Жаропрочный сплав на основе никеля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ, содержащий хром, кобальт. вольфрам, молибден, алюминий, титан, бор, церий, отличающийся тем,что, с целью повышения пластич-. ности и коррозионной стойкости при температурах 800-950 0, он дополнительно содержит ниобий, кальций, цирконий при следующем соотношении компонентов , мас.%: 12,5-14,0 Хром 4,0-6,0 Кобальт 4,0-6,0 Вольфрам 1,5-2,5 Молибден 2,8-3,2 Алюминий 4,5-5,5 Титан 0,01-0,05 Бор 0,02-0,05 Церий 0,05-1,0 Ниобий (П 0,005-0,01 Кальций 0,005-0,01 Цирконий Остальное Никель § 00 Од ;о СО а м
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„, 869362
А (51)4 С 22 С 19/05
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2928707/22-02 (22) 23.05. 80 (46) 23. 12. 86. Бюл. У 47 (71) Запорожский машиностроительный институт им. В.Я.Чубаря (72) С.Б.Беликов, А.Д.Коваль, А.С.Кравец, Г.В.Кулыгин, Е.Е.Левин, Б.С.Натапов, Е.Л.Санчугов, Я.Е.Чивиксин, Б.И.Чирков, И.И.Шопов и А.А.Юргенсон (53) 669.24-018.821(088.8) (56) Справочник rio авиационным материалам. Отв. редактор А.Т.Туманов, изд. ° 5-е, переработанное и дополненное, т. III. — Коррозионностойкие и жаропрочные стали и сплавы. М.: Машиностроение, 1965, с. 525. (54)(57) ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ
НИКЕЛЯ, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, алюминий, титан, бор, церий, отличающийся тем, что, с целью повышения ппастич-. ности и коррозионной стойкости при температурах 800-950 С, он дополнительно содержит ниобий, кальций, цирконий при следующем соотношении компонентов, мас.Ж:
Хром 12,5-14,0
Кобальт 4,0-6,0
Вольфрам 4,0-6,0
Молибден 1,5-2,5
Алюминий 2,8-3,2
Титан 4,5-5 5
Бор 0,01-0, 05
Церий О, 02-0, 05
Ниобий 0 05-1 0
Кальций 0,005-0,01
Цирконий 0,005-0,01
Никель Остальное
869362
Изобретение относится к металлургии сплавов, а именно к жаропрочным литейным сплавам на основе никеля.
Широко известны в металлургии сплавы, содержащие в качестве основы никель, а также хром, кобальт, алюминий, титан, вольфрам, молибден, служащие для изготовления деталей газовых турбин авиационных двигателей, энергетических установок.
Из описанных в литературе жаропрочных сплавов на основе никеля, используемых для изготовления деталей ГТУ, по составу ингредиентов наиболее близок к заявляемому сплаву сплав ЖС6К, который содержит укаэанные ингредиенты в следующих количествах, мас.Х:
Хром 9,5-12, О
Кобальт 4,0-5,0
Вольфрам 4,5-5,5
Молибден 3 5-4,8
Титан .2,5-3,2 ,Алюминий 5 0-6,0
Железо 2,0
Бор 0,02
Церий 0,015
Примеси углерод О, 13-0,20 кремний 0,4 марганец 0,4 сера не более 0,015 фосфор не более 0 015 никель Остальное
Этот сплав имеет кристаллическую структуру и свойства, приведенные в табл. 1.
Пластичность указанного сплава невысока. Кроме того, сплав имеет неудовлетворительную коррозионную стойкость, особенно при применении топлива, содержащего серу, натрий и другие вредные примеси.
Целью изобретения является повышение пластичности и коррозионной стойкости при 800-950 С при сохранении высокой длительной прочности на
4 уровне выбранного прототипа.
Для достижения укаэанной цели в жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, алкииний, титан, бор, церий, дополнительно вводят ниобий, цирконий, кальций, при следующем соотношении компонентов, мас.Ж:
Хром 12,5-14, О
Кобальт 4,0-6, О
Вольфрам 4,0-6,0
Молибден 1 5-2,5
Алюминий 2,8-3,2
Титан 4,5-5,5
Бор О, 01-0, 05
5 Церий 0,02-0,05
Ниобий 0 05-1,0
Кальций 0,005-0,01
Цирконий 0,005-0,01
Примеси углерод 0,07-0,15 кремний 0,4 марганец 0,4 сера не более 0,015 фосфор не более 0,015
i 5 никель Остальное
Повышение содержания хрома, титана и церия, уменьшение содержания молибдена и алюминия, введение кальция увеличивают коррозионную стой20 кость при 800-950 С. о
Введение ниобия, циркония, уменьшение содержания алюминия, повышение содержания титана способствует увели25 чению пластичности при сохранении кратковременной и длительной прочности на уровне прототипа, причем для достижения этих показателей отношение Ti/At должно быть в пределах
1,5-2,0. !
Для получения сплава были подготовлены три смеси ингредиентов, содержащие каждая, мас.Ж: хром 14,0; кобальт 6,0; вольфрам 5,2; молибден 2,5; титан 4,5; алюминий 3 2 ниобий 0 05 бор 0 03; . церий 0,02; цирконий 0,005; кальций
0,005; углерод 0,07; никель остальное (сплав 1);
4р хром 13,2; кобальт 4,8; вольфрам
6»0; молибден 1,9 титан 4,9; алюминий 2,8; ниобий 0,4; бор 0,05; церий 0,05; цирконий 0,08; кальций
0,008; углерод 0,1 1; никель осталь45 ное (сплав 2); хром 12,5; кобальт 4,0; вольфрам 4,0; молибден 1,5; титан 5,5; алюминий 2,8; ниобий 1,0; бор 0,02; . церий 0,03; цирконий 0,01; кальций
gp 0,01; углерод О, 15; никель остальное (сплав 3).
Содержание бора, циркония, церия, кальция соответствует расчетному количеству этих элементов.
Каждая смесь сплавлялась отдельно в вакуумно-индукционных печах.
Полученные сплавы имели характеристики коррозионной стойкости и пластичности, приведенные в табл.2.
869362 прочности. Это позволит увеличить долговечность лопатки газотурбинного двигателя а также повысить темпера1
Ю туру газа перед турбиной на 30-50 С, 5 что эквивалентно повышению мощности
ГТД на 5-77.
Основные свойства предлагаемого сплава представлены в табл. 3.
Как видно из таблицы, коррозионI ная стойкость и пластичность превышают те же величины у известного сплава при сохранении длительной
Т а б л и ц а 1
Предел теку Относительное чести, 0, удлинение, кг/мм Я, Х
Предел проч ности, 6, в
gr/
Температура испытаний, С
1,5
90-100
51-53
1,0
90-94
800
36,6 10
2,0
75-80
900
65,7 -1О
20-2 1
2,5
60
950
Таблица2
1,97 10
72,10 3
0,05
4,0
0 40
1,76 10
1,00
3,6
* Данные по коррозионной стойкости приведены в результате сравнительных испытаний сплавов.
Т а бли цаЗ
3,0-4,0
2,5-3,5
92-96
88-93
80-85
78-83
800
48-50
30-32
1, 1-1,2 10
-3
1, 7-2,0 ° 10
3,0-4,0
75-80
50-52
900
58-62
46-50 3,5-4,5
950
0,005
0,008
0,010
83-85
83-85
51-52
0 005
О, 008
0,010
Длительна прочность, KI /мм (T.=100 ч) Средняя скорость корроsNH Ч, г/м с (тОплиВО с 1X S) впрыск Ка SO», +
+NaC t