Упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву
Союз Советских
Соцнмнстических
Республик (n>8681 76 (51)М. Кл.
F 16 D 43/14 (22) ЗаЯвлено 240979 (21) 2819992/25-27 с прмсоедииеением заявки Нов (23) Приоритет
Государственный «омнтет СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 621.825,7 (088. 8) Опубликовано 300981. Бюллетень Н9 36
Дата опубликования описания 300981
Ю.И. Юревич, А.П. Кульветис, В.В. Крисюнас и Е.П. Каваляускене
|t
1"
1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Вильнюсский инженерно-строительный инс титу (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машино- строению и может быть применено для соединения валов, передающих большие крутящие моменты при значительных взаимных смещениях соединяемых валов и частом реверсировании.
Известна упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, соединенные с ними с помощью прижимных элементов пружинные кольца, центробежные грузы и ограничитель деформации, выполненный в виде обода, закрепленного к одной из полумуфт (1). 15
Наибо.-ее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является ynpyro-ge -. тробежная муфта, содержащая две полумуфты выполненные в виде ступиц 20 с хвостовиками, пружинные кольца соединенные с полумуфтами при помощи прижимных элементов, центробежные грузы и ограничитель деформации (2).
Недостатками такой муфты йвлйются невозможность передачи крутящнх моментов в высокооборотных системах (более 2500 об/мин), а также невозможность применения муфт с большими габаритами в силовых установках, так 30 как напряжения, возникающие в ободе центробежных сил и крутящей нагрузки, значительно превышают допустимые и приводят к разрушению обода. Изготовление обода для муфт больших габаритов довольно сложно, трудоемко и требует специального оборудования.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей муфты и упрощение ее изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что в упруго-центробежной муфте, содержащей две полумуфты, выполненные в виде ступиц с .хвостовиками, пружинные кольца, соединенные с полумуфтами при помощи прижимных элементов, центробежные грузы и ограничитель деформации, последний выполнен в виде крестовины с пазами и размещен между полумуфтами, при этом центробежные грузы установлены в пазах ограничителя деформации.
На фиг. 1 изображена упруго-центробежная муфта; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Муфта содержит ведущую 1 и ведомую.2 полумуфты, представляющие собой ступицы с проивоположно направленными и расположенными под прямым углом хвостовиками. Последние с по868176 мощью прижимных элементов, выполненных в виде набора стягиваемых шайб 3, гаек 4 и осей 5, соединены с пружинными кольцами б круглого сечения.
На осях 7 стянутых гайками 4 размещены центробежные грузы 8-11 выI полненные в виде набора шайб 3, между которыми расположены витки пружинных колец б. Грузы 8-11 размещены в пазах крестовины 12 и шарнирно соединены с ней с помощью шайб 3.
Муфта работает следующим образом.
B статическом положении хвостовики ведущей и ведомой полумуфт расположены перпендикулярно друг к другу и проекции пружинных колец с торца представляют. идеальные окружности. 15
При воздействии крутящего момента ведущая полумуфта поворачивается относительно ведомой в направлении вращения, концентрические пружинные кольца, деформируясь, принимают фор- Щ мы, близкие к эллипсоидальным, при этом большие и малые полуоси эллипсов расположены в .плоскостях закрепления грузов 8 и 10 и 9 и 11 с кольцами б, а также на оси пазов крестовины 12, в которые шарнирно устновлены эти грузы.
В связи с деформацией пружинных колец два груза стремятся приблизиться к оси вращения, à два других удаляются от нее. Например, при вращении муфты по часовой стрелке к оси вращения стремятся приблизиться грузы 8 и 10, а удаляются грузы 9 и 11.
При изменении направления вращения картина меняется зеркально симметрично, так как муфта является симметричной реверсивной.
Под действием центробежных сил все грузы смещаются от оси вращения.
Таким образом грузы 8 и 10 способст- 40 вуют передаче крутящего момента, так как развиваемые ими центробежные силы стремятся уменьшить вызванную крутящим моментом деформацию витков пружины. Центробежные силы, разBиваемые остальными грузами 9 и 11, при упомянутом направлении вращения увеличивают деформацию витков пружин и таким образом ухудшают условия передачи муфтой крутящего момента, Но благодаря наличию ограничения хода в пазе крестовины по достижении определенных момента и числа оборотов отрицательное влияние этих грузов исключается, так как они упираются в конец паза, который воспринимает их центробежные силы. Следовательно, параметры муфты должны быть подобраны таким образом, чтобы при рабочих значениях момента и числа оборотов эти грузы оказывались бы прижатыми в пазах. Естественно, что при изменении направления вращения грузы меняются ролями.
При крутильном возмущении ведущей или ведомой полумуфт неприжатые к концам пазов центробежные грузы совершают колебания в приблизительно радиальном направлении и в соответствующих условиях крутильные колебания могут быть локализированы в соответствующей полумуфте.
Формула изобретения
Упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, пружинные кольца, соединенные с полумуфтами при помощи прижимных элементов, центробежные грузы и ограничитель деформации, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и упрощения изготовления, ограничитель выполнен в виде крестовины с йаэЪми и размещен между полумуфтами,при этом центробежные грузы установлейы в пазах ограничителя деформации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 542043, кл. F 16 D 43/14, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
9 635323, кл. F 16 D 43/14, 1978 (прототип) .
868176 Рие. Я
Составитель С. Самусев
Техред A.савка Корректор С. Щомак
Редактор М. Ткач
Заказ 8279/42
Тираж 1009 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Рауыская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г.. Ужгород, ул. Проектная, 4