Электрический ограничитель скорости подъемной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<11867834

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Соцнапнстнчасинз

Рвспубпмн (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 260979 (2! ) 2820236/29-1 с присоелииеиием заявки № (23) П риоритет (53)М. Кл.

В 66 В 5/06 йаулврстееавй квинтет

CCCP

Ав Аеяем «зовретення и открытий

Опубликовано 80098!- Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30098! (53) УДК .876(088.8) (72) Автор изобретения

Н,И. Шаповалов

), 1 !

Проектно-конструкторское бюро Треста

1I

«Юе.а Донецкуглеавтоматика" (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ

ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к устройствам защиты подъемных установок от опасного превышения скорости и может быть использовано на подъемных установках в угольной и горнорудной отраслях промышленности, а также на заводах, изготавливающих подъемные машины.

Известен электрический ограничи-.. тель скорости подъемной машины, со!

О держащий один тахогенератор постоянного тока, соединенный с валом подъемного двигателя, резисторный регулятор заданной скорости с ратардирующим устройством, электромагнитные реле конт15 роля скорости и контроля исправности ограничителя скорости, электромагнитные или механические реле скорости(1).

Недостатками такого ограничителя скорости являются отсутствие контроля целостности элементов кинематической цепи ограничителя скорости и ненадежность контроля исправности его электрической цепи в период пониженных скоростей в конечных положениях цикла подъема. Это обусловлено тем, что при потере кинематической связи ретардирующего устройства с ис полнительным органом машины, регулятор заданной скорости может остаться неподвижным в-положении задания максимальной скорости .и не контролировать требуемое снижение скорости в период замедления мащины, а реле ско- . рости оборотов) не может быть настроено на достаточно малую скорость срабатывания и поэтому его размыкающий контакт шунтирует замыкающий коктакт реле контроля исправности ограничителя скорости еще при опасно большой скорости машины..

Кроме того, этот ограничитель скорости имеет малый диапазон контролируемых скоростей, что обусловлено параметрическим показателем его схемы

Vwo Е ьилх — Минимально возможная веvh,1И ЕЕт.1.И личина ЭДС, развиваемая тахогенера8678

30 тором, с учетом электрических параметров элементов цепи рассматриваемой схемы ограничителя скорости обычно составляет Е „„ „ > 25В, а максимальная - E „ 220В. Иинимальная контролируемая скорость подъемной машины согласно требованиям "Правил безопасности s угольных и сланцевых шахтах (Ф 362-в) должна быть Ч„-„ I,0 м/с. При этом максимально возможная контролируемая скорость ограничителя скорости составит V

1 0 ° 6 9 м/с, что не может

25 удовлетворить современные подъемные установки, работающие со скоростью более 12-15 м/с.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом, тахогенераторы, <одни из которых механически соединен с подъемным двигателем, в цепь управления которым включен контактор, а второй — с ретардирующим узлом, реле контроля превышения скорости и исправности ограничителя скорости и реле оборотов, контакты которых совместно с коммутационными элементами включены в цепи защиты подъемной машины 12 j.

Однако известный ограничитель скорости имеет ограниченный предел контролируемых скоростей и не может при35 меняться на подъемных машинах, работающих со скоростями более 9 м/с.

Кроме того, он содержит две параллельно действующие цепи электрических аппаратов с дублирующими регуляторами

40 задания скорости и рене контроля скорости, что усложняет ограничитель скорости и затрудняет его эксплуатационное обслуживание, а необходимость иметь тахогенераторы с неболь- 45 шим внутренним сопротивлением вынуждает применять в таком ограничителе скорости тахогенераторы завышенной мощности и габарита.

Цель изобретения — расширение ди- 50 апазона контролируемых скоростей и упрощение ограничителя.

Указанная цель достигается тем, что тахогенераторы электрически соединены последовательно между собой, с 55 регулятором заданной скорости и с реле контроля превышения скорости и исправности ограничителя скорости.

34 4

Регулятор заданной скорости снаб- жен конечным выключателем, а реле оборотов устано*влено на валу одного из тахогенераторов и выполнено с двумя размыкающими контактами с разными скоростными порогами срабатывания, один из которых, имеющий меньший порог срабатывания, включен непосредственно параллельно замыкающему контакту реле контроля исправности ограничителя скорости в цепи защиты подъемной машины, а другой, имеющий больший порог срабатывания, включен параллельно первому через замыкающий контакт кочтактора управления подъемным двигателем и через параллельный этому контакту замыкающий контакт конечного выключателя регулятора заданной скорости, На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого ограничителя скорости.

4

Ограничитель скорости включает в себя тахогенератор 1, механически связанный с подъемным двигателем, реле 2 кснтроля превышения скорости с контактом 2,1, реле 3 контроля исправности ограничителя скорости с контактом 3.,1, тахогенератор 4, механически связанный с ретардирующим узлом, реле 5 оборотов с контактами

5.1 и 5.2, механически связанное с валом тахогенератора 4, регулятор 6 заданной скорости с конечным выключателем 7 с контактом 7.1, контактор

Ц в цепи 9 управления подъемным двигателем с контактом 8.1 и цепь 10 защиты подъемной машины.

