Упруго-демпферная опора вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и» 868158

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АОТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеенз Соаатскик Сецналнсткческкк

Республик (61) ДонолинтеЛьное к аат. санд-ву (22) Заявлено 20.07.79 (2l ) 2788634/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.81. Бюллетень М 36

Дата опубликования описания 02. 10.81 (51) М. Кл. 16 С 27/00 еооудвротвевнык коннтет

CCCP ао йелон изобретений н отерытнй. (53) уд К 621 .822.6.(088.8) А. Г. Бичев, В. А. Дубровский и„: Н. Й Зудин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УПРУГО-ДЕМПФЕ РНАЯ ОПОРА ВАЛА

Изобретение относится к машинострсеиию, в частности к опорам высокооборотных роторов турбомашин.

Известна упруго-демпферная опора вала, содержашая корпус с каналами для подвода жидкости и полость, образованную корпусом и втулкой со смонтированным в ней подшипником качения, внутренняя обойма которого закреплена на валу, и уплотнение (11

Недостатком известной упруго-демпферто ной опоры является необходимость увеличения радиального зазора над рабочими лопатками турбины или компрессора, так как на режимах пуска, останова и ма 3$ лого газа двигателя работа маслянного. демпфера становится неэффективной нз-чва низкого давления масла в системе смазки и низкой частоты врашения. Вследствие этого величина эксцентриситета ста20 кана, а следовательно, и ротора может достигать максимальной величины.

Выполнение для центровки ротора ста-: кана заодно с другим элементом не устраняет полностью укаэанный недостаток из-за технологических и монтажных погрешностей, а также из-за смещенкя ротора под действием собственного веса.

Радиальное. смешение ротора беэ увеличения зазора над рабочими лопатками турбины компрессора может являться причиной разрушения рабочих лопаток нзэа касания ротора о статор, в то время как у еличение указанного зазора приводит к снижению КПД турбомашины.

Цель изобретения - повышение надежности работы опоры.

Поставленная цель достигается тем, что упруго-демпферная опора вала, содержащая корпус с каналами для подвода жидкости в.полостьн образованную корпусом и втулкой со смонтированным в ней подшипндком качения, внутрення обойма которого закреплена на валу, и уплотнение, снабжена . подпружиненным кольцом с коническоф поверхностью, установленным в корпусе

68158 и контактирующим с конической поверхностью, выполненной на торце втулки.

На чертеже изображена упруго-демпферная опора, общий вид, в разрезе.

Упруго-демпферная опора состоит из корпуса 1 с каналами 2 для подвода масла и установленного в корпусе втулки 3 с размещенной в нем наружной обой мой 4 подшипника 5 качения. онутренняя обойма 6 подшипника 5 закреплена на валу 7 турбомашины.

Прымыкающие друг у другу поверхности корпуса 3. и втулки 3 выполнены реэьбовыми, а полость (зазор) 8., образованная указанными резьбовыми поверхностями,сообщена с каналами 2 корпуса и заполнена жидкостью, например маслом, которая создает демпфирующую пленку.

На втулке 3 с одной стороны полости

8 установлено уплотнительное кольцо 9, поджимаемое в,осевом направлении пружиной 10, а с другой стороны — кольцо

11 поджатое, пружинами 12 к втулке3.

Сопрягаемые поверхности втулки и уплотнительного кольца выполнены коническими.

Опора работает следующим образом.

На режимах пуска, останова и малого газа турбома.инны, т.е. при низкой частоте вращения ротора, а следовательно, и йизком давлении масла в системе смазки, кольцо 11 за счет поджатия пружи-. нами 12 плотно сидит на конической поверхности втулки 3, обеспечивая центровку ротора относительно корпуса 1. При этом работа ротора аналогична работе на жестких опорах lc концентрическим рас. положением осей корпуса и вала. При увеличении частоты вращения ротора и приближении ее величины к первой критической,давление масла в полости 8

4 приближается к своему номинальному значению. За счет повышения давления масла в полости 8 кольцо 11 отжимает ся в осевом направлении и втулка 3 освобождается. При давлении масла, близком к номинальному, и с ростом частоты вращения работа масляного д< мпфера становится эффективной и обеспечивает снижение прогибов и смещение

t0 ротора, а также нагрузок на его опоры прохождения первой и последующих критических частот вращения.

Уплотнительное кольцо 9 постоянно прижато пружиной 10 к торцу корпуса

i5 1 для уплотнения полости 8 и обеспечения регламентированного расхода масла через демпфер.

Предлагаем -я конструкция упругодемпферной опоры позволяет повысить надежность работы ротора в широком диапазоне режимов турбомашины. формула изобретения

Упруго-демпферная опта вала, содержащая корпус с каналами для подвода жидкости в полость, образованнчю корпусом и втулкой со смонтированным в

30 ней подшипником качения, внутренняя обойма которого закреплена на валу, и уплотнение, о. т л и ч а ю щ а я с я тем, что с целью повышения надежности работы, она снабжена . подпружиненным кольцом с конической поверхностью, установленным в корпусе и контактирующим с конической поверхностью, выполненной на торце втулки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии % 1212599, кл. F 22 А, 1970, (прототип).

868158

Филиал ППП Патент,r. Ужгород, ул. Проектнан, 4

Редактор М. Ткач

Заказ 8277/41

Составитель В. Хохлов

Техрад Ж.Кастелевич Корректор Г. Огар

Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ао делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д, 4/6