Ограничитель вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОУСКОМУ СВИДЕТИИЬСТВУ
Сееэ Соаетсаик
Сецналистнческнк
Ресвубвюс (6f ) Дополнительное н авт. свид-ву Р 734638 (5f)+, Яд.з (22) Заявлена 111278 {21) 2694728/18-24. с присоединением заявки ¹G 05 G 5/04
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
{23) ПрйоритвтОпубликовано 3009,81,.Бюллетень N9 36
Дата опубликования описания 3009.81 (53) УДК 621-525 (088. 8) (72) Лвтор изобретения
В.Л.Иванов (71) Заявитель (54) OIÐAÍÈ×ÈTÅËÜ ВРАЩЕНИЯ
Изобретение относится к системам управления, а именно к ограничителям вращения, и может быть использовано в областях техники, где требуется ограничение наибольшего угла поворота в многооборотных кинематических линиях»
В некоторых механических системах управления функцию стопорения систе«. мы выполняют ограничители вращения как наиболее точные из стопорящих механизмов.
По основному авт.св. В 734638 известен ограничитель вращения, содержащий корпус, в котором размещен вал с винтовой канавкой, на валу установлены подвижный и ограничительный упоры с контактными выступами, причем каждый ограничительный упор выполнен из двух деталей, одна нз которых закреплена на harry, а другая установлена подвижно относительно первой и упруго сопряжена с ней (1).
Цель изобретения — поныаение надежности стопорения.
Поставленная цель достигается тем, что ось поворОта подвижной детали ограничительного упора смещена относительно оси вала.
На фиг. 1 представлен предлагаемый ограничитель вращения, продольный разрез на фиг. 2 - разрез A-А на фиг.1; на фиг. 3 - ограничительный упор в аксонометрической проекции. . В предлагаемом ограйичителе в корпусе 1 на опорах 2 вращения разме щен вал - ходовой винт 3, на котором
30 установлены подвижной упор - ходовая гайка 4 и ограничительные упоры, например разжимные кольца 5. Эти .кольца установлены с противополож ных сторон гайки и могут быть зафикf5 .сированы относительно винта, например, трением в резьбе с помощью винта 6, штифта и других видов разъемных соединений. Для исключения возможного смещения гайки на резьбе вин2g та при большом крутящем моменте,. возникающем при стопорении, кольцо содержит подвижную (стопорящую) де-. таль 7, выполненную, например, в виде сектора. Этот сектор 7 сопряжен с
25 резьбой и консольно соединен с неподвижной деталью 8 упругой переьычкой образованной посредством продольного и поперечного пазов 10 и 11 (фиг. 3). Подвижная деталь 7 может а(т быть также выполнена в виде отдель86 8731 ной детали и соединена с неподвижнои деталью 8, например, при помощи шарнира, ocb вращения которого смещена относительно оси ходового винта.
Подвижная деталь 7 содержит. контактный выступ 12, выполненный в форме клина с углом О -. Нижней своей частью выступ 12 опирается на резьбу а верхняя поверхность 13 выполнена наклонной. Угол с зависит от материалов сопрягаемых деталей: ходового винта 3, подвижной детали 7 и ходовой гайки 4 или от покрытий поверхности 13, сопрягаемой с поверхностью выступа 14, расположенного на ходовой гайке 4, и сопрягаемых реэьбовых поверхностей выступа 12 и ходового винта 3.
Ограничитель работает следующим образом.
При вращении винта 3 ходовая гайка 4 перемещается аксиально вдоль направляющей корпуса 1. Направление перемещения зависит от направления вращения и резьбы ходового винта.
Пределы перемещения ограничиваются положением колец 5 на ходовом винте.
Кольца вращаются вместе с ходовым винтом. Вблизи кольца выступ 14 стыкуется с поверхностью 13 и перемещается по ней под действием окружно« го усилия.
Окружное усилие в точке соприкосновения кулачков раскладывается на две составляющих — касательное и радиальное. Под действием касательного усилия кольцо 5 стремится сдвинуться по резьбе относительно ходового винта. Под действием радиальной составляющей подвижная деталь 7 смещается относительно неподвижной детали 8 кольца 5„ поворачиваясь при этом вокруг перемычки 9, Таким образом, радиальной составляющей выступ 12 прижимается к резьбе ходового винта, увеличивая сцепление кольца с гайкой, Величина радиальной составляющей зависит от угла а . С целью исключения эалипания стыкуемых выступов 12 и 14 угол < должен быть мень" ше угла самоторможения. Это может будть достигнуто набором материалов или покрытий стыкующих поверхностей, а также заменой трения скольжения трением качения, например, путем выполнения упоров в виде роликов, при» менением твердой смазки и т.п.
При реверсе поверхность 13 кольца 5 отходит от стыкуемой поверхности выступа 14, а гайка 4 начинает перемещаться в противоположную сторону вдоль оси винта.
15 Выполнение ограничителя вращения. с упорными кольцами, состоящими иэ двух частей, позволяет создать в кольце независимые подвижные рабочие детали, одна из которых поддерживает
Щ кольцо на ходовом винте в период беэнагруэочного режима (до момента стопорения), а другая усиливает сцепление с винтом в момент стопорения при возникновении наибольших рабочих нагрузок. Это исключает необходимость в максимальной затяжке винта крепления кольца, а также сбой ограничителя вращения в момент стопорения и тем самым повышает надежность устрой,ства.
Формула изобретения
Ограничитель вращения по авт.св, Р 734638, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, ось поворота подвижной детали ограничительного упора смещена относительно оси вала.
Источники информации., 4О принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 734638, кл, G 05 G 5/00, 22.02.78 (прототип).
868731
luis
Составитель О. Гудкова
Техред М.Гергель
Корректор И. КостаРедактор И. Михеева филиал ППП "Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 8328/70 Тираж 943 Подписное
ВНИИПИ Гооударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, E-35, &аушская наб., д. 4/5