Двигатетель внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (51) М.К .

F 01 М 1/00

Гасударственный камнтет

СССР (53) УДК 621.43-722 (088.8) но Аелам изобретений н атнрмтнй

А. А. Черняков, В. А. Шабанов, И. F. и С. Б. Жа:Äia к (72) Авторы изобретен ия

Алма-Атинский институт инженеров желез (71) Заявитель спорт (54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к двигателям типа Д вЂ” 100..

Известен дв и га тель внутреннего crop àíèÿ (ДВС) со встречно движущимися поршнями, содержащий верхние и нижние шатуннопоршневые группы, систему топливоподачи с выключателем и систему смазки с масляным насосом, имеющим привод от коленчатого вала, маслопроводы и верхний и нижний коллекторы для подачи смазки к трущимся поверхностям шатунно-поршневых групп 11).

В указанном ДВС масло, поступающее из верхнего масляного коллектора для смазки и охлаждения поршней верхних шатунно-поршневых групп дизеля через каналы в коленчатом валу, подшипниках и шатунах, заполняет полости верхних поршней. 1S

При работающем дизеле масло под действием сил инерции выплескивается из полостей поршней в верхний отсек дизеля, а оттуда сливается в маслосборник-поддон. Масляный насос, имеющий привод от коленчатого вала дизеля, прокачивает масло в системе дизеля до момента полной его остановки, поэтому к моменту остановки дизеля полости поршней верхних шатунно-поршневых групп оказываются переполненными маслом. Масло, просачиваясь через отверстия в ручьях маслосгонных колец поршней, неплотности в замках уплотнительных колец, затекает в межпоршневое пространство цилиндрических втулок и далее через выхлопные окна в выхлопном тракте, что снижает мощность дизеля, его экономичность и эффективность, а также надежность работы турбовоздуходувки, работающей от выхлопных газов.

Цель изобретения — повышение эффективности работы дизеля.

Для достижения поставленной цели верхний масляный коллектор масляной системы двухвального вертикального дизеля со встречно движущимися поршнями снабжен запорным устройством с электромагнитным приводом, связанным с выключателем топливоподачи.

Запорное устройство может иметь электромагнитный привод или пневматический, управляемый посредством электропневматического вентиля, содержащего электромагнит. Электромагнит привода или электропневматического вентиля управляется посредством бесконтактных датчиков генератор868069 ного типа, взаимодействующих с валом дизеля, например через тахомер числа оборотов вала, и с кнопкой топливоподкачивающего насоса, установленной на пульте управления. Управление осуществляется с помощью электронного устройства, состоящего из логического элемента И и электронного ключа. Благодаря такому управлению запорным устройством масляная система приходит в исходное состояние и снова подготовлена к нормальному действию сразу же после остановки дизеля, независимо от положения выключателя топливоподачи.

На фиг. 1 схематично показан предложенный двигатель со встречно движущимися поршнями; на фиг. 2 — подвод масла к шатунно-поршневой группе и его дальнейшее движение; на фиг. 3 — примерная схема управления приводом запорного устройства.

Двигатель внутреннего сгорания со встречно движущимися поршнями содержит верхние 1 и нижние 2 шатунно-поршневые группы, кинематически связанные с верхними 3 и нижним 4 коленчатыми валами.

Поршни 5 и 6 расположены в цилиндрической втулке 7, имеющей продувочные 8 и выпускные 9 окна. Масляный насос 10, имеющий привод от нижнего коленчатого вала 4, посредством всасывающего трубопровода

11 соединен с масляной ванной 12 картера дизеля, а посредством нижнего 13 и верхнего 14 масляных коллекторов через каналы в коленчатых валах (не показано) с трущимися поверхностями шатунно-поршневых групп. Верхний масляный коллектор 14 содержит запорное устройство 15, управляемое электромагнитом 16. В свою очередь, электромагнит 16 управляется с помощью электронного устройства, состоящего из логического элемента И 17 и электронного ключа 18, посредством датчиков 19 и 20.

Датчик 19 взаимодействует с выключателем топливоподачи, а датчик 20 с валом 3 дизеля. Это взаимодействие может осуществляться, например, при помощи металлического флажка, соединенного с выключателем топливоподачи и стрелкой тахометра, кинематически связанного с валом 3.

Устройство работает следующим образом.

При работающем дизеле, когда включен выключатель топливоподачи, электромагнит

16 обесточен и запорное устройство 15 открыто. При этом масляный насос засасывает через всасывающий трубопровод 11 масло из масляной ванны картера дизеля и подает его под давлением в нижний коллектор 13 и верхний коллектор 14. Из коллекторов масло через коренные подшипники коленвалов 3 и 4 и каналы в коленчатых валах поступает для смазки трущихся поверхностей шатунно-поршневых групп и охлаждения днищ поршней. Отработанное масло из поршней 6 под действием сил тя50

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания со встречно движущимися поршнями, содержащий верхние и нижние шатунно-поршневые группы, систему топливоподачи с выключателем и систему смазки с масляным насосом, имеющим привод от коленчатого вала, маслопроводы и верхний и нижний коллекторы для подачи смазки к трущимся поверхностям шатунно-поршневых групп, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы двигателя, верхний коллектор снабжен запорным устройством с жести, а из поршней 5 под действием сил инерции выплескивается и сливается в масляную ванну. Для остановки дизеля выключается выключатель топливоподачи, который кинематически или посредством металлического флажка связан с датчиком 15.

При этом изменяется состояние датчика 19 и логический элемент И открывает электронный ключ 18. При этом срабатывает электромагнит и запорное устройство 15 перекрывает подачу масла в верхний масляный кол о лектор 14. При этом полости поршнеи опо-. рожняются от масла и оно через отверстия для протекания масла не попадает в межпоршневое пространство цилиндрических втулок, выпускные окна и далее в выхлоп15 ной коллектор при остановленном дизеле. 3а время остановки дизеля (всего несколько оборотов коленчатого вала) масло из поршней 5 успевает под действием сил инерции выплеснуться и стечь в масляную ванну. В момент остановки дизеля изменяется состояние датчика 19, логический элемент И запирает электронный ключ, электромагнит обесточивается и запорное устройство открывает верхний масляный коллектор, т. е. система переходит в нормальное состояние

2s независимо от положения выключателя топливоподачи.

Таким образом, при наличии в верхнем масляном коллекторе запорного устройства в момент остановки дизеля прекращается подача масла в коллектор, а система управления запорным устройством исключает аварийные ситуации, т. е. закрытие запорного устройства возможно только на участке выбега дизеля. В течение короткого времени участка выбега дизеля для смазки

35 достаточно масла, имеющегося в зонах трущихся поверхностей, поэтому нарушения этих поверхностей из-за прекращения подачи смазки не наблюдается. Вследствие того, что масло при остановленном дизеле не попадает в межпоршневое пространство ци4о линдровых втулок, резко снижается нагарообразование в выхлопных окнах и во всем выхлопном тракте, Таким образом повышается эффективность работы дизеля, увеличиваются межремонтные пробеги тепловозов, уменьшаются расходы на ремонт, повышается надежность работы турбовоздуходувки.

8б8069

16 электромагнитным приводом, связанным с выключателем топливоподачи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Аврухин А. Г. и др. Дизель Д вЂ” ЯО, Государственное научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, М., 1958, с. 116 — 118.

868069

Г

1 !! ! !

1 ! !

1 !

1 (1

-юргово нюшо

L=

Составитель Е. Обушева

Редактор П. Макаревич Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова

Заказ 8265/37 Тираж 556 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий . 1 13035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4