Прямозубая коническая зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскии

Социалнстическмк

Республик

868193 К АВТОРСКОМУ СВ ТВЯЬСТВУ (6f ) Дополнительное к авт. санд-ву— (22) Заявлено 16. 01. 80 (2t) 2868946/25-28 (51)М. Кл з

F 16 H 1/14 с присоединением заявим Нов

Государственный комитет

СССР ио делан изобретений и открытий (23) Прнормтет— (5З) УЛХ621.833 (088.8) Опубликовано 3009,81, бюллетень 49 36

Дата опубликования описания 300981 (72) Авторы изобретения

A.Ô.Eðoôååâ, В.Г.Гущин и И.И.Артейов (Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54 ) ПРЯМОЗУБАЯ КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пересекающимися осями.

Z — число зубьев ведущего коле1 са;

Z — число зубьев ведомого колей са;

d- — угол зацепления;

А — нормированное отклонение шага зацепления, мм;

20 окружное усилие, Н;

m — модуль.

На фиг.1 изображена прямозубая коническая передача; на фиг.2 — от" носительное положение зубьев при заполюсном зацеплении с нулевой нагрузкой; на фиг.3 — положение осей зубчатых колес передачи.

Передача содержит ведущее 1 и ведомое 2 прямозубые конические коле30 са. При монтаже передачи ведомое коИзвестна прямозубая зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с равными номинальными шагами зацепления в среднем .торцовом сечении каждого из колес $1).

Недостатком этой зубчатой передачи является невысокая плавность ее работы и низкий КПД.

Цель изобретения — повышение плавности работы и. КПД передачи °

Поставленная цель достигается тем, что ведущее колесо смещено вдоль оси к номинальной точке пересечения осей колес на величину

aZ<

АМРОМ 23 c os* ведомое — от той же точки на величину

АИРО а ось ведомого колеса смещена параллельно по номинальной плоскости расположения осей в направлении, противоположном вектору скорости в зоне зацепления колес, на величину д

5 4 c o s cA где д — разность шагов зацепления в среднем торцовом сечении между ведущим и ведомым зубчатыми колесами, определяе-!

О мая по формуле д= 1,6 А + 0,0022

Я..

868193 лесо 2 смещается относительно номинального положения на величину f <>, ведущее 1 - на величину f p и изМР,,1 ди, меняется межосевое расстояние на величину fA . В описываемой передаче вершины начальных конусов не совпадают.

Шаг зацепления Р „ ведущего колеса

1 увеличивается по сравнению с шагом зацепления Р ведомого колеса 2 на величину а, лежащую в пределах суммарной упругой деформации зубьев.

Укаэанная разность шагов зацепления обеспечивает кромочный контакт в за-, полюсном зацеплении и коэффициент перекрытия, близкий к единице. В момент пересопряжения зубьев жесткий удар воспринимается серединами профилей.

Все это ведет к повышению плавности работы, КПД н к меньшей вероятности заедания.

В процессе работы колес в предлагаемой конической зубчатой передаче шаги зацепления частично выравниваются под нагрузкой. Тем самым, создаются предпосылки для выполнения основного требования теории зацепления: равенство шагов зацепления у парных зубчатых колес.

Предлагаемая прямоэубая коническая передача собирается иэ зубчатых колес с эвольвентными профилями зубьев, с одинаковыми шагами зацепления в среднем торцовом сечении каждого из них.

Для обработки таких колес используется стандартное оборудование, не требуется дополнительная технологическая оснастка и переналадка зубообрабатывающего станка. В связи с этим, такая передача весьма экономична.

Формула изобретения

Прямоэубая коническая зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с равными номинальными шагами зацепления в среднем торцовом сечении каждого иэ колес, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения плавности работы и КПД, ведущее колесо смещено вдоль оси к номинальной точке пересечения осей колес на величину.42 4

АиР

23соь4 ведомое — от той же точки на величину aoo дЕ

27соЫ

15 а ось ведомого колеса смещена параллельно по номинальной плоскости расположения осей в направлении,противоположном вектору скорости в зоне

20 зацепления колес, на величину

4 ao

4 eood.

- разность шагов зацепления в среднем торцовом сечении между ведущим и ведомвам зубчатыми колесами, опреде-. ляемая по формуле

b - =1,6 A + 0,0022 где

ЗО

Z — число зубьев ведущего колеса;

Z1 — число зубьев ведомого колеса; с - угол зацепления;

33 4 - нормированное отклонение шага зацепления, мм;

Я - окружное усилие, Н;

m — модуль.

Источники информации, щ принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 662770, кл.F 16 Н 1/06, 1979 (прототип).

868193

Составитель A.Èàòâååâ

Редактор М.Ткач Техред С.Мигунова Корректор М.Коста

ЗаКаз 8280/43 Тираж 10009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4