Крутосколонный машинно-тракторный агрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Соцнаннстнческнх
Респуелнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ (61)Дополнительное к авт.саид-ау (» 679463 (22) Заявлено 140180 (23) 2868020/30-15 (Я}м. Кл. с присоединением заявки Й2—
A 01 В 59/04
В 62 D 49/08 (23) Приоритет—
Гесуяарственный комнтет
СССР на дмам нзобретеннй н открытпйОпубликовано 07.1081. Бюллетень Ий 37
Дата опубликования описания 07.1081 (53} УДК 621.1.114. .2 (088.8) (72) Авторы изобретения
П.В. Зеленый, В.В. Гуськов, В.В. Яцкевич и В.П. Зарецкий
)
Белорусский ордена Трудового Красного Знаме»ни политехнический институт
P3) Заявитель (54) КРУТОСКЛОННЫЙ МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ
АГРЕГАТ
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к транспортным средствам, предназначенным для движения по склону.
Известен крутосклонный машиннотракторный агрегат для работы на склонах, состоящий из трактора и прицепной сельскохозяйственной машины, остов которой установлен на опорных колесах и связан с трактором с помощью дьаала, причем агрегатируемая машина содержит силовой гидравлический цилиндр, управляемый датчиком поворота трактора относительно машины, выполненным в виде гидравлического рас- 15 пределителя, корпус которого установлен на дышле, а золотник шарнирно связан с трактором (1).
Недостатком известного агрегата является смещение машины относитель- 20 но трактора в поперечном направле нии при движении поперек склона, что вызывается недостаточной устойчивостью машины.
Целью изобретения является повышение устойчивости движения агрегатируемой машины при сохранении ее положения относительно трактора.
Указанная цель достигается тем, что агрегат снабжен вариатором, уста- 30 новленным на оси опорных колес н шарнирно связанным с силовым гидроцнлиндром.
На чертеже представлена схема машинно-тракторного агрегата.
Машиi;но-тракторный агрегат .содержит трактор 1, связанный посредством шарнира 2 с дышлом 3 агрегатируемой машины 4, опорные колеса 5 и 6 которой связаны между собой через фрикционный вариатор, ведущие чашки
7 и 8 которого передают вращение посредством роликов 9 и 10 на ведомую чашку 11. Механизм 12 управления передаточным числом фрикционного вариатора шарнирно связан тягой 13 со штоком 14 силового гндроцнлиндра
15, установленного на агрегатируемой машине. Машинно-тракторный агрегат содержит также распределитель, корпус 16 которого жеетко связан с дышлом 3 машины 4, а золотник 17 тягой
18 шарнирно связан с полэуном 19, установленным на тракторе посредством пружин 20 и 21, предохраняющих устройство от поломки нрн повороте.
На валу 22 установлено опорное колесо 6 н ведущая чашка 8 фрнкционного вариатора, поджимаемая пружиной 23.
Между валами 24 и 25 установлена
869591 муфта 26 с гидравлическим выключением.
На валу 24 установлено опорное колесо 5 и ведущая чашка 7 фрикционного ,вариатора, поджимаемая пружиной 27.
Машинно-тракторный агрегат со держит гидронасос 28, предохранительный клапан 29, нагнетательный трубопровод 30, сливные трубопроводы
31„ распределитель 32 для выключения муфты 26 и запирания силового гидроцилиндра 15.
Машинно-тракторный агрегат работает следующим образом.
При движении машинно-тракторного агрегата по прямой на горизонтальной поверхности муфта 26 может быть выключена и опорные колеса 5 и 6 не связаны между собой.. Если муфта 26 включена, то нагнетательный и сливные трубопроводы 30 и 31 сообщены с золотником 17, который при движении машинно-тракторного агрегата по прямой на горизонтальной поверхности находится в среднем положении, а гидроцилиндр 15 заперт. Ролики 9 и 10 находятся в среднем положении и передаточные числа между ведущими чашками 7 и 8 и ведомой чашкой 11 равны, в результате чего равны частоты вращения опорных колес 5 и 6.
При наезде машинно-тракторного агрегата на поперечный склон агрегатируемая машина 4 начинает сползать вниз по склону. При этом она поворачивается вокруг шарнира 2 против часовой стрелки и тяга 18 перемещает золотник 17, который сооб. щает гидронасос 28 со штоковой полостью гидроцилиндра 15, а бесштоковую полость — со сливом. В результате этого шток 14 гидроцилиндра 15 перемещается вправо и посредством тяги 13 и механизма 13 поворачивает ролики 9 и 10 по часовой стрелке, увеличивая передаточное число между чашкой 7 и чашкой 8. Частота вращения опорного колеса 6 становится меньше, чем частота вращения колеса
5. В результате этого на агрегатируемую машину действует разворачивающий момент, направленный против первоначального смещения (сползания1.
Когда продольная ось агрегатируемой машины совпадает с продольной осью трактора 1, тяга 18 перемещает золотник 17 в среднее положение и запирает полости гидроцилиндра 15
При увеличении угла поперечного склона агрегатируемая машина опять начинает сползать и поворачиваться вокруг шарнира 2 против часовой сТрелки и тяга 18 перемещает золотник
17, который сообщает гидронасос 28 со штоковой полостью гидроцилиндра
15, а бесштоковую полость — со сливом. Шток 14 гидроцилиндра 1 5 перемещается еще дальше вправо и еще больше увеличивает передаточное число между чашкой 7 и чашкой 8, и агрегатируемая машина 4 восстанавливает свою траекторию.
При уменьшении угла поперечного
1 склона агрегатируемая машина начинает взбираться вверх по склону и поворачивается вокруг шарнира 2 по часовой стрелке. При этом тяга 18 перемещает золотник 17, который сообщает гидронасос 28 с бесштоковой
15 полостью гидроцилиндра 15, а штоковую полость — co сливом. В результате этого шток 14 гидроцилиндра 15 перемещается влево и посредством тяги 13 и механизма 12 поворачивает ролики
Щ 9 и 10 против часовой стрелки, уменьшая передаточное число между чашкой
7 и чашкой 8. Разность частот sparaeния опорных колес 5 и 6 уменьшается, а следовательно уменьшается действующий на агрегатируемую машину 4 разворачивающий момент, направленный по часовой стрелке, и агрегатируемая машина восстанавливает свою траекторию, а тяга 18 возвращает золотник
l7 в среднее положение, который запирает полости гидроцилиндра 15.
При разворотах и на переездах машинно-тракторного агрегата муфту 26 необходимо выключить с помощью золотника распределителя 32.
Предложенный крутосклонный машинно-тракторный агрегат позволяет улучшить качество выполнения технологической операции и повысить произвоg() дительность работы.
Формула изобретения
Крутосклонный машинно-тракторный агрегат по авт. св. 9 679463, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения устойчивости движения агрегатируемой машины при сохранении ее положения относительно трактора, агрегат снабжен вариатором, установленным на оси опорных колес и шарнирно связанным с силовым гидроцилиндром.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 679463, кл A 01 В 59/04, 1977.
869591
Составитель С. Мартынов
Редактор Е. Корина Техред Т.Маточка корректор Н. Швыдкая
Заказ 8682/2
Тиралс 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4