых дисков

19 с круговыи пространством,в которои установлены пружины 20 сжатия,распирающие зубчатые диски 19 наружными торцами через прокпадки 21 скольжения, контактирующие соответственно с торб цои ведомого зубчатого венца 17 и торцом соединительной втулки 18, По конструкции пружины 20 сжатия в блоках промежуточных шестерен 12 могут быть тарельчатыии цилиндрическими, виитовымн н другиии, могут располагаться концентрично оси блока или по окружности вокруг оси блока. Ведомой зуочатый венец 17 установлен на соединительной втулке 18 через шлицы и фиксируется в осевом направлении в одну сторойу с помощью двух полуколец 22, входящих внутренней цилиндрической, поверхностью в кольцевой паз втулки 18 и ограничивающих« . ся от выпадения в радиальном направлении внутренней поверхностью тор" цовой проточки ведомого зубчатого венца 17. Каждый из блоков сателлитных шестерен 12 собирают отдельно, вне передачи. Сборка осуществляется в следующей последовательности.

На наружную поверхность втулки 18

67706

S !

1S

5 .8 деталей блока сателлитных шестерен.

Собранный блок сателлитных шестерен

12 устанавливают на оси 13 и подшипниках 14 в корпусе-носителе 5. Вап

3 колеса с закрепленной нд нем коронной шестерней 15 проходит внутри солнечной шестерни ll н установлен на подшипниках 23 и 24, из которых подшипник 23 закреплен на консольном диске корпуса-носителя 5, а подшипник 25 — в крышке-кронштейне 6.Солнечная пустотелая шестерня I! с ротором 10 двигателя установлены иа двух подшииниках 25 в корпусе-носите" ле 5 ° Зубчатая многопоточная пере— дача 7 закрыта (изолирована от внешней среды) защитным кожухом 8.

Все внутреннее пространство мотор-колеса разделено на две изолированные уплотнениями. 26 нолоетн-сухую и масляную. В сухой полости расположен ротор и рабочие поверхности электродвигателя г тормоз 27,в мас-. ляной — все зубчатые зацепления и . все подшипники. Тормоз может быть барабанным или дисковым. Тормозной диск или барабан может быть соединен с одной из центральных шестерен зубчатой передачи или со ступицей колеса.

Работа мотор-колеса транспортного средства осуществляется следующим образом.

Вращение и крутящий момент от ротора 10 двигателя через солнечную шестерню 11 передаются ведущим зубчатым венцам 16,,далее - ведаем зубчатым венцам !7 блоков сателлитс» ных шестерен 12 и зацепляющейся с ними коронной шестерне 15, с которой соединены вал 3. со ступицей 4 и колесо 2, Крутящий момент в. блоках сателлитных шестерен 12 передается от двух ведущих зубчатых дисков !9 через их торцовые поверхности, прокладки 21 скольжения, с одной стороны на ведомый зубчатый венец !7 à с другой - на.торцовые:. поверхности соединительной, втулки 18 и далее через шпицы на ведойай зубчатый ве-, нец. 17. Таким образом, передача мощ-. ности от одной солнечной шестерни.

11 передается шестью потоками (шестью ведущими зубчатыми дисками 19), которые, попарно объединяясь с двух ведущих зубчатых дисков 19 на один ведоиий зубчатый венец 17, образуют три потока (три ведомых зубчатых венца

I.7), объединяницихся снова в один поток на коронной шестерне 15.

Ввиду того, что ведушие и ведомые зубчатые венцы 16 и 17 блоков сател" лнтных шестерен соединены между собой через поверхности скольжения (прокладки 21) скольжения, осуществляется самоустановка этих зубчатых венцов по окружности, компенсация ошибок изготовления и одновременно обеспе« чивается равномерное распределение нагрузки между блоками промежуточных шестерен 12 и их зубчатыми венцами !6 и 17, Если крутящий момент превышает крутящий момент между поверхностями скольжения зубчатых венцов 16 и 17 блоков сателлитных шестерен

12,осуществляется последовательный поворот зубчатых венцов 16 и 17 и блоков сатлеллитных шестерен 12,пока все они одновременно не вступят в работу, н только при достижении .допустимого ..крутящего момента про)л изойдет проскальзывание (по прскладкам 21) передачи в целом, бла годаря чему каждый зубчатый венец

16 и 17, каждый блок сателлитных шестерен !2, вся многопоточная передача 7, приводной двигатель l и все другие силовые детали мотор-колеса предохраняются от перегрузок и поломок» .

Ввцду наличия эффективных компенсаторов погрешностей в зубчатой многопоточной передаче мотор-колеса и в виде поверхностей скольжения между зубчатыьж венцами сателлитнмх шесте"

-рен, обеспечивается равномерное рас-. пределение нагрузки между потоками, повышается нагруэочная способность н надежность при эксплуатации, уменьшаются требования к точности изготовления и упрощается производство, а также обеспечивается предохранение всех деталей и узлов мотор-колеса от перегрузок и поломок.

Формула изобретения!

Мотор-колесо транспортного средства, содержащее неподвижно установленный ° приводной двигатель, многопоточный планетарный редуктор, солнечная шес-. терня которого связана с валам упомянутого двигателя, коронная шестернясо ступицей .колеса транспортного средства, а первая и вторая сателлитные шестерни связаны соответственно с солнечной и коронной шестернями планетарного редуктора, причем вторая

Источники информации, 10 пи р нятые во внимание при экспертизе

Патент Великобритании

111 1499980, кл. В 7 Н, 1978 (прототип).

867706 . 8 сателлитная шесте ня за р креплена на дисков, свободно установленных на сателлитной оси о т л л и ч а ю щ е е - упомянутой втулке и подпружиненным с я тем, что с елью о ц и вышения,относительно друг друга для прижатия долговечности оно с

1 набжено установ- их торцовых поверхностей соответленной на сателлитной оси вт втулкои ственно к торцовым поверхностям втос 4ланцем с одной сто о р ны и упором рои сателлитной шестерни и фланца с другой ° между которыми установле- втулки, на посредством шлицев вторая сателлитная шестерня, а первая сателлит" ная шестерня расположена между второй сателлитной шестерней и фланцем втулки и выполнена в виде зубчатык