Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСК©Д4У СВ ТИ1ЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<„,868311

-Q (61) Дополнительиее к авт. саид-ву— (5()М. Кл3 (22) Заявлено 220180 (21) 2872870/25-28 t с присоединениам залеки МG 01 В 5/20

Государственный коинтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) ПриоритетОпубликаеане 3009.81„6юллетень Но 36

Дата опубликования описания 390981 (53) YI4K 531. 717, 2:

:621.838 (088.8) (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ И CBOPKH ПАРЫ КОНИЧЕСКИХ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машино- строению, а конкретнее к контролю И сборке зубчатых колес.

Известен способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес, при котором колеса устанавЛивают на контрольно-обкатном станке и производят подгонку суммарной эоны касания таким образом, чтобы после установки колеС в редукторе под нагрузкой пятно г. контакта на зубьях колес занимало необходимое расположение и имело заданную конфигурацию. В этом случае . происходит учет деформаций, возникающих прн приложении нагрузки (1).

Недостаток этого способа заключается в том, что по результатам подгонки сухарной эоны касания нельзя сказать, будет ли получено удовлетворительное пятно контакта под нагрузкой в редукторе. Операцию подгонки и сборки приходится повторять многократно, что приводит к большим потерям времени.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес, .заключамцийся в том, что зубчатые колеса устанавливают на контрольнообкатном станке в номинальное поло- 30 жение и производят подгонку суммарной зоны касания сопряженных зубьев до требуемого оптимального положения, а затем устанавливают колеса в корпусе передачи. Этот спо-, соб применим в случае, когда нагрузки на зубья сравнительно.невели" ки и не могут привести к существенному изменению положения пятна контакта (2).

Однако при нагружении зубчатой передачи в условиях работы изменяется относительное расположение зуб" чатых колес, составляющих передачу, из-за изменившихся условий работы пары (усилия в зацеплении, температурные изменения и т.д.) . Передача при этом работает не в оптимальных условиях, изменяется расположение и конфигурация пятна контакта и увеличивается неплавность работы зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение качества зацепления и увеличение производительности сборки.

Поставленная цель достигается тем, что на контрольно-обкатном станке дополнительно дискретно смещают зубчатые колеса в обоих направлениях вдоль оси от номинального положения

868311 и находят соответствие между положением суммарной эоны касания и величинами смещений, а после установки колес в корпусе передачи в номинальном положении нагружают их, определяют положение пятна контакта и сравнением с положением зон касания наЪ ходят величину смещения колес, при котором суммарная зона касания располагается на поверхности зуба

: в положении, близком к расположению пятна контакта под нагрузкой, после ,чего смещают их от номинального положения на найденную величину „но в обратном направлении.

Способ осуществляется следующим образом. 15

Пару зубчатых колес устанавливают на кон троль но-обк ат ном станке наносят на нх зубья маркирующий слой, включают привод станка и определяют суммарную зону касания на зубьях. 20

Находят наилучшее с точки зрения плавности работы и требований к кон» такту расположение и конфигурацию суммарной зоны касания сопряженных зубьев и при этом устанавливают соответствие между смещениями, например, ЬМ одного из колес вдоль оси и положением пятна контакта (сй. чертеж). Из чертежа видно, что при последовательных смещениях колеса вдоль оси пятно контакта перемещается по направлению от носка зуба к пятке и от вершины к впадине. В наилучшем положении величина A М принимается равной нулю. Затем эту пару зубчатых колес устанавливают в редуктор 35 с монтажными расстояниями, при которых достигается соответствующее по конфигурации и месту расположения пятно контакта. После включения привода зубчатые колеса прирабатывают- 4О ся под нагрузкой, а следы приработки фиксируются. Под действием усилий в зацеплении и из-за изменения положения колес вследствие изменившихся условий зацепления следы приработ- 4 ки оказываются смещенными относительно положения, принятого за номинальное. Практически это означает, что при работе под нагрузкой условия зацепления зубьев сопряженных колес не являются оптимальными. В соответ- 1 0 ствии с чертежом определяется положение пятна контакта, наиболее близкого к расположению следов приработки, и определяют величину соответствующего этому положению смещения AM. 55

Затем колесо, смещения которого фик-. сировались на чертеже, смещают на зту величину вдоль оси в противоположном направлении. В результате этих операций зубчатые колеса пары располагаются относительно друг друга в положении при котором условия зацепl ления без нагрузки не являются лучшими, однако под нагрузкой в рабочих условиях они приходят в положение, соответствующее оптимальным условиям зацепления.

Технико-экономический эффект от применения предлагаемого способа. заключается в повышении качества зацепления зубчатых колес и в увеличении, в связи с этим, долговечности колес.

Формула изобретения

Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес, заключающийся в том, что зубчатые колеса устанавливают на контрольнО-обкатном станке в номинальное положение и производят подгонку суммарной зоны касания сопряженных зубьев до требу" емого оптимального положения, а затем устанавливают колеса в корпусе передачи, о т л и ч а ю Ш и и с я тем, что, с целью повышения качества зацепления и увеличения производительности сборки, на контрольно-обкатном станке дополнительно дискретно смещают зубчатые колеса в обоих направлениях вдоль оси от номинального положения и находят соответствие между положением суммарной зоны касания н величинами смещений, а после установки колес в корпусе передачи в номинальном положении нагружают их, определяют положение пятна контакта и сравнением с положением зон касания находят величину смещения холес, при котором суммарная эона касания располагается на поверхности зуба в положении, близком к расположению пятна контакта под нагрузкой, после чего смещают их от номинального положения на найдейную величину, но в обратном направлении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кедринский В.Н. и др. Станки для обработки конических зубчатых колес. М., Машиностроение, 1967, г. 94-98, 2. Калашников С.Н. и др. Контроль производства конических зубчатых колес. И., Машиностроение .

1976, с. 151 (прототип).

868311

+ O f

-о,г

-0,3 — Ot lt

Составитель Л.Кениг

Редактор К.Лембак Техрвд N.Ðåéâeñ Корректор М.Коста

Заказ 8297/49 Тираа б45 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, й-35, Раушская наб.:, д. 4/5

ЮЮ

Филиал ППП Патент, г. уигород, ул. Проектная, 4

Смещение одиль оси аН

Положение и яарактер оявна контакта