Работа ограничителя скорости основана на сравнении скорости. подъемной машины, заданной по тахограмме ретардирующим узлом и регулятором 6, с действительной скоростью движения, контролируемой тахогенераторами l и 4.

При правильном выполнении заданной тахограммы подъема в обмотке реле 2 поддерживается с помощью регулятора

6 заданная постоянная величина тока на протяжении всего цикла подъема, в результате чего контакт 2.1 реле 2 в цепи 10 защиты остается замкнутым.

При любом нарушении в кинематической или электрической цепях ограничителя скорости ток в обмотке реле 3 исчезает или значительно уменьшается, что приводит к размыканию контакта 3.1 реле в цепи IO.

Замыкающий контакт 3.1 реле 3 в цепи 10 во время стоянки машины, в

867834 6 ращение электрической схемы и сокращение количества ее функциональных аппаратов, уменьшение мощности и габарита тахогенераторов.

Формула изобретения начальный период ее разгона и в конце замедления шунтируется двумя размыкающими контактами 5.1 и 5.2 реле 5 оборотов, замыкающим контактом 7.1 конечного выключателя 7 и замыкающим контактом 8,1 контактора 8 в следующей последовательности.

При стоянке машины в конечном положении цикла подъема контакты 3.1, 7.1 и 8.1 реле 3, выключателя 7 и контактора 8 разомкнуты, а оба контакта 5.1 и 5.2 реле 5 оборотов замкнуты. В начальный период разгона машины замыкается контакт 8.! и еще при малой скорости размыкается один контакт 5.1 реле 5, затем при большей скорости замыкается контакт 3.1 реле 3, и размыкается второй контакт

5.2 реле 5, находящийся в цепочке контактов 7.1 и 8.1, а прн отъезде машины из конечного положения замыкается контакт 7.1.

При стоянке машины в промежуточных положениях цикла подъема исходное состояние всех контактов такое же, как описано ранее, но контакт 7.1 замкнут. При разгоне машины из этого положения последовательность замыкания контактов аналогична предыдущему.

При замедлении машины в конце цикла подъема сначала. размыкаются контакты 7,1 и 8.1, затем при малой скорости замыкается один контакт 5.2 реле в цепочке контактов 7.1 и 8.! и уже на "ползучей" скорости замыкается второй контакт реле 5.

При замедлении и остановке машины в промежуточных положениях цикла подъема последовательность замыкания контактов аналогична последнему случаю, но контакт 7.1 при этом остается замкнутым.

Последовательное соединение тахогенератора в предлагаемом ограничителе скорости позволяет повысить напряжение в цепи его аппаратов и тем г самым обеспечить больший диапазон контролируемых скоростей, а приведенный способ шунтирования контакта реле контроля исправности ограничителя скорости в цепи защиты подъемной машины обеспечивает постоянную готавность работы этого реле во всех периодах цикла подъема.

Такое выполнение электрического ограничителя скорости подъемных мацгин обеспечивает достижение большего диапазона контролируемых скоростей, уп10

1. Электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем, в цепь управления которым включен контактор, а второй — с ретардирующим узлом, реле контроля превышения скорости и исправности ограничителя скорости и реле оборотов, контакты которых совместно с коммутационными. элементами включены в цепи защиты подъемной машины, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона контролируемых скоростей и упрощения ограничителя, тахогенераторы электрически соедиггенг. последовательно между собойг с регулятором заданной скорости и с реле контроля превышения скорости и исправности ограничителя скорости.

2. Ограничитель по и. 1, о т л ич а ю, шийся тем, что регулятор заданной скорости снабжен конечным выключателем, а реле оборотов установлено на валу одного из тахогенераторов и выполнено с двумя размыкающими контактами с разными скоростными порогами срабатывания, один из которых, имеющий меньший порог срабатывания, включен непосредственно параллельно замыкающему контакту реле контроля исправности ограничителя скорости в цепи защиты подъемной машины, а другой имеющий больший порог срабатывания, включен параллельно первому через замыкающий контакт контактора управления подъемным двигателем и через параллельный этому контакту замыкающий контакт конечного выключателя регулятора заданной скорости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок,М."Недра", !970, с. 309, 339, 404-405, рис. 131. 159, 160. .2. Авторское свидетельство СССР

1!г 240970, кл. В 66 В 5/06, 1967 (прототип).

867834

Составитель Л. Цобан

Техред A. Дч Корректор С. Щомак

Редактор А. Лежнина

Заказ 82)2/25

Тираж 932 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Фили л ППП "Патент", r. Ужгород, ул.. Проектная, 4