Транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.Ленинградский ордена Ленина полнтехническйй :: / институт им. И.И. Калинина / (7!) Заявмтель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к транс- . портному. машиностроению, а именно к транспортным стредствам, преимущественно грузовым прицепам и мос-, тоукладчикам.

Известно транспортное средство, содержащее кузов, ходовую часть и расположенные над ней, в задней части кузова, защитные крылья П-образной формы в продольном сечении, причем каждое защитное крыло связано с кузовом посредством шарнирного соединения и силового привода их подъема, Передний, верхний и средний листы защитного крыла связаны между собой горизонтальными шарнирами. Ходовая

1$ часть представляет собой колеса, расходящиеся в стороны посредством силового привода. В режиме погрузка-разгрузка защитные крылья служат трапаИ.

Наиболее близким к предлагаемому .является транспортное средство, содержащее кузов, ходовую часть и расположенные над ней по бортам кузова защитные крылья Г-образной формы в поперечном сечении и П-образной в продольном сечении, причем каждое за-щитное крыло связано с кузовом посредством шарнирного соединения и разэ емного фиксирующего элемента, а продольное ребро защитного крыла выполнено прилегающим к боковому борту кузова 21., Путем образования дополнительного грузового объема над кузовом повышается удобство эксплуатации.

К недостатку известного.транспортного средства относится то, что, войервых, невозможно образовать достаточно большой объем дополнительного грузового отделения над кузовом(всле« ,дствие зависимости величины объема от высоты:продольного ребра защитного крыла, которая, в свою очередь, ограничена расстоянием между шарниром и ходовой частью), и, во-вторых, без дополнительных устройств невоэ3 86 можна мостовая связь между кузовом и рельефом местности, а также между опорными точками на местности, разделенными препятствием. Таким образом, известное транспортное средство обладает ограниченными функциональными возможностями.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увели- . чения объема дополнительного грузового отделения и обеспечения возможности связи между кузовом и рельефом местности посредством использования защитных крыльев в качестве трапа.

Поставленная цель достигается тем, что кузов связан посредством шарнирного соединения с задним листом защитного крыла, ось шарнира расположена вертикально, а передний лист защитного крыла связан с кузовом разъемным фиксирующим элементом, при этом верхний и задний листы защитного крыла связаны между собой горизонтальным шарниром. а

С целью обеспечения воэможности мостовой связи между опорными точками на местности, разделенными препятствием, шарнирное соединение заднего листа защитного крыла с кузовом выполнено разъемным.

С целью расширения зоны действия трапа разъемный фиксирующий элемент выполнен в виде шарнира с вертикальной осью.

С целью увеличения устойчивости и поперечной жесткости трапа, образованного двумя отведенными назад до упора защитными крыльями, в оси горизонтального шарнира предусмотрено продольное сквозное отверстие под жесткий стержень, длина которого не меньше ширины кузова.

Кроме того, нижняя .кромка, по меньшей мере, одного листа защитного крыла выполнена с пилообразными заострениями для взаимодействия с грунтом, а на внутренней поверхности заднего листа защитного крыла предусмотрены шипы, По меньшей мере, одна плоскость верхнего листа защитного крыла снаб жена поперечными выступами, равноотстоящими друг от друга.

Верхний лист защитного крыла выполнен с продольной отбортовкой в сторону от ходовой части.

С целью облегчения погрузки-разгрузки длинномерных грузов (со стороны боковых бортов) разъем выпол7757 4

I0

45 Э

) нен в средней части защитного крыла, а фиксирующий элемент установлен в месте разъема.

