Способ сборки конических зубчатых передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ВТИЛЬСТВУ
<т868312
Ф
\ (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву— (22) Заявлено 2201,80 (21) 2872919/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет»
Опубликовано 300281. Бюллетень Й9 36
Дата опубликования описания 3009.81 р )м. к .
С 01 В 5/20
Государственный комитет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй (5З) УДК Ь31. П. .2:621.883 (088.8) (72) Авторы изобретения
И.П. Нежурин, В.С.Погорелов, В. и В.Р.Каулин (71) Заявитель
{54) СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ
ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к машиностроению и может. быть использовано при сборке конических зубчатых передач, работающих прн повьааенных нагруэ-к ках.
Наиболее близким к предлагаемому является способ сборки конических зубчатых передач, заключающийся в тоба, что зубчатые колеса устанавливают иа контрольно-обкатном станке в номинальном положении, осуществляют подгонку положения и конфигурации суммарной зоны касания сопряженных зубьев, устанавливают колеса в корпус передачи и прирабатывают их нод нагрузкой (1).
Недостаток этого способа заключается в том, что на контрольнообкатном станке при этом не получают удовлетворительной плавности рабо- 2О ты, в связи с чем и при работе в корпусе под нагрузкой также не достигаются оптимальные результаты по этому показателю точности. Это;. происходит из-эа того, что после эубо обработки пятно контакта получают смещенным от оптимального расположения часто с выходом на кромку. Кро» ме того, для того чтобы уверенно получить пятно контакта при сборке в ЗО нужном месте, при нарезании зубьев стараются получить значительную модификацию поверхности зубьев. Высокая степень локализации также приводит к снижению плавности работыпередачи,а уменьшение площади зубьев передающей нагрузку, ведет к увеличению концентрации нагрузок. Дополнительная же зубообработка с целью преднамеренного искажения поверхности зубьев ведет к снижению производительности труда при обработке зубчатых колес.
Цель изобретения — повышение иагруэочной способности, плавности и долговечности конических зубчатых передач.
Укаэанная цель достигается тем, что при подгонке увеличивают суьвеар ную зону касания по всей поверхности зуба беэ выхода на кромки, последовательно смещают зубчатые колеса в корпусе вдоль их осей относительно номинальных монтажных расстояний и визуально фиксирует совпадение следов приработки и суммарной зоны касания.
Способ реализуется следующим об» разом.
868312
Формула изобретения
Составитель Л.Кениг
Редактор К.Лембак Техред T.Маточка Корректор Г.Огар
Заказ.8297/49 Тираж 645 Подписнее
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений. и открытий
113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
4 Пару зубчатых калес устанавлива- ют на контрольно-обкатном станке, обеспечивая наилучшие показатЕли зацепления (пятно контакта и плавность работы) и требуемый боковой зазор, после чего зубчатые колеса устанавливают в корпус передачи в положение, смещенное относительно номинального на такую величину и в направлении, при которых обеспечивается под нагрузкой перемещение пятна контакта в наилучшее положение.
Определение величины и направления смещения зубчатых колес производится экспериментальным путем в следующей последовательности.
Первоначально устанавливают пару в корпус при номинальном положении зубчатых колес,, затем производят приработку пары под нагрузкой. При этом следы приработки на боковых поверхностях зубьев не соответствуют номинальному положению. По характеру следов приработки производят смещение шестерен и колеса, добиваясь равномерной йриработки на зубьях, соответствующей номинальному положению, и фиксируют при этом величину и направление смещения, шестерни и колеса. После этого установку пар зубчатых колес в партии осуществля- ют со смещением на найденные величины, при этом пятно контакта и плавность работы становятся оптимальными.
Таким образом, предлагаемый метод сборки позволяет повысить точность работы зубчатых колес, увеличить их долговечность и снизить себестоимость по обработке и сборке на 20-30%, Способ сборки конических зубчатых передач, заключающийся в том, что зубчатые колеса устанавливают на контрольнообкатном станке в номинальном положении, осуществляют подгонку положения и конфигурации суммарной зоны касания сопряженных зубьев, устанавливают колеса в корпус передачи
>5 и прирабатывают их под нагрузкой, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, плавности н долговечности зубчатых передач, при подгонке увеЩ личивают суммарную зону касания по всей поверхности зуба беэ выхода на кромки, последовательно смещают зубчатые колеса в корпусе вдоль нх осей относительно номинальных монтажных расстояний н визуально фиксируют совпадение следов приработки ,и суммарной зоны касания.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Кедринский В.Н. н Пнсманик К,И.
Станки для обработки конических зубчатых колес. М., Машиностроение, 1967, с. 94-98 (прототип).