Якорное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗЬ6РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическик

Реслублик

«»867770 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено,14.01.80 (21) 2870834/27-11 (51) М. Кл.з

В 63 В 21/22

В 23 В 21/50 (53) УДК 629.12. .015.64 (088.8) с присоединением заявки №вЂ”

Гееударатееииыб кенитет

ССФР

N делан изебретеиий и еткрытий (23) Приоритет—

Опубликовано 30.09.81. Бюллетень №36

Дата опубликования описания 30.09.81 (72) Авторы изобретения

С. С. Киповский и П. Е. (71) Заявитель (54) ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к судостроению, а именно к якорным устройствам;

Известно якорное устройство, включающее гибкий якорный канат (цепь или трос) и якорь, эаглубляемый в морской грунт под действием натяжения, создаваемого в якорном канате якорным механизмом либо действующими на плавучий объект внешними силами (ветром, течением и т. п.)- (1).

Недостаток указанного якорного устройства — большая масса якоря для получения большой удерживающей силы.

Наиболее близким к предлагаемому является якорное устройство, содержащее, по меньшей мере, два якоря с поворотными лапами, связанные канатом с якорным механизмом, установленным на судне, причем второй якорь присоединен канатом к тренду первого (2).

Недостаток этого устройства заключается в том, что при одновременном протаскивании по грунту оба якоря из-эа различного первоначального положения поворотных лап, неоднородности грунта и прочих факторов заглубляются в грунт неодновременно и неодинаково.

Цель изобретения — повышение держащей силы якорного устройства.

Указанная цель достигается тем, что якорное устройство снабжено тросовым шкентелем, который прикреплен своими концами к средней части тренда первого якоря в плоскости, перпендикулярной плоскости лап, и пропущен через петлю дополнительного якорного каната, образующую в послед нем ослабленный и нагруженный участки, 1в причем в шкентель вмонтирован, по меньшей мере, один разрывной элемент, |

Кроме того, с целью исключения запутывания дополнительного каната, концы его участков скреплены между собой схватка1к ми, прочность которых меньше прочности тросового шкентеля.

На фиг. 1 изображено якорное устройство, включающее в себя два якоря, в положении 1 (после покладки якорей на грунт зе и перед началом протаскивания); на фиг. 2якорное устройство в положении П (после протаскивания и заглубления якорей в грунт; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1.

867770

Якорное устройство (взято якорное устройство, состоящее только из двух якорей) содержит якорный канат 1, соединяющий якорь 2 с якорным механизмом, установленным на судне, якорь 3, присоединенный с с помощью дополнительного якорного каната (цепи или- троса) 4 к обуху 5 на тренде

6 поворотных лап 7 якоря 2, тросовый шкентель 8, присоединенный к обухам 9 на тренде 6 якоря 2 в средней части, тренда б в двух точках, лежащих в плоскости, перпендикулярной плоскости лап 7. Шкентель 8 перехватывает дополнительный якорный канат 4, образуя в последнем два участка (в положении Ц: натянутый 10 и ослаблен ный (ненатянутый) 11. Для этого шкентель

8 пропускают через одно из звеньев 12 каната 4 или через якорную скобу якоря 3 (в последнем случае весь канат 4 оказывается ненатянутым) . В шкентель 8 вмонтирован разрывной элемент 13. Во избежание запутывания дополнительного якорного каната 4 его ослабленный участок 11 прикрепляется к натянутому участку 10 с помощью канатных схваток 14, прочность которых меньше прочности тросового шкентеля 8.

Якорное устройство работает следующим образом.

После покладки на грунт якорное устройство занимает положение 1, изображенное на фиг. 1. Под действием натяжения в якорном канате 1 якоря 2 и 3 протаскиваются по грунту. При этом поворотные лапы якоря 3 заглубляются в грунт, в то время как лапы якоря 2 под действием натяжения в шкентеле 8 удерживаются в среднем положений (вдоль веретена якоря) и не заглубляются в грунт. После того, как в результате заглубления якоря 3 в грунт в тросовом шкентеле 8 возникнут усилия, равные усилию срабатывания разрывного элемента 13, произойдет отсоединение тросового шкентеля 8 от якоря 2. При последующем протаскивании якоря 2 канатные схватки 14 под действием натяжения в дополнительном канате 4 обрываются, освобождая дополнительный канат 4, а лапы основного якоря 2 заглубляются в грунт до получения требуемой держащей силы (положение .11 на фиг. 2).

Величина усилия, при котором происходит срабатывание разрывного элемента 13 и отсоединение тросового шкентеля 8 от якоря 2, выбирается в зависимости от требуемой держащей силы якоря 3. Длина ослабленного участка 11 дополнительного якорного каната 4 выбирается такой, чтобы обеспечивалась возможность протаскивания якоря 2 с целью его полного заглубления в грунт до того момента, когда начнет существенно сказываться вредное влияние заглубленного якоря 3. Необходимая длина пути протаскивания якорей до полного их заглубления в грунт с достаточной, точностью опре15

Зо

55 деляется по имеющимся экспериментальным и практическим данным для различных типов якорей и грунтов. Устраняется влияние якоря 3 на процесс заглубления в грунт якоря 2 и обеспечивается максимальная держащая сила якорного устройсва, равная суммарной держащей силе обоих якорей.

Применение предлагаемого якорного устройства позволяет получить требуемую держащую силу при использовании двух или более якорей значительно меньшей единичной массы, чем при использовании одного якоря большой массы. При этом якорные и грузоподъемные механизмы, с помощью которых производится подкладка и подъем якорей, а также протаскивание якорей по грунту, могут иметь значительно: меньшие тяговые усилия, поскольку и покладка, и подъем, и протаскивание якорей по грунту производится последовательно. Якорное устройство может неоднократно использоваться повторно путем простой замены разрывного элемента в тросовом шкентеле. Учитывая, что покладка и подъем якорей таких плавучих сооружений как .плавучие буровые установки, доки, а также покладка якорей при стягивании судов с мели, производится с помощью вспомогательных судов, использование предлагаемого устройства упрощает условия работы и хранения на вспомогательных судах этих якорей из-за меньшего их веса и габаритов.

Формула изобретения

1. Якорное устройство, содержащее по меньшей мере два якоря с поворотными лапами, связанные канатом с якорным механизмом, установленным на судне, причем второй якорь присоединен дополнительным канатом к тренду первого, отличающееся тем, что, с целью повышения держащей силы якорного устройства, оно снабжено тросовым шкентелем, который прикреплен своими концами к средней части тренда первого якоря в плоскости, перпендикулярной плоскости лап, и пропущены через петлю дополнительного якорного каната, образующую в последнем ослабленный и нагруженный участки, причем в шкентель вмонтирован, по меньшей мере, один разрывной: элемент.

2. Якорное устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью исключения запутывания дополнительного каната, концы его упомянутых участков скреплены между собой схватками, прочность которых меньше прочности тросового шкентеля.

Источники информации, принятые во . внимание при экспертизе

1. «Инженер-нефтяник», № 5, 19?3, с. 37 — 44.

2. Щетинина А. И. Управление судном и его техническая эксплуатация. M., «Транспорт», 1975, с. 354 — 355, 505 (прототип) .

867770

Составитель В. Солодкий

Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор Ю.Макаренко

Заказ 8200/22 Тираж 492 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб„д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4