На фиг. l показано транспортное средство, внд сбоку, при положении защитных крыльев над ходовой частью;, на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — шарнирные соединения; на фиг. 4 — пример конструктивного выполнения фиксирующего элемента; на фиг. 5 — транспортное средство, вид сзади, при кормовом положении трапа, на фиг. 6 — пример конструктивного выполнения защитного крыла с пилообразными заострениями; на фиг. 7— то же, с шипами; на фиг. 8 — один иэ рекомендуемых вариантов выполнения защитного крыла, поперечное сечение (разрез А-А на..фиг. 2); на фиг. 9— пример выполнения защитного крыла с поперечными выступами, продольный разрез; на фиг. 10 — транспортное средство в процессе преобразования защитных крыльев в трап, вид сбоку; на фиг. 11 - то же, вид сверху; на фиг. 12 — транспортное средство с трапом, связывающим кузов и рельеф мест-. ности; вид сбоку; на фиг. 13 — транспортное средство в процессе преобразования защитных крыльев в дополнительное грузовое отделение; на фиг. 14— транспортное средство с трапом, связывакнцим опорные точки на местности между собой; на фиг. !5 — то же, вид сбоку; на фиг. 16 — то же, вид сверху; на фиг. 17 — то же, вид сбоку, при установленном трагик; на фиг, 18— то же, вид сзади; на фиг. 19 — транспортное средство с носовым и кормовым размещением трапа, вид сверху; на фиг. 20 — то же, с защитными кры" льями, преобразованными в крышку.

Транспортное средство содержит кузов 1 и ходовую часть 2, над которой, по бортам кузова 1, расположены защитные крылья Г-образной формы в поперечном сечении и П-образной в продольном сечении. Продольное ребро

3 защитного крыла выполнено прилегающим к боковому борту 4 кузова 1. Кузов связан с задним листом. 5 защитного крыла посредством шарнирного соединения 6, ось которого расположена вертикально. Передний лист 7 защитного крыла связан с кузовом 1 разьемным фиксирующим элементом 8. Верхний.

9 и задний 5 листы защитного. крыла связаны между собой горизонтальным шарниром 10.

Шарнирное соединение 6 выполнено .разъемным. Ось 11 вставлена в oTBQpc тия последовательно установленных проушин 12 и 13 кузова 1 и заднего листа

5 соответственно и зафиксирована с другой стороны гайкой 14.

Разъемный фиксирующий элемент 8 выполнен в виде шарнира с вертикальной осью. В отверстия, выполненные. в проушинах 15 и 16 кузова и перед- 1в него листа 7 соответственно вставлена шпилька 17, которая зафиксирована с двух сторон гайками 18 и 19 °

Ось 20 шарнира 10 (фиг. 7) выполнена с продольным сквозным отверстием

21 под жесткий стержень, например .шпильку 22, длина которого не меньше ширины кузова. Осевая фиксация шпиль- . ки 22 обеспечена .двумя гайками 23.

Оси ll и 20 могут быть выполнены в виде одной Г-образной детали (фиг.3).

Нижние кромки листа 7, листа 5 или обоих указанных листов одновременно выполнены с пилообразными заостренннями 24 (фиг. 6).

2S

При соединенных между собой листе

5 и плоском листе 9 предусмотрены на внутренней поверхности листа 5 шипы 25, которые, например, могут быть вставлены в отверстия 26 и зафиксиЭО рбваны путем расклепывания ножки шипа с внешней стороны листа 5 (фиг.7).

При соединенных между собой листе 5 и Г-образном листе 9 и прилегании одной стороны 27 последнего к внутренней поверхности листа 5 выполняют только заострения 24.

Обе плоскости листа 9 (или одна из них) снабжены равноотстоящими друг от друга выступами: с наружной стороны — выступами 28, с внутренней стороны — выступами 29, причем выступы расположены преимущественно в шахматном порядке (фиг. 8 и 9).

867757

При опускании крыльев на грунт saострения 24 внедряются в последний

Лист 9 может быть выполнен также с продольной отбортовкой в сторону, от ходовой части в виде бортиков

30 с одной или с двух сторон.

В другом варианте устройства (фиг. 16) разъем выполнен в средней части защитного крыла (листа 9 и листа 5),а фиксирующий элемент 8 установлен в месте укаэанного разьема, связывая между собой две симметричные (относительно поперечной вертнкальной плоскости транспортно.го средства) части 31 и 32 защитного крыла.

