Способ диагностики механизмов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
,868408
Сото э Севетсиин
Сецмалистичееиин раслублтлт (61) Дололнительное к авт. саид-ву (Sl )M. К.я.
G 01È13/02
6 01111/00
{22)Заявлено 13.08 79 (21) 2814154/18-28 с присоединением заявки М—
{23)Приоритет
ВвфдэретвинМ кввнтвт
CCCP ав квази нмбретеннй я етнрытнй
Опубликовано 30. 09.81. Бюллетень М 36 (53 } УД К 620.,1. .001.5 (088.8) Дата опубликования описания 30.09.81
В.Н. Костюков, С.А, Морозов, С.Г. Трушникови Г.А. Гетманская (72) Авторы изобретения
{71) Заявитель
«, (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ
10!
Изобретение относится к виброакустической диагностике механизмов периодического действия и может быть использовано в устройствах и системах, предназначенных для оценки технического состояния механизмов без разборки с автоматической привязкой к скоростному режиму по параметрам вибросигнала, измеренного на их корпусе.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ диагностики механизмов, заключающийся в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его, посредством фильтра выделяют составляющую электрического сигналат по параметрам которой осуществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствукщую его коррекцию (I) .
Недостатком данного способа явля-. ется узость диапазона коррекции скоростей, в котором привязка осуществляется автоматически из-эа наличия полосового фильтра. Способ применяют при диагностике механизмов на скоростных режимах, отличающихся от номинального не более чем на 3-5Х.
Цель изобретения - расщирение диа-. пазона коррекции скоростного режима.
Указанная цель достигается тем, что фильтр выбирают перестраиваемий гребенчатый, измеряют сумму амплитуд гармоник на его выходе и фиксируют максимум этой суммы, а коррекцию скоростного режима производят по полученному результату.
На фиг. 1 изображена блок-схема устройства, реализующего споооб; на фиг. 2 и 3 - амплитудно-частотные диаграммы, поясняющие работу схемы.
Устройство, реализующее способ, содержит вибропреобразователь 1, устанавливаемый на корпусе днагнос..гируемого механизма, согласующее устройство 2, блок 3 обработки и расФормула изобретения
3 8684 познавания, гребенчатый фильтр 4, устройство 5 управления и устройство б отображепия результатов диагностики.
Сущность способа диагностики механизмо® ° заключается в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его.
Посредством гребенчатого фильтра 4 выделяют составляющую электрического сигнала, по параметрам которой осу- 1с ществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствующую его коррекцию, перестраиваемый гребенчатый фильтр 4. Затем из-. меряют сумму амплитуд гармоник (фиг.2) 15 на его выходе и фиксируют максимум этой суммы (фиг. 3). Коррекцию скоростного режима производят по полученном результату.
Вибрации диагностируемого механиз- 2о ма с помощью вибропреобразователя 1 преобразуются в электрический сигнал и через согласующее устройство 2 поступают на блок 3 обработки и распознавания и на вход гребенчатого 25 фильтра 4.
Выходной сигнал гребенчатого фильтра 4 поступает на вход устройства 5 управления, которое перестраивает параметры блока 3 обработки и распознавания и частоту настройки гребенчатого фильтра 4 до тех пор, пока сигнал на выходе последнего не достигает глобального максимума (фиг. 3).
Как только это произойдет, устройст- 35 во 5 управления прекращает перестрой-: ку гребенчатого фильтра 4 и блока 3 обработки и распознавания, парамет- ры которого будут соответствовать скоростному режиму диагностируемого механизма. Результаты диагностики отображаются устройством 6 отображения.
При изменении скоростного режима механизма изменяется амплитудно-час- 45 тотный спектр его вибраций и сиг" нал на выходе гребенчатого фильтра 4 уменьшается, вследствие чего устройство 5 управления вновь начинает перестраивать гребенчатый фильтр 4 и 50 блок 3 обработки и распознавания.
В момент появления глобального максимума выходного сигнала гребенчато08 4 го фильтра 4 устройство 5 упра прекращает. его перестройку и переотройку параметров блока 3 обработки и фильтрации 1 которые в этот момент соответствуют новому скоростному режиму механизма.
Предлагаемое устройство применительно к шестеренным насосам, привязку осуществляют в рабочем диапазоне оборотов насоса (2500-6000 об/мин)
1 что позволяет диагностировать его и производить коррекцию в указанном скоростном режиме..
Способ позволяет автоматизировать процесс распознавания спектра и идентификацию его частотных составляющих
1 которые являются важнейшим звеном в виброакустической диагностике меха низмов.
Применение данного способа дает зкономический эффект в устройствах диагностики эа счет упрощения подключения устройства к объекту диагностики.
Способ диагностики механизмов, заключающийся в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его, посредством фильтра выделяют составляющую электрического сигнала, по параметрам которой осуществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствующую его коррекцию, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона корреции скоростного режима, фильтр выбирают перестраиваемый гребенчатый, измеряют .сумму амплитуд гармоник на его выходе и фиксируют максимум этой суммы, а коррекцию скоростного режима производят по полученному результату.
Источники информации, принятые. во внимание при экспертизе
1, Карасев В.А., Максимов В .П.
Сидоренко N.Ê. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей. М., "Машиностроение", 1978, с. 127, рис. 4. 17 а (прототип).
868408
lPtl< !
Р 8
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель А. Пикав
Редактор Е. Лушникова Техуед А.Савка Корректор B. Бутяга
Заказ 8305/54 Тираж 910 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. . 4 5