Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
б
М. Ф. Колпакчи, А. М. Варлыгин и В, Р; Прашек (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ЛАМП
УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО CPEQCTBA
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство, для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного cpeacma,. содержащее датчик тока, выполненный иа трансформаторе, первичнаи обмотка которого включена последовательно g контаитами рерывателя и иереключате лам указатели поворота в пень нита ния сигнальных ламп, тнрнстор, индика тарную лампу, включенную в аиодыую цепь тиристора, управляточгий,электрод которога соединен е одним иэ выв<щов соединенных параллелъио резистора и кон дейсатора„ другие выводы которьп соеди иены с одним нз выводов вторичной об мотки трансформатора, и конденсатор, соединениьгй параллельно с контактами лрарывателя (2 ), Известно устройство . контроля .исправности ламп указателей поворота транспортного средства, содержащее резистор, используемый в качестве дат чика тока потребления сигналъиых дамка ® пороговую схему на транзисторах, лампй изшжеиим иалревнасти (нвиспреностиф).
Изобретение относится к транспортной, технике и может быть использовано для контроля ламп указателей поворота авто-.. мобилей и других транспортных средств.
Недостатками етого устройства явди ются ннакан чадежность, что связан@ с выделением мощности иа реэистерейат . чике, включенном поедедователъио е сиг . напъными лампами, недопустимо sac. растающей при коротком замьптании Ф ие пи ламп указателей поворота, длохай помехоустойчивость, связаинаи с тем, что прн включении толька одной сщ налъной лампы, выброс иапрямении на . резисторе-датчике может имета ведищД, ну, достаточную для отпирания траиI зистора схемы контроля, что приведет к вспь|хиванию контрольной лампы., 867725
1о
Ф го
5о
Известное устройство rea e обладает .Недостаточно высокими надежно стью и помехоустойчивостью.
Бель изобретения - повышение надежности и помехоустойчивости устройства.
Укаэанная пель достигается тем, что устройство снабжено дополнительным датчиком тока, выполненным на трансформаторе с первичной обмоткой, включенной аналогично первичной обморке первого трансформаторе, и схемой совпадения, выполненной на. последоватещ но соединенных транзисторах, вход ная цепь каждого из которых подклю чена через резистор ко вторичной об.мотке соответствующего трансформатора причем выход схемы совпадения соединен с управляющим электродом тиристора, катод которого соединен со.. вторы.ми выводами соединенных параллельно резистора и контенсатора и с точкой соединения контактов прерывателя и не фс.ключателя указателя поворота, На чертеже привецена принципиальная электрическая схема устройства контроля. исправности ламп указателей по ворота транспортного средства: .
Устройство содержит датчики тока, выполненные на трансформаторах, сос тоящих из ферритовых колец 1 и 2, и обмоток 3 и 4, схему совпадении на транзисторах S и 6, тиристор 7, переключателя 8 и 9, предназначенные . для закорачивания резисторов 10 и ll nepe кчю:"тсль 12 указателя поворота контак ты 13 реле прерывателя, конденсаторы
14-17 резисторы 18-2 1, индикаторную лампу йакалива ия 22. Функции первич» ных обмоток трансформаторов выполняют проводники 23 и 24, соединяющие сигнальные лампы накаливания 25-28 с ис» точняком питания. Лампы накаливания
25-28 одним выводом присоединены к отрицательной шине источника нитания, вторыми выводами .лампы 25 и
28 через .резисторы 10 и 11 или пе» реключатели 8 и 9 нрисоедиияются че1рез соответствующие ферритовые кольца 1 и 2 к соответствующим контактам переключателя 12 указателя поворота, вторые выводы ламп 26 и 27 тоже присоединяются через соответствующие ферритовые кольца l и 2 к соответствую щим контактам переключателя 12, . nepeai лючано ель 12 соединен через контапм
l3 реле прерывателя и конденсатора 14 с положительной шиной источника пита4о
4 ния, обмсiгка 3 ферритового кольца 1 одним выводом подключена и эмиттеру транзистора 6, вторым выводом через резистор 19 к базе транзистора 6, между базой и эмиттером которого включен конденсатор 16, обмотка 4 ферритового кольца 2 одним выводом подключена к катоду тиристора 7, а. вторым выводом через резистор 18 - к базе транзистора 5, эмиттер которого подключен к управляющему электроду тиристора 7, между базой транзистора 5 и катодом тиристора 7 включен конденсатор 15, коллектор транзистора 5 соединен с эмиттером транзистора 6, коллектор которого через резистор 20 подключен к положи» тельной шине источника питания, катод тиристора 7. подключен к соответствующему контакту 13 реле прерывателя, а анод тиристора 7 через лампу 22 соединен с положительной шиной источника питания.
Устройство работает следующим образом.
В среднем положении переключателя 12 лампы 25 и 26 или 27 и 28 указателей поворота отключены от источника питания, контакты 13 реле прерывателя при этом разомкнуты, тиристор 7 выключен, лампа 22 отключена..
В любом из . крайних положений переключателя 12 и при замыкании . кон-. тактов 13 реле нре1 ывателя происходит включение сигнальных ламп 25 и
26 или 27 и 28, причем лампы 25 или 28 могут быть включены последовательно с резисторами - 10 и 11, при разомкнутых переключателях 8 и 9.
В этот момент времени .замкнутые контакты 13 реле прерывателя шунтируют конденсатор 14, транзисторы 5 и 6, с резистором 20, и тирис тор 7 с лампой 22, т.е. скема индикации не работает. При раэмыкании коитаи тов 13 реле . прерывателя происходит заряд конденсатора 14 через переключатель 12 и сигнальные лампы 25 и 26 или 27 и 28 ток заряда конденсатора .
14 вызывает импульсы напряжения иа обмотках 3 и 4 (при двух исп раиных лампах 25 и 26 или 27 и 28), которые подаются к базам транзисторов 6 и 5 схемы совладения через резисторы 19 и 18-. соответственно, отк« рывают их, импульс с выхода схемы сов-,, падения поступает на управляюший элект,род тиристора 7 и открывает его, при этом лампа 22 загорается.
5 86 !
Если 0j .÷ÿ из двух сигнальнь(х л<1мп неисправна, то на один и;з транзисторов
Б или 6 схемы совладения не подается отпираюший импульс, при этом на выходе схемы совладения импульс будет отсутсгвовать, тиристор 7 не включае ся и лампа 22 не загорается.
Ф ормула изобретения . Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства, содержашее датчик тока, выполненный на трансформаторе, первичная обмотка которого включена последо вательно с контактами прерывателя и переключателем указателя поворота в цепь питания сигнальных ламп, тиристсф, индикаторную лампу, включен- го ную в анодную .цепь тиристора, управлякщий электрод которого соединен с одним из выводов соединенных параллель но резистора и. кондейсатора, другие выводы которых соединены с одним из 25 выводов вторичной обмотки трансформатора, и конденсатор, соединенный па-. раллельно с контактами прерыва .теля, о т л и ч à ю ш .e e c! я тем, что, с целью повышения надежности и помехоустойчивости, оно снабжено дополнительным датчиком тока, выполненным на трансформаторе с первичной обмсткой, включенной аналогично первичной обмотке первого трансформатора, и схемой совпадения, выполненной на последовательно соединенных транзисторах, входная цепь каждого из которых подключена через резистор ко втор| .чной
Ф обмотке соответствуюшего трансформато»
pat причем выход схемы совпадения сое». динен с управляющим электродом и ти ристора, катод которого соединен со вторыми выводами соединенных па.- р ллель о резистора и конденсатора и с точкой соединения. контактов прерывателя и переключателя указателя повоота.
Р
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании
% 1351397, кл,04, Н, 24.04.74.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Л 2466075/1) от 24.03,77, кл, В 609 11/00, Н 05 В 37/03 (прототип), ВНИИПИ Заказ 8195
Тираж 735 Подписное
Филиал ППП Патент», г.Ужгород, уп. Проектная,4