Прямозубая коническая зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскии
Социалнстическмк
Республик
868193 К АВТОРСКОМУ СВ ТВЯЬСТВУ (6f ) Дополнительное к авт. санд-ву— (22) Заявлено 16. 01. 80 (2t) 2868946/25-28 (51)М. Кл з
F 16 H 1/14 с присоединением заявим Нов
Государственный комитет
СССР ио делан изобретений и открытий (23) Прнормтет— (5З) УЛХ621.833 (088.8) Опубликовано 3009,81, бюллетень 49 36
Дата опубликования описания 300981 (72) Авторы изобретения
A.Ô.Eðoôååâ, В.Г.Гущин и И.И.Артейов (Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54 ) ПРЯМОЗУБАЯ КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пересекающимися осями.
Z — число зубьев ведущего коле1 са;
Z — число зубьев ведомого колей са;
d- — угол зацепления;
А — нормированное отклонение шага зацепления, мм;
20 окружное усилие, Н;
m — модуль.
На фиг.1 изображена прямозубая коническая передача; на фиг.2 — от" носительное положение зубьев при заполюсном зацеплении с нулевой нагрузкой; на фиг.3 — положение осей зубчатых колес передачи.
Передача содержит ведущее 1 и ведомое 2 прямозубые конические коле30 са. При монтаже передачи ведомое коИзвестна прямозубая зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с равными номинальными шагами зацепления в среднем .торцовом сечении каждого из колес $1).
Недостатком этой зубчатой передачи является невысокая плавность ее работы и низкий КПД.
Цель изобретения — повышение плавности работы и. КПД передачи °
Поставленная цель достигается тем, что ведущее колесо смещено вдоль оси к номинальной точке пересечения осей колес на величину
aZ<
АМРОМ 23 c os* ведомое — от той же точки на величину
АИРО а ось ведомого колеса смещена параллельно по номинальной плоскости расположения осей в направлении, противоположном вектору скорости в зоне зацепления колес, на величину д
5 4 c o s cA где д — разность шагов зацепления в среднем торцовом сечении между ведущим и ведомым зубчатыми колесами, определяе-!
О мая по формуле д= 1,6 А + 0,0022
Я..
868193 лесо 2 смещается относительно номинального положения на величину f <>, ведущее 1 - на величину f p и изМР,,1 ди, меняется межосевое расстояние на величину fA . В описываемой передаче вершины начальных конусов не совпадают.
Шаг зацепления Р „ ведущего колеса
1 увеличивается по сравнению с шагом зацепления Р ведомого колеса 2 на величину а, лежащую в пределах суммарной упругой деформации зубьев.
Укаэанная разность шагов зацепления обеспечивает кромочный контакт в за-, полюсном зацеплении и коэффициент перекрытия, близкий к единице. В момент пересопряжения зубьев жесткий удар воспринимается серединами профилей.
Все это ведет к повышению плавности работы, КПД н к меньшей вероятности заедания.
В процессе работы колес в предлагаемой конической зубчатой передаче шаги зацепления частично выравниваются под нагрузкой. Тем самым, создаются предпосылки для выполнения основного требования теории зацепления: равенство шагов зацепления у парных зубчатых колес.
Предлагаемая прямоэубая коническая передача собирается иэ зубчатых колес с эвольвентными профилями зубьев, с одинаковыми шагами зацепления в среднем торцовом сечении каждого из них.
Для обработки таких колес используется стандартное оборудование, не требуется дополнительная технологическая оснастка и переналадка зубообрабатывающего станка. В связи с этим, такая передача весьма экономична.
Формула изобретения
Прямоэубая коническая зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с равными номинальными шагами зацепления в среднем торцовом сечении каждого иэ колес, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения плавности работы и КПД, ведущее колесо смещено вдоль оси к номинальной точке пересечения осей колес на величину.42 4
АиР
23соь4 ведомое — от той же точки на величину aoo дЕ
27соЫ
15 а ось ведомого колеса смещена параллельно по номинальной плоскости расположения осей в направлении,противоположном вектору скорости в зоне
20 зацепления колес, на величину
4 ao
4 eood.
- разность шагов зацепления в среднем торцовом сечении между ведущим и ведомвам зубчатыми колесами, опреде-. ляемая по формуле
b - =1,6 A + 0,0022 где
ЗО
Z — число зубьев ведущего колеса;
Z1 — число зубьев ведомого колеса; с - угол зацепления;
33 4 - нормированное отклонение шага зацепления, мм;
Я - окружное усилие, Н;
m — модуль.
Источники информации, щ принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 662770, кл.F 16 Н 1/06, 1979 (прототип).
868193
Составитель A.Èàòâååâ
Редактор М.Ткач Техред С.Мигунова Корректор М.Коста
ЗаКаз 8280/43 Тираж 10009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4