Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
В. И. Праш к.(72) Авторы изобретения
- 1
М.Ф. Колпакчи, А.М. Варлыгин, В. Н„ -Коляда и
j м (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЪН}МК
ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для кднуро ля исправности сигнальных ламп, .в частности ламп указателей поворбта . автомобилей.
Известно устройство контроля исп равности сигнальныХ ламп транспор1"ных средств, содержащее датчик тока, выполненный на трансформаторе, одна из обмоток которого включена йоследовательно с прерывателем в. цепь питания сигнальной лампы, вторая с68динена с генератором импульсов, а третья — с индикаторным прибором (Г).
Недостатком известного устройства является то, что для его работы требуется наличие генератора импульсов»
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности . и достигаемому результату является устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства, содержащее датчик тока, выполненный
2 на трансформаторе, первичная обмотка которого включена последовательно с контактами прерывателя в цепь питания сигнальных ламп, а вторичная одним из выводов соединена с конденсатором, а другим — c анодом диода, тиристор и контрольную лампу, включенную между положительной шиной источника питания и анодом тиристора, управляющий электрод которого соево динен с одним нз выводов нагрузоч.ного резистора, другой вывод которо.— . го соединен с отрицательной шиной источника питания (2 j.
Недостатком указанного устройства является то, что с его помощью контроль исправности ламп не может быть осуществлен, если число одновременно подключаемых ламп нечетно (наличие у автомобиля прицепа или бокового. повторителя),: включаемые лампы обладают различным сопротивлением,а так— же,если все лампы подключаются по однопроводной схеме.
86772
40
Кроме того, в известном решении контроль осуществляется в момент включения холодных ламп, т.е. когда-через них протекают пусковые токи, превьнпающие рабочие в 3-6 раз, 2 при этом разность пусковых токов для различных пар ламп колеблется в пределах, превьнпающнх величину рабочего тока, что делает работу схемы контроля ненадежной. 1О
Цель изобретения вЂ,повьпнение надежности контроля.
Указанная цель достигается теи, что устройство снабжено соеднненныии последовательно между собой и парал . лельио с контактами прерывателя допол нительными конденсаторам и диодом, общая точка которых соединена с катодом тиристора, и дополнительным резистором, включенным между вторим выводом вторичной обмотки трансформатора и контакгами прерывателя, причем первый конденсатор соединен параллельно с нагрузочным резистором, первый .вывод которого соединен с катодом первого диода.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства.
Устройство содержит включений в цепь питания сигнальных ламп I""4 последовательно с переключателем 5 трансформатор 6 с обмотками 7 и 8, являющийся датчиком тока, диоды 9 и 10 контакты 11 прерывателя, конденсаторы 12 и 13, резисторы 14 и
15, тиристор 16 и контрольную лампу !7.
Лампы 1-4 одним выводом соединены с Отрицательной шиной источника питания - Е1,, а вторыи — через переключатель 5 с одним из выводов обмотки 7 трансформатора 6, второй вывод обмотки 7 соединен через контакты 11 прерывателя с положительной шиной источника питания + 5,и и через диод 9 — с конденсатором 12 и катодом тиристора 16. Вторичная обмотка 8 трансформатора 6 одним выводом подключена к отрицательной шине источника питания, а вторым выводом - через резистор 14 к кон-! тактам 11 прерывателя, через диод !
О - к управляющему электроду тиристора 16, который через нагрузочный резистор 15 и конденсатор 13, соединенные параллельно, подключен к отрицательной шине источника пита3 4 ния. Анод тиристора 16 через лампу
17 соединен с положительной шиной источника питания, В среднем положении переключателя 5 лампы 1 и 2, 3 и 4 отключены от источника питания, контакты 11 прерывателя прн этом разомкнуты, тиристор 16 выключен, лампа 17 отключена.
Устройство работает следующим образом.
Лампы I и 2 или 3 н 4 включены переключателем 5 и замкнутыми контактами 11 переключателя; замкнутыми контактаии 11 зашунтированы диод
9, тиристор 16, лампа 17 и конден сатор l2 и исключается ложное срабатывание устройства контроля от пусковых токов холодных ламп и внешних полей в период горения ламп.
При разиыкании контактов 11 прерывателя происходит заряд конденсатора 12 через диод 9, переключатель
5 и лампы 1 и 2 или 3 и 41 ток заряда конденсатора протекает через обмотку 7 трансформатора, изменяет ре-. зультирующий магнитный поток в сердечнике, вызывает в обмотке 8 импульс напряжения, амплитуда и полярность которого определяется эквивалентным сопротивлением включенных ламп и опорным уровнем, задаваемым резистором 14.
Импульс напряжения заданной полярности выделяется диодом 10 и подается на управляющий электрод тиристора 16, контролирующий амплитуду импульса. Если эквивалентное сопротивление контролируемых ламп,а, следовательно, и амплитуда импульса соответствует заданным, то происходит включение тиристора 16 и лампы 17.
При неисправности одной и более сигнальных ламп амплитуда импульса не-, достаточна для включения тиристора
l6 и лампы 17. Контроль неисправности ламп транспортного средства происходит при размыкании контактов 11 прерывателя, т,е. контролируются ранее включенные лампы, что повьппает надежность работы и помехоустойчивость схема контроля.
Положительный эффект, достигаемый с помощью предлагаемого устройства, заключается в том, что уст.ройство позволяет контролировать
О вкхпочаемое по однопроводной. и двухпроводной схеме четное и нечетное количество параллельно соединенных ламп; контроль исправности ламп
: 867723 осуществляется в момент отключения ранее включенных ламп, при этом устраняется влияние пусковых токов холодных ламп и уменьшается влияние разброса рабочих токов ламп, что повышает надежность н помехоустойчивость схемы контроля.
Устройство может найти применение на любых видах транспорта, а также в любых системах, где,необходимо контролировать исправность периодически подключаемых нагрузок.
Формула изобретения
Устройство контроля. исправности )S сигнальных ламп транспортного сред ства, содержащее датчик тока, вы-. полненный на трансформаторе, первичная обмотка которого включена пос-. ледовательно с контактами прерывате- 20 ля .в цепь питания сигнальных ламп,. а вторичная одним из выводов соеди- нена с конденсатором, другим - с анодом диода, тиристор и контрольную. лампу, включенную между положительной zs шиной источника питания и анодом тиристора, управляющий электрод которого соединен с одним из выводов нагрузочного резистора, другой вывод которого соединен с отрицательной и5)ной источника питания, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности контроля, оно снабжено соединенными последовательно между собой и параллельно с контактами прерывателя дополнительными конденсатором и диодом, общая точка которых соединена с катодом тиристора, и до" полни)ельиым резистором, включениям между вторым выводом вторичной обмот-. ки трансформатора и контактами прерывателя, причем первый конденсаторк соединен параллельно с нагрузочным резистором, первый вывод которого соединен с катодом первого диода.
Источники информации, принятые во внимание лри экспертизе
Заявка Франции И 2274 кл. G 08 В 5/36 (В 60 Й )/04) от
) 3.02 ° 16.
2. Натент США )) 3532928, кл. 3)5-83 ° 6 ° )0.70 (прототип) .
867723
+En
Составитель Л. Цобаи
Редактор А. Власенко Техред Т.Иаточка Корректор С. Щомак, Зака з 8)95 20 . Тираа 35 Подписное
ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и* открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауйская иаб„ д ° 4/5
Филиал ППП Патент ; г. Ужгород, ул, Проект