Способ изготовления текстурованной ленты из железокремнистых сплавов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
В. Н. Лозовой, В. Н. Выдрин, Л. М. А
В. И. Голяев и Б. К. Соколов (72) Авторы изобретения н
Челябинский политехнический институт ни с комсомола (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕКСТУРОВАННОИ ЛЕНТЫ
ИЗ ЖЕЛЕЗОКРЕМНИСТЫХ СПЛАВОВ
Изобретение относится к металлургйческой промышленности и может быть ис» польэовано на заводах, изготавливаемых холоднокатаную трансформаторную сталь с текстурой (110) ГООЦ .
Известно, что технология изготовления холоднокатаной трансформаторной стали с текстурой (110) АООД включает однократную или двукратную холодную прокат. ку горячекатаного подката 2,5 мм с промежуточным рекристаллиэационным отжигом при 850 С go конечной толщины (0,35-0,25)мм, рекристаллиэационный с обезуглероживанием отжиг при 850оС и о высокотемпературный отжиг при 1150 С
Й защитной атмосфере $1).
Однако такой способ производства не обеспечивает получение высоких. электромагнитных свойств.
Известен способ изготовления текстурованной ленты путем однократной, двукратной или трехкратной холодной деформации методом прокатки в валжах с равными окружными скоростями горячекатаного
2 подката 2,5 мм с промежуточным рекриоталлизациоиным отжигом при 850 С в защитной атмосфере, рекристаллизацион ным отжигом при 850 С, высокотемпературным отжигом при 1150 С в зашит. ной атмосфере 52).
Недостатком этого способа является невысокое качество электромагнитных свойств изделий. Установлено, что применяемый в настоящее время способ прокат о ки в валках, вращающихся с равными окружными скоростями, вследствие неравномерности деформации полосы ухудшает и электромагнитные свойства изделий.
Цель изобретения - улучшение элект I5 ромагнитных свойств иэделий.
Бель достигается тем, что первый. про,ход по крайней мере одной холодной прокатки ведут в валках, вращающихся с со-.
20 отношением окружных скоростей, равным
° соотношению начальной и конечной толщины полосы, с деформацией (2-20)% со средним удельным давлением металла на валки не ниже 5 кгlмм .
9873 4 делий Р, -yp на 0,05 -0,07 вт/кг, магнитную индукцию В на 0,030,04 Т.
Технико-экономическая эффективность
sa иэделий, за счет чего может быть снижен вес и габариты трансформаторов, уменьшен расход электроэнергии при эксплуатации трансформаторов.
3 86
Исследование моказало, что применение комбинированной холодной црокатки, 1 позволяющей совместить многовалковые станы обычной прокатки и станы ПВ, с одной стороны, обеспечивает высокие обжатия полосы на многовалковых стаиах, а с другой стороны, обеспечивает повышение электромагнитных свойств иэделий за счет малых оптимальных деформа ций ПВ. 1о
Пример осуществления способа.
Опробование способа было проведено на трансформаторной стали НЛМЗ; Горячека,таный подкат 2,5 мм был прокатан до - О, .-ГВ мм с промежуточным рекристаллизационным с обезуглероживанием отжигом при 850оC в аэотоводородной смеси (5Ъ Н + 95ЪИ .
Первую и вторую холодную прокатки вели на лабораторном стане ПВ-200 ЧПИ.
Первый проход второй холодной прокатки вели с 0,6 мм до 0,57 мм с рассогласованием скоростей валков с давлением металла на валки 5 кг/мм .
C целью сравнения металл той же кийк вки был деформирован без прокатки с рассогласованием скоростей валков.
Опробование показало, чтоиэделия, попу; ченные предлагаемым способом, имеют удельные потери Р t 0 и магнитную индукцию В%50o соответственно 0,95Вт/
/кг и 1,96 Т, а изделия, псцтученные известным способом, - 1,02 вт/кг-и
1,92 Т.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет улучшить удельныэ потери иэФормула изобретения
Способ изготовления текстурованной ленты иэ железохремнистых сплавов, Вялю чающий горячую прокатку заготовки, холодную прокатку в валках с равными окружными скоростями, реакристаллиэационные и высокотемпературный отжиги, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения электромагнитных свойств иэделий, первый проход по меньшей мере, второй холодной прокатки заготовки ведут в валках, вращающихся с соотношением окружных скоростей не ниже соотношения начальной и конечной толщины полосы, с деформацией (2-20)% и средним удельным давлением металла на валки не ниже
5 кгlмм .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США % 2867557, кл. 148-111, 1975.
2. Патент Японии Ж 44-13074, кл. 10-183, 1969.
Составитель М. Блатова
Редактор T. Морозова Техред А.Савка Корректор Г. Назарова
Заказ 8713/14 Тираж 891 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11303&, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4