Возможны также другие варианты выполнения отдельных деталей и узлов в предлагаемом .транспортном средстве.

Устройство работает следующим обра- зом.

В транспортном положении и при отсутствии необходимости в изоляции внутреннего объема кузова 1 и образовании дополнительного грузового отделения защитные крылья расположены над ходовой частью 2, зафиксированы в указанном положении элементами 8 и выполйяют свою основную функцию защитных крыльев, брыэговиков (фиг. 1. и 2) .

С целью изоляции внутреннего объе- -. ма кузова 1 сверху и образования дополнительного грузового отделения размыкают фиксирующие элементы 8, повара .ивают крылья на шарнирах 10 на 180, а затем поворачивают их о на шарнирах 6 íà 180 и вновь эамыа кают элементы 8. В результате листы

9 (теперь уже в перевернутом виде) изолируют внутренний объем кузова

1 сверху, а листы 9, 7, 27 и 3 обоих крыльев совместно образуют дополнительное грузовое отделение.

С целью использования защитных крыльев в качестве трапа разъединяют либо элемент 8, либо шарнир 6 . В первом случае (фиг. 11) крыло затемповорачивают на шарнире 10 на угол, достаточный для отвода крыльев в стороны и, вновь опустив или не опуская, поворачивают на шарнирах 6 на требуемый угол вплоть до упора листов 5 в задний борт кузова. В данном положении трап фиксируют шпилькой 22, вставив ее в отверстие 21 и установив гайку

23. При этом защитные крыпья, стремящиеся разойтись друг от друга под действием внешних сил, удерживаются шпилькой 22. Она же повышает поперечную жесткость двойного трапа, препятствуя прогибу смежных верхних углов двух крыльев вниз под тяжестью перемещаемого по листам 9 груза (фиг. 7). и удерживают крылья в установленном положении. В случае выполнения листа

9 плоским в продольном сечении (не

Г-образным) укладку заднего конца крыла на грунт сопровождают поворотом листа 5 на шарнире 10 и внедре. нием шипов 25 в грунт.

867757 8

С целЬю использования защитных крыльев в качестве моста, связывающего опорные точки на местности, разделенные препятствием, разъединяют элементы 8 и шарниры 6, снимают крылья и устанавливают их в нужное положение (фиг. 14).

Расширение зоны действия трапа осуществляют двумя путями: либо разьединением, как описано ранее, шар- 16 нира 6 с последующим поворотом крыла на шарнире 8 на требуемый угол, либо разъединением элементов 6 и 8 с последующей перестановкой крыльев, а именно ось ll вставляют в проушины

15 кузова, принадлежащие соединению

8 другого борта, после чего поворачивают крыло на требуемый угол.

Поперечные выступы 28 и 29 и бор" тики 30 удерживают перемещаемый по наружной или внутренней поверхности груз от соскальзывания, а также повышают жесткость трапа; прн использовании крыла в качестве лестницы выступы 28.и 29 служат ступенями, а продольные листы (например, лист 3)поручнями. В случае выполнения рельеВ фной только одной стороны листа 9 крылья при необходимости устанавливают рельефной стороной вверх. для погрузочных работ и гладкой стороной вверх для разгрузочных работ.

Транспортное средство с разрезными защитными крыльями (фиг. 16) работает аналогично, с той лищь разницей, что две части(31 и 32) защитно-

3$ го крыла одного борта и две части крыла второго борта могут быть оперативно преобразованы в сдвоенные трапы, устанавливаемые с каждого бо40 кового борта, а также с каждого переднего н заднего бортов, причем как с одной стороны, так и с двух противоположных сторон одновременно.

При установке трапа с бокового борта части крыла поворачивают на шарнирах .

6 не на 180, а на 90

Формула изобретения

Использование изобретения позволяет расширить функциональные возможI 50 ности базового транспортного средства путем увеличения объема дополнительного грузового отделения и обеспечения возможности связи между кузовом и рельефом местности посредством использования защитных крыльев в качестве трапа. увеличение груэовоь

ro объема объясняется устранением свойственного известному транспорт.) ному средству ограничения высоты продольного ребра защитного крыла.

Трап может быть установлен в любом положении относительно негодвижного кузова, в диапазоне 360 в горизонтальной плоскости и 270о в вертикальной.

Кроме того, возможна мостовая связь между опорными точками на местности, разделенными препятствием, что позволяет переправлять через препятствие различные транспортные средства и, прежде всего, предлагаемое

Это особенно важно в отношении туристских автомобильных прицепов и транспортных средств специального назначения.

Выполнение отверстия под стержнем в оси горизонтального шарнира обеспечивает повышенные значения устойчивости и поперечной жесткости трапа, образованного двумя отведенными назад до упора крыльями.

Выполнение защитных крыльев с пилообразными заострениями и шипами обеспечивает надежную фиксацию крыла относительно грунта при использовании крыльев в качестве трапа или моста.

Наличие поперечных выступов и продольной отбортовки верхнего листа защитного крыла позволяет предотвратить соскальзывание груза с трапа в продольном и поперечном направлении соответстввнно.

Выполнение защитных крыльев раэрезными обусловливает увеличение. пере крываемой трапом площади и облегчение погрузки-разгрузки длинномерных грузов со стороны боковых бортов.

1. Транспортное средство, содержащее кузов, ходовую часть и расположенные над ней по бортам кузова защитные крылья Г-образной формы в поперечном сечении и П-образной формы в продольном сечении, причем каждое защитное крыло связано с кузовом посредством шарнирного соединения и разьемного фиксирующего элемента, а продольное ребро защитного крыла выполнено прилегающим к боковому борту кузова, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения объема дополнительного грузового отде67757

9 8 ления и обеспечения возможности связи между кузовом и рельефом местности посредством использования защитных. крыльев в качестве трапа, кузов связан посредством упомянутого шарнирного соединения с задним листом защитного крыла, ось шарнира расаоложена вертикально, а передний лист защитного крыла связан с кузовом посредством упомянутого разъемного фиксирующего элемента, при этом верхний н задний листы защитного крыла связаны между собой посредством горизонтального шарнира.

2. Транспортное средство по и. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности мостовой связи между опорными точками иа местности, разделенными препятствием, шарнирное соединение заднего листа защитного крыла с кузовом выполнено разъемным.

3. Транспортное средство по пп.l и 2, о т л и ч а ю ш, в е с я тем, что, с целью расширения зоны действия трапа, разъемный фиксирующий элемент выполнен в виде шарнира с вертикальной осью.

4. Транспортное средство по пп. 13, отличающееся тем, что, с целью увеличения устойчивости и поперечной жесткости трапа, образованного двумя отведенными назад до упора защитными крыльями, в оси горизонтального шарнира предусмотрено продольное сквозное отверстие под жесткий стержень, длина которого не меньше;ририны кузова.

l0

5. Транспортное .средство по пп. I"

4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что нижняя кромка, по меньшей мере, одного листа защитного крыла выполнена с пилообразными заострениями для взаимодействия с грунтом, а на внутренней поверхности заднего листа защитного крыла предусмотрены шипы.

6. Транспортное средство по пп. l1а 5, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одна плоскость верхнего листа защитного крыла снабжена поперечными выступами, равноотстоящими друг, от друга.

7. Транспортное средство по an. 16, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что верхний лист защитного крыла выполнен с продольной отбортовкой в сторону от ходовой части.

8. Транспортное средство по пп. l: 7, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения погрузки-разгрузки длинномерных грузов со стороны боковых бортов, разъем выполнен в средней части защитного крыла, а фиксирующий элемент установлен в месте разъема.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

i. Селиванов И.И. и др. Специализированные автомобили и автогоезда.

М., "Машиностроение", 1964, с. 206207.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2663160/27-11, кл. В 62 0 25/16, 1979 (прототип).

867757

Составитель Л. Смольская

Редактор Н, Бущаева Техред A. Casrca Коооектоо Н, Швыдкая

Заказ 8)98/21 Тираж 702 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. g